Устройство для тепловой защиты электродвигателя

 

Изобретение относится к защите электродвигателя с независимой вентиляцией от повышения температуры. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства . Цель достигается введением блока отключения двигателя вентилятора (БОДВ) 7 с реле управления двигателем (РУД) 4 на выходе. Термодатчики 1 управления вентилятором и термодатчики 2 защиты двигателя при повышении температуры обмоток двигателя выдают сигнал, срабатывает пороговый элемент 3 и БОДВ 7 включает РУД 4, который посредством своих замыкающих и размыкающих контактов управляет включением и отключением вентилятора электродвигателя . 3 ил. kn N3 Ю СО оо оо Фиг. /

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3812669/24-07 (22) 06.09.84 (46) 07.05.86. Бюл. № 17 (71) Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам Всесоюзного производственного объединения «Союзлифтмаш» (72) Ю. M. Гершаник, В. А. Симонов, А. Б. Чуватов, А. Г. Мотовилов и В. А. Илясова (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 357644, кл. Н 02 Н 7/08, 1973.

Авторское свидетельство СССР № 433586, кл. Н 02 Н 7/08, 1974. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ 3АЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

„.Я0„„1229884 А 1 11 4 Н 02 Н 5/04 (57) Изобретение относится к защите электродвигателя с независимой вентиляцией от повышения температуры. Цель изобретения — повышение надежности работы устройства. Цель достигается введением блока отключения двигателя вентилятора (БОДВ)

7 с реле управления двигателем (РУД) 4 на выходе. Термодатчики 1 управления вентилятором и термодатчики 2 защиты двигателя при повышении температуры обмоток двигателя выдают сигнал, срабатывает пороговый элемент 3 и БОДВ 7 включает РУД 4, который посредством своих замыкающих и размыкающих контактов управляет включением и отключением вентилятора электродвигателя. 3 ил.

1229884

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для зашиты элктродвигателей с независимой вентиляцией, например на лифтах.

Цель изобретения — повышение надеж5 ности защиты электродвигателя с независимой вентиляцией.

На фиг.1 показана блок-схема устройства; на фиг.2 — принципиальная схема с использованием блока отключения вентилятора с временной задержкой; на фиг.3 — то 10 же, с использованием блока отключения вентилятора с позиционной задержкой.

Устройство содержит термодатчики 1 управления вентилятором и термодатчики 2 зашиты двигателя, встроенные в обмотки элек!

5 тродвигателя, пороговый элемент 3, реле 4 управления двигателем вентилятора с дополнительными размыкающими контактамй 4 — 1 и 4 — 2 и замыкающим контактом 4—

3, исполнительное реле 5 с замыкающим контактом 5 — 1, размыкающий контакт 6 — 1, реле 6 напряжения, блок 7 отключения . двигателя вентилятора.

Пороговый элемент 3 (фиг.2 и 3) содержит сопротивления 8 — 14 и транзисторы

15 — 18. При использовании в качестве блока

7 отключения двигателя вентилятора блока

25 с временной задержкой, он содержит конденсатор 19, сопротивления 20 и 21, однопереходной транзистор 22 и тиристор 23.

При использовании в качестве блока 7 отключения двигателя вентилятора блока с позиционной задержкой, он содержит коммутационный элемент 24, который замкнут при нахождении исполнительного органа в определенной зоне, например на лифтах, когда кабина находится в зоне основного посадочного этажа.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении, когда на устройство подается питание и температура обмоток электродвигателя ниже температуры срабатывания термодатчиков 1 и 2 (т. е. ниже той температуры, при которой изменение па- 40 раметров термодатчика приводит к изменению состояния порогового элемента 3), на выходе порогового элемента 3 появляется напряжение, так как транзистор 15 закрыт, а транзисторы 16 — 18 открыты. Исполнитель45 ное реле 5 включается по цепи: выход порогового элемента 3 — размыкающий контакт 4 — 2 — контакт 6 — 1 реле 6 напряжения. Реле 6 напряжения включается с небольшой выдержкой после подачи питания в систему управления (достаточной для включения исполнительного реле 5) и остается включенным до снятия напряжения.

Включение реле 5 дает сигнал, разрешающий включение приводного двигателя, при этом реле 5 самоблокируется через свой замыкающий контакт 5 — 1. При появлении на- 55 пряжения на входе блока 7 отключения вентилятора, который связан с выходом порогового элемента 3, в случае использования в качестве блока 7 блока с временной задержкой (фиг.2) тиристор 23 и однопереходной транзистор 22 остаются запертыми, а конденсатор 19 начинает заряжаться через сопротивление 20. Реле 4 управления двигателем вентилятора не включается, при этом двигатель вентилятора будет включен, так как он включается через размыкающие контакты реле 4 (на фиг. не показаны).

