Устройство для выравнивания нагрузок тяговых электродвигателей подвижного состава

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ц у В 60 L 15/20

ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3859253/24-11 (22) 21.02.85 (46) 23.05.86. Бюл. У 19 (71) Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) А.Н. Крыгин и Н.С. Назаров (53) 621.335(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1079493, кл. В 60 L 15/20, 1982. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗОК ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, содержащее регулятор тока возбуждения и якорных токов, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с задатчиком силы тяги, задатчиком и датчиком частоты вращения двигателей, а выходы — с выпрямительно-инверторным преобразователем,включенным в цепи питания якорных обмоток и управляемым выйрямителем,включенным в цепь питания обмоток возбуждения, параллельно которым подключены тиристорные ключи, управляющие входы которых соответственно соединены с выходами формирователей импульсов, подключенных входами к выходам блоков ограничения фазы, входы которых соединены с выходами фазорегуляторов, датчик тока возбуждения, „,SUÄÄ 1232521 А 1 подключенный к четвертому входу регулятора тока возбуждения и якорных токов и через блок нелинейности — к одним из входов соответствующих блоков умножения, и датчики якорных токов, подключенные к одним as входов соответствующих блоков сравнения и входам блока выделения максимального сигнала, выход которого соединен с пятым входом регулятора тока возбуждения и якорных токов и с другими входами блоков сравнения, выходы которых соединены через элементы задержки с другими входами блоков умножения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьнпения экономичности, Е оно снабжено источниками смещения, переключателем с размыкающими и saмыкающими контактами, инверторами С: и сумматорами, выходы которых подключены к входам соответствующих фазоре-. гуляторов, а одни входы через одни размыкающие контакты переключаэеля— к одному источнику смещения и одни . замыкающие контакты - к другому источнику смещения, при этом другие,Ю входы сумматоров через другие раз- : 9Ч мыкающие контакты непосредственно 3Я и другие замыкающие контакты и ин- вы вертор — к выходу соответствующего блока умножения.

1232521

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для индивидуального регулирования нагрузок тяговых электродвигателей подвижного состава с двигателями независимого возбуждения.

Цель изобретения - повьппение экономичности °

На фиг. 1 — функциональная блоксхема предлагаемого устройства, на фиг. 2 — временные диаграммы токов и напряжений в элементах устройства.

Устройство содержит регулятор 1 тока возбуждения и якорных токов, к входам которого подключены задатчик

2 силы тяги, задатчик 3 частоты вращения, датчик 4 тока возбуждения, датчик 5 частоты вращения. Датчики

6 и 7 якорных токов тяговых двигателей подключены к входам блока 8 выделения максимального сигнала и к одним из входов блоков 9 и 10 сравнения. Выход блока 8 подключен к входу регулятора 1 тока возбуждения и якорных токов и к другим входам бло25 ков 9 и 10 сравнения. Выходы блоков

9 и 10 через элементы 11 и 12 задержки соединены с одними из входов блоков 13 и 14 умножения, к другим входам которых через блок 15 нелинейности подключен датчик 4 тока возбуждения. Выходы блоков 13 и 14 через замыкающие контакты 16 и 17 переключателя 18 и инверторы !9 и 20 соединены с входами сумматоров 21 и 22. 35

С этими же входами сумматоров 21 и 22 выходы блоков 13 и 14 соединены раэмыкающими контактами 23 и 24. Дру ?ие входы сумматоров 21 и 22 соедине- . ны размыкающим контактом 25 переклю- 40 чателя 18 с одним источником 26, а замыкающим контактом 27 — с другим источником 28 смещения. Выходы сумматоров 21 и 22 соединены с входами фазорегуляторов 29 и 30, выходы кото- 45 рых через блоки 31 и 32 ограничения фазы и формирователи 33 и 34 подключены к входам тиристорных ключей 35 и 36. Тиристорные ключи подключены параллельно обмоткам 37 и 38 возбуж- 50 дения тяговых двигателей, питающихся от управляемого выпрямителя 39. Якорные обмотки,40 и 41,тяговых двигателей подключены к выпрямительно-инверторному преобразователю 42, который, как и выпрямитель 39, подключен к выходу регулятора 1 тока возбуждения и якорных токов.

На временных диаграммах показаны кривая а напряжения на выходе управляемого выпрямителя 39, кривая Б тока управляемого выпрямителя 39, кривая 8 напряжения тиристорных ключей 35 и 36, кривая z напряжения управления на входе тиристорных ключей

35 и 36, кривая д тока тиристорных ключей 35 и 36 при углах о ь регулирования тиристоров управляемого выпрямителя 39 и с, регулирования тиристоров тиристорных ключей 35 и 36.

Выравнивание нагрузок тяговых двигателей основано на индивидуальном регулировании токов возбуждения двигателей, нагрузка которых меньше максимальной. При этом рассогласование нагрузок между регулируемым и наиболее нагруженным двигателем устраняется в режиме тяги уменьшением, а в режиме рекуперативного торможения увеличением тока возбуждения регулируемого двигателя.

Устройство работает следующим образом.

На входах регулятора 1 сравниваются в форме напряжения заданные и действительные значения сигналов от датчиков 5-7 частоты вращения и якорных токов и задатчиков 2 и 3 силы тяги (торможения) и частоты вращения. Разность между заданными и действительными значениями регулируемых параметров воздействует на величину угла открытия тиристоров выпрямительно-инверторного преобразователя 42 и выпрямителя 39. Путем соответствующего изменения угла отпирания тиристоров преобразователя 42 он работает в режиме выпрямителя, через который получают питание якорные обмотки 40 и 41, и режиме инвертора, преобразуя постоянный ток якорных обмоток 40 и 41 тяговых двигателей, работающих в генераторном режиме, в переменный. Через управляемый выпрямитель 39 получают питание обмотки 37 и 38 возбуждения.

