Статор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на снижение уровня вибрации и шума корпуса статора с сердечником в форме многоугольника . Упругие элементы 1 подвески статора размешены по углам сердечника 2, т.е. в местах его максимальной жесткости, а следовательно , и минимальной вибрации. I з.п. ф-лы, 3 ил. i (Л го со 4 со Ci (. 7

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1234916 А1 (594 Н02К1 18 524

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

К ДBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3691940/24-07 (22) 13.01.84 (46) 30.05.86. Бюл. № 20 (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение «Электросила» им. С. М. Кирова (72) В. А. Терешонков (56) 621.313.04 (088.8) (56) Вибрация энергетических машин.

Справочное пособие/Под ред. Н. В. Григорьева. М.: Машиностроение, Л.О., 1974, с. 260 — 263. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на снижение уровня вибрации и шума корпуса статора с сердечником в форме многоугольника. Упругие элементы 1 подвески статора размещены по углам сердечника 2, т.е. в местах его максимальной жесткости, а следовательно, и минимальной вибрации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

123491 6

Изобретение относится к электромашиностроени(о и касается устройства статора электрической машины с пониженными уровнями вибрации и шума и высокими технологическими, энергетическими и эксплуатационными характеристиками.

Одним из важнейших показателей качества элсктрической машины (ЭМ) является уровень вибрации и шума статора.

Вибрация и шум машины оказывают вредное воздействие на окружающую среду, на установленное рядом оборудование и обслуживаюгций персонал.

Такой же важной проблемой является снижение отходов материалов, достигаемое использованием малоотходной технологии на

15 базе прогрессивных конструкторских решений.

Цель изобретения — — снижения уровня вибрации и шума корпуса применительно к статору с сердечником в форме многоу гол ьн и ка. 20

На фиг. 1 схематически изобра>кен статор с упругими элементами, размещенными по углам сердечника; на фиг. 2 — статор, в котором упругие элеме(п.ы расположены на двух противоположных углах; Il» фиг. 3— поперечное сечение серпе 1:ll(K» квадратной формы и вписанного в неп> ссрд "(1(HK3 круглой формы с наруж((ых(рядиусом.

Статор электрической мя 111(1(ы содер>кис упругие элементы 1 поди ски, р; з; п(сч(ные (фиг. ) по углам сердечника 2,(: ((уп>ль3Q ной, например, квадратной форм .срдсчник 2 установлен в корпусе 3 c(»(fop;(, который посредством лап 4 расположен и» фу:1даменте 5.

На схеме, изображенной i(3 фи(. I, упрх гие элементы подвески разме(IL(. I(LI l(3 уг35 лах сердечника 2 в местах еlo максимальной жесткости, и следовательно, ми((имя.(:— ной вибрации. Габариты корпуса 3 ст поря при этом несколько увел(!(чиваются., (ля статорoв, устанавливаемыx ня ляпы, учитыВЯЯ, что . !апы МОГУ 1 l3blllo IИЯ 1 ьсЯ 1(с Ilo 4Q всей длине корпуса статора, я только в теx местах, где отсутствуют упругие элементы подвески. размещаемые локально в определенных местах по длине и окружности сердечника и корпуса. габариты корпуса статора могут быть уменынены по ширине посредством выполнения его с лапами, утопленными в корпус по ширине в тех местах, где подвеска отсутствует (например, с лапами только в среднеи части по длине корпуса или только в концевых частях корпуса). Для максиM3ëьного снижения уров

50 ня вибрации и шума корпуса статора ЭМ упругис элементы подвески сердечника целесообразно сосредоточивать в районе опорных (3(1 корпуса, причем упругие элемшггы должны обладать податливостыс в радияльНоМ и тангенциальном направлениях.

На фиг. 2 показано размегцение упругих элементов 1 подвески на двуx противоположных углах сердечника 2 в районе опорных лап 4 корпуса 3 статора, который устанавливается с помощью лап 4 на фундамент (раму механизма) 5, при этом два других угла сердечика 2 и корпус 3 служат ограничителями перемещений упругоподвешенного сердечника 2 при возможных ударных сотрясениях статора ЭМ с целью исключения повре>кдения упругих элементов

1. Растояние а между углами сердечника 2 и корпусом 3 (в том числе и величина скоса углов сердечика) выбирается, исходя из обеспечения требуемой податливости подвески в нормальных эксплуатационных режимах работы и исключения больших перемещений сердечника при ударах. Для уменьшеl(HH габаритов машины лапы 4 в местах установки упруl Нх элементов 1 подвески или

IIo Bc(!1 длине корпуса 3 могут выполняться коробчатыми, как изображено íа фиг. 2.