По истечении заданного времени, определяемого временем заряда конденсатора 19, напряжение на нем достигает величины, при которой переход эмиттер — база однопереходного транзистора 22 оказывается открытым. В этот момент включается однопереходной транзистор 22, что приводит к разряду конденсатора 19 через цепь эмиттер— база однопереходного транзистора 22 и сопротивление 21. Импульс, снимаемый с сопротивления 21, отпирает тиристор 23, что приводит к включению реле 4 управления двигателем вентилятора. При этом отключается двигатель вентилятора (не показан), реле 5 через переключающий контакт 4 — 2 подключается к источнику питания и отключается от выхода порогового элемента 3.

Исполнительное реле 5 выбрано таким образом, что время его отключения превышает время переключения контактов 4 — 2, поэтому оно остается включенным. При включении реле 4 через контакты 4 — 1 отключаются термодатчики 2 (защиты двигателя) от входа порогового элемента 3. Далее двигатель может работать с отключенным вентилятором.

В случае использования в качестве блока 7 блока позиционной задержки, включение реле 4 будет зависеть от того, в каком положении находится исполнительный орган. Если исполнительный орган находится в зоне срабатывания определенного устройства, например на лифте в зоне основного посадочного этажа, то контакт 24 (фиг.3) этого устройства будет замкнут, и реле 4 включится в исходном положении.

Если в исходном положении исполнительный орган находится вне зоны срабатывания контакта 24, реле 4 будет отключено до момента прихода исполнительного органа в эту зону. После включения контакта 24 реле 4 управления двигателем вентилятора подключается к выходу порогового элемента 3 и самоблокируется через свои контакты 4 — 3.

Если в процессе работы электродвигателя температура обмоток возрастает и становится равной температуре срабатывания термодатчиков 1 управления вентилятором, их сопротивление резко возрастает, достигая величины, при которой транзистор 16 порогового элемента 3 закрывается, и открывается транзистор 15. Транзисторы 17 и 18 также закрываются, поэтому напряжение на выходе порогового элемента 3 исчезает, реле 4 управления двигателем вентилятора теряет пи1229884

Формула изобретения тание и своими размыкающими контактами включает электродвигатель вентилятора.

Контактами 4 — 1 подключаются к входу порогового элемента 3 термодатчики 2. После этого к входу порогового элемента 3 будут подключены параллельно термодатчики 1 и 2, однако при срабатывании величина сопротивления термодатчиков 2 возрастает приблизительно в 15 — ЗО раз по сравнению с сопротивлением термодатчиков 1, и поэтому термодатчики 1 не оказывают влияния на работу порогового элемента 3. Подключение термодатчиков 2 опять приводит к изменению состояния порогового элемента 3, и на его выходе снова появляется напряжение. В момент отключения реле 4 и кратковременного исчезновения напряжения на выходе порогового элемента 3 исполнительное реле 5 не отключается, так как его параметры выбраны таким образом, чтобы время его отключения заведомо превышало время, требуемое на переключение контактов 4 — 2 реле

4 управления двигателем вентилятора и изменение состояния порогового элемента 3.

При отключенном реле 4 исполнительное реле подключено к выходу порогового элемента 3 через размыкающие контакты 4 — 2.

Включение вентилятора может привести к тому, что температура обмоток электродвигателя снизится и параметры термодатчиков 1 изменятся, поэтому, если не принять необходимых мер, вентилятор может попасть в так называемый «звонковый» режим, т. е. начать включаться и отключаться с большой частотой. Чтобы этого избежать, в блоксхему устройства вводят блок 7 отключения вентилятора, который может быть выполнен с временной или позиционной задержкой.

После появления напряжения на выходе порогового элемента 3 блок 7 отключения двигателя вентилятора с временной задержкой (фиг.2) включат реле 4 управления двигателем вентилятора, которое своими размыкающими контактами 4 — 1 отключает термодатчики 2 защиты двигателя от входа порогового элемента 3. При этом, если температура двигателя ниже температуры, при которой срабатывают термодатчики 1, реле

4 включения двигателя вентилятора остается включенным, исполнительное реле 5 через контакты 4 — 2 отключается от выхода порогового элемента 3 и подключается к источнику питанця, двигатель вентилятора отключается через размыкающие контакты реле 4 (не показаны).