Датчиками 6 и 7 измеряются якорные токи параллельных ветвей якорных обмоток 40 и 41 тяговых двигателей, измеренные значения токов поступают в блок 8, который выбирает максимальный ток наиболее нагруженного тягового двигателя. Сигнал, выделенный блоком 8, поступает на вход регулятора 1 и на суммирующие входы блоков 9 и 10 сравнения, на вычитающие входы

1232521 которых подаются сигналы с датчиков

6 и 7 якорных токов. Сигналы, пропор- циональные рассогласованию якорных токов, выделяемые блоками 9 и 10 сравнения, поступают через элементы 11 5 и 12 задержки на входы блоков !3 и

14 умножения, на другие входы которых поступает сигнал от датчика 4 тока возбуждения через блок 15 нелинейности. При этом элементами 11 и 12 задержки исключается влияние процессов буксования (юза) колесных пор на качество регулирования. Блоком 15 нелинейности совместно с блоками 13 и 14 умножения обеспечивается регулирование коэффициента усиления системы по зависимости, близкой к линейной, чем достигается устойчивость системы во всем диапазоне регулирования.

В режиме тяги сигналы от блоков 13 и 14 умножения поступают через размыкающие контакты переключателя 18 на один из входов сумматоров 21 и 22, на другие входы которых поступает сигнал через размыкающий контакт 25 переключателя 18 от источника 26 смещения °

В режиме рекуперативного торможения сигналы от блоков 13 и 14 умно- ЗО жения поступают через замыкающие контакты 16 и 17 переключателя 18 на входы инвертора 19 и 20, выходной сигнал которых поступает на один из входов сумматоров 21 и 22, на дру-З5 гие входы которых через замыкающий контакт 27 переключателя 18 поступают сигналы от источника 28 смещения. Выходные сигналы сумматоров 21 и 22 поступают на входы фазорегуля- 40 торов 29 и 30. Формирование импульсов управления для тиристорных ключей 35 и 36 осуществляют формирователи 33 и 34 импульсов. Входные сигналы формирователей 33 и 34 поступа- 4S ют от блоков 31 и 32 ограничения фазы, обеспечивающих регулирование управляющих сигналов от фазорегуляторов

29 и 30 только при наличии положительного напряжения на анодах тиристорных ключей 35 и 36. . Таким образом, в режиме тяги источник 26 смещения устанавливает начальную фазу сигналов управления относительно фазы напряжения несущей частоты преобразователя 39 на угол

oL = Tl и при увеличении сигнала управления производит его регулирование от Mt =Tt до Qt = „, где d. — угол, ограниченный блоками 31 и 32, увеличивая тем самым величину тока через тиристорные ключи 35 и 36, при этом уменьшается ток возбуждения регулируемого двигателя и, соответственно, увеличивается его нагрузка.

В режиме рекуперативного торможения с помощью инверторов 19 и 20 сигналы управления меняют свою полярность, а источником 28 смещения устанавливается начальная фаза сигналов управления на угол Ы, при этом при отсутствии сигналов управления тиристорные ключи открыты в диапазоне от с доос = là . При увеличении инвертированного сигнала управления произ водится регулирование угла открытия тиристоров тиристорных ключей 35 и

36 orat =с -, до Mt =F что приводит к уменьшению тока через тиристорные ключи 35 и 36 и к увеличению тока возбуждения регулируемого двигателя а следовательно, к увеличению

его нагрузки.

Таким образом, устройство для выравнивания нагрузок тяговых электродвигателей может применяться в резимах тяги и рекуперативного,торможения за счет изменения алгоритма работы тиристоров тиристорных ключей.

Использование предлагаемого устройства позволяет улучшить распределение тяговых и тормозных усилий на

10-12Х, за счет этого снизить на 0,20,4Х расход энергии на тягу поездов и увеличить возврат электроэнергии на 0,3-0,5Х в режиме рекуперативного торможения.

1232521

g Фиг.1

Фи.2

Составитель Н. Лысяков

Техред И.Попович Корректор С. Черни

Редактор В. Петраш

Заказ 2734/19 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам ияобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-тюлиграфнческое предприятие, r. Ужгород, ул. Пр<;-гктная, 4

Устройство для выравнивания нагрузок тяговых электродвигателей подвижного состава Устройство для выравнивания нагрузок тяговых электродвигателей подвижного состава Устройство для выравнивания нагрузок тяговых электродвигателей подвижного состава Устройство для выравнивания нагрузок тяговых электродвигателей подвижного состава 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности, к электроприводам электромобилей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования на тепловозах и большегрузных автомобилях, оборудованных электрической силовой передачей

Изобретение относится к области транспортного машиностроения при создании модульных транспортных платформ особо большой грузоподъемности и может быть использовано для управления транспортными средствами с индивидуальным электроприводом колес

Изобретение относится к области транспорта, в частности к устройствам для автоматического регулирования скорости движения тягового подвижного состава

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в регулируемом электроприводе для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к приводу транспортных средств и может быть использовано в качестве электропривода электромобилей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления тяговыми синхронными электродвигателями с независимым возбуждением в приводах транспортных средств

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно к устройствам передачи на железнодорожный подвижной состав сигналов о допустимой скорости движения по путям перегонов и станций и управления допустимой скоростью движения поезда
Наверх