Габариты корпуса 3 статора в этом случае

Яия;!0(.ИЧНЫ TBKOBb(M llPH KPУ Г!(OXI HCIIOЛ1)еllHH сердечика.

В (ex случаях, когда требования вибрации и шуму статора ЭМ обеспечивак>тся уверенно, с цельк> снижения уровня вибрации и шума корпуса без увеличения его габаритов упругие элементы подвески могут размещаться на боковых поверхностях сердс (ника статора квадряпгной формы.

Г1унктиром на фиг. 2 показано разме(цение упругих элементов 1 подвески на бокoBblx поверхностях сердечника 2 в корпусе

3 статора, при этом углы сердечника 2 н корпус 3 использу(отся KBK ol раничители неppxlcl(LEIIHH упругоподвешенного в корпусе 3 сердечника 2 при возмо>Kllbix

)дярных сотрясениях статора для искл!оче«HsI повреждения упругHx эле лентов 1. Соотвстствук>щHx(образом выбирается расстоя1(ие с1 мс.жду у I,(Bx(H сердс чика 2 и кори сом 3.

Эффекз спи>кения уровня вибрации и шума стятора ЭМ с упругo(lo.(BcLI(ñ((I(ûx(сердечником KB3дратной формы при обеспечении высоких тех(гологнческих, энергетически; и экспл атациош(ых показате.(ей и характеристHK достигается следующим образом. )г!я

ПОЯСНЕНИЯ С" (ЦНОСТИ ЭТОГО ЯВЛЕНИЯ IIPHBO;LHTся схема (фиг. 3) поперечного сечения сердечника квадратной формы и круглой формы с наружным радиусом )хч вписа (ной в этот квадрат.

Спинка сердечника кру..loH форм(.! Имеет одинаковую высоту h no окруж((ос(и сердечника и определяется как

h= Ra. (1) где R: — — радиус 1(o дну пазов сердечника.

Радиус по середине спинки серде п(ика круглой формы

R(> == R.. +- hj2 = — К вЂ” h(2 (2)

В случае, если сердечник квадратной формы спинка имеет переменную высоту llo окружности сердеч(гика, достигая макс:(123491 6 мального значения Ь . на углах квадратного сердечника и минимального hnnn равного высоте спинки круглого сердечника

11 = )ъ 1, на боковых поверхностях его

В рассматриваемом случае при скруглении углов сердечника на общую площадь

6% от площади квас1пата

hmnx = - /2(1 — - 0,06/4) К. — Rz =

l,24Rn — Rã (3) т.е. увеличение высоты спинки по сравнению с круглым сердечником составляет

Ahm« =0,24Rn, что весьма существенно.

При расчете магнитной индукции в спинке сердечника квадратной формы и эффективного значения вибрации сердечника используется приведенное значение высоты спинки

hn= (hnnii+hmin) /2=1,12R: — К )h (4) и приведенное значение радиуса по середине высоты спинки

К» = Ro +Ah ) R (5) гдеАЬ = 0,12R — увеличение высоты спинки.

Наружный радиус эквивалентного сердечника круглой формы

К;-. = К-.. + Ь ) К; . (6)

Увеличение высоты спинки сердечника снижает величину магнитной индукции в спинке, повышает жесткость сердечника, улучшает условия его охлаждения. Благодаря снижению магнитной индукции в спинке уменьшаются потери в стали, увеличивается КПД машины, уменьшается намагничиваюгций ток в асинхронных машинах и ток возбуждения в синхронных, в силу чего снижается нагрев обмоток и увеличивается их срок службы, уменьспаются внешние магнитные поля, излучаемые машиной, снижается вибрация сердечника, обусловленная магнитострикцией.

Определим во сколько раз возрастает изгибная жесткость сердечника квадратной формы по сравнению с круглым сердечником. Учитывая, что Ь = h + kahn, = Rp+ kahn/2 H Ка= Rp+h/2 при олинаковых длинах и материале сердечников после выполнения преобразований получим

CnfC = (0,945 + 0,11К /h)i ) 2,1 (7), где С и С вЂ” соотве-.ственно приведенная статическая жесткость сердечника квадратной формы и статическая жесткость серДЕЧНИКа КРУГЛОЙ ФОРМЫ, Ка/)1) 3 (ВЕЛИЧИНа

R /h = 3 соответствует мощным турбогенераторам). По диагональным осям, проходящим через углы сердечника квадратной формы, его жесткость егце выше, чем определенная по формуле (7) .

Вибрации сердечника ЭМ вызываются в оснс яном радиальными переменными магнитными силами, действующими на расточку сердечника статора, и совпадают с ними по фазе. Амплитуды радиального и тангенциального вибрационных перемещений сердечника при изгибных колебаниях под действием радиальных переменных магfflfTffblx сил определяются B виде С+ 3m" I P«Ra i ° f

m- — 1 С(п) „,, С Зт 1 Р R io(n1,. (9)

m(--1) С(11) где гп — порядок колебаний, E = h (ll) /

/12К (и); PiI — амплитуда радиальной си>0 лы; К1 коэффициент динамичности.