Если при включенном вентиляторе температура обмоток электродвигателя не снижается до температуры срабатывания термодатчиков 1 управления двигателем вентилятора, то после включения реле 4 и отключения термодатчиков 2 защиты двигателя через контакты 4 — 1 от входа порогового элемента 3 реле 4 управления двигателем вентилятора снова отключается, так как напря15

Зо

50 жение на входе блока 7 отключения вентилятора, соединенного с выходом порогового элемента 3, исчезает. После этого к входу порогового элемента 3 снова подключаются термодатчики 2 защиты двигателя, включается двигатель вентилятора, исполнительное реле 5 через переключающие контакты 42 отключается от источника питании и подключается к выходу порогового элемента.

В случае применения в качестве блока 7 блока с позиционной задержкой (фиг.З), реле 4 будет отключено до того момента, пока исполнительный орган не окажется в зоне срабатывания. При этом замыкается контакт 24 и подключает реле 4 к выходу порогового элемента 3, которое отключает двигатель вентилятора, самоблокируется через контакты 4 — 3 и через контакты 4 — 2 отключается от выхода порогового элемента 3 и подключается к источнику питания.

Если при включенном вентиляторе температура обмоток электродвигателя не снизилась до температуры срабатывания термодатчиков 1, то после включения реле 4 и отключения термодатчиков 2 через контакты 4 — 1 от входа порогового элемента 3, реле 4 снова отключается, так как контакты 24 блока 7 отключения вентилятора включаются кратковременно. После этого снова отключается реле 4, а к входу порогового элемента 3 снова подклу (!аются тер м од атч и к и 2.

Если, несмотря на включенный вентилятор, температура обмоток электродвигателя продолжает повышаться, то при предельно допустимой температуре срабатывают термодатчики 2 защиты двигателя, изменяя состояние порогового элемента 3, на выходе которого исчезает напряжение. Реле 5 отключения электродвигателя отключается, воздействуя на коммутационные элементы (не показаны), отключающие электродвигатель главного привода от источника питания. Повторное включение электродвигателя возможно после остывания обмоток электродвигателя до температуры срабатывания термодатчиков 2 защиты двигателя и снятия напряжения с устройства управления двигателем (не показано), что необходимо для отключения реле 6 напряжения.

Экономический эффект при использовании изобретения создается за счет уменьшения количества элементов при защите электродвигателя в независимой вентиляцией в сравнении с известными устройствами, одно из которых защищает приводной двигатель, а другое управляет двигателем вентилятора.

Устройство для тепловой защиты электродвигателя, содержащее источник питания, термодатчики, установленные в обмотках электродвигателя и подключенные к входу

1229884

Составитель О. Муратов

Редактор H. Яцола Техред И. Верес Корректор В. Синицкая

Заказ 2233/55 Тираж 612 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 порогового элемента, и исполнительное реле, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности зашиты электродвигателя с независимой вентиляцией, оно снабжено блоком отключения двигателя вентилятора с реле управления двигателем вентилятора на выходе, вход которого подключен к выходу порогового элемента, причем термодатчики защиты двигателя подключены к входу порогового элемента через размыкающий контакт реле управления двигателем вентилятора, а термодатчики управления вентилятором — непосредственно к входу порогового элемента, исполнительное реле через параллельно включенные собственный замыкающий контакт и размыкающий контакт введенного реле напряжения подключено к обшей точке переключающего контакта реле управления двигателем вентилятора, размыкающий контакт которого соединен с выходом порогового элемента, а замыкающий контакт — с источником питания.

Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике - защите тяговых двигателей постоянного тока от перегрузки контролем температуры электроустановки постоянного тока, в частности, на электроподвижных составах и электропроводах постоянного тока, и является дополнительным к изобретению по авт

Изобретение относится к электротехнике - тепловой защите электродвигателя от тока, перегрузки, и может быть использовано для защиты электродвигателей нажимных винтов в прокатном стане и является дополнительным к изо бретенйю по авт.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для температурной защиты погружных электродвига10 Т 12 1111 гелей при любых аварийных режимах

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для зашиты от пережога провода воздушной линии электропередачи (ЛЭП) преимущественно при проведении на ней плавки гололеда

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электродвигателям, и может быть использовано а объектах с циклическим режимом работы электродвигателя на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрооборудованию, и предназначено для защиты асинхронных электродвигателей от токовых и механических перегрузок, может быть использовано на объектах с циклическим режимом работы электродвигателя, на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для защиты электрических сетей с нулевым проводом от несимметричных режимов

Изобретение относится к электрическим аппаратам и может быть использовано в устройствах защиты электродвигателей на базе микропроцессорной техники

Изобретение относится к области электротехники, а именно к области релейной защиты электрооборудования

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах с коллекторными электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам релейной защиты трехфазных электродвигателей от работы на двух фазах и перегрузке
Наверх