Как видно из выражений (7)--(9) при увеличении жесткости сердечника соответственно уменьшаются его вибрация и шум, причем в случае сердечника квылратной формы амплитуды вибрацнонных переме15 сцении ооковых поверхностен такого сердечника меньше, чсxl наружной поверхнос1и сердечника круглой формы, вписанной в этот квадрат, а амплитуды BH6p3LIHolIHI>fx перемегцений углов квадратного сердечника в свою очередь меньше, чем боковых повеpxllocTPй его.

Размещение упругих элементов между наружной поверхностью ссpzc«fiffffi;»f корпусом — упругая подвеска сердечника l3 корпусе статора позволяет существенно снизить уровень вибрации, передаваемой от сердеч3lfIE3 К КОРПУ СУ CT«1TOP«1, 113 BC I if Ili IIУ КОэффициента передачи вибрации К, хырактеризуюгцего эффективность подвески. Амплитуда вибрационного персмегцення корпусы в этом случае ны;с1лсггcH по формуле

VE= к с . (10)

Величина коэффици llòà К определяется lloдатливостью у11ругих элемснтсгв полнсски и составляет обычно около 0,4. что лы T снижение вибрации корпусы по i p3Bllcíèþ с сердечником в 2,5 разы или «Ч лБ. Coîòветственно снижав гся урссн1е11ь возлуlllllol шума. создаваемого колеб.1ю1ц йся 11овсрхностью корпуса статоры.

Лля статора Э.Ч с сЕ рлс .ником много4, ., 1» P, :Ц - и Ф 1мы УРс1вень вибрации и шумы кор11ус;1 B отлн lffi от статоров с сер Ie«IIII fioxl круглой формы

33ВИCÈТ ОТ МЕCT«1 Р«13. 1i. IЦЕII1111 11«1 КВ3;1, ратном сердечикс у11ругих элементов 11с1лвески.

В предлагаемой конструкции стытop;i Э,Ч при размещении упру гих элементов подвески на боковых повсрх1гостях квы;1рытного сср..1ечника вибрация и шум корпусы стыпгор;1 (cT;l50 нины) за счет больн1ей жесткости сердечника снижаются нс м lli c чем B 2 разы (на бдБ) 10 сp3BIiclllflo со статором с сердечником круглой формы, Bll«c3fllloii н данный квадрат, и 11олвеской одинаковой эффективности. В случае размещения у11ругих элементов полBEcêf«13 углах xlflol оутольнс1го сердечника в места . е1о максимальной жесткости при той жс эффективности подвески уpoBcffü вибрации и 1и) мы кор11уc3 стыторы

123491 6 (л . гани гель . !!о;ольскаи

Редактор Ю. Сл реда 3 сирел I I. Верее Коррск|ор М. 1емчик

Заказ 2703/55 1 ираж Ю I1oëï исное

ВНИИПИ Государстве...гого комитета (.ССР по делам изобретений и открытий! !3035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 (станины) уменьшается в еще большей степени (не менее, чем в 3 раза или на О дБ).

Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемого изобретения состоит в снижении уровня вибрации и шума корпуса статора (станины) ЭМ, в повышении ее надежности и долговечности, в защите окружающей среды и обслуживающего персонала от вредного воздействия вибрации и шума, в обеспечении высоких технологических, энергетических и эксплуатационных

ID показатслей и характеристик машины.

Формула изобретения !. Статор электрической машины, содержащий корпус с размещенным в нем сердечником статора и упругими элементами подвески, отличающийся тем, что, с целью снижения уровня вибрации и шума корпуса применительно к статору с сердечником в форме многоугольника, упругие элементы подвески установлены по углам сердечника.

2. Статор по п. 1, отличающийся тем, что упругие элементы подвески установлены

IIci двух противоположных углах сердечника.

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на снижение создаваемого двигателем уровня шума

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на улучшение энергетических показателей-и повышение надежности магнитопровода электрической машины переменного тока

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности крупных машин постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными 2 и добавочными 5 полюсами и якорем

Изобретение относится к выполнению магнитопроводов машин постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение эксплуатационной надежности путем интенсификации охлаждения ротора электродвигателя погружного насоса

Изобретение относится к электротехнике и направлено на упрощение изготовления электрических машин и аппаратов с шихтованным магнитопроводом

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение жесткости сердечника электрической машины с радиальной системой охлаждения

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение жесткости сердечника электрической машины с радиальной системой охлаждения

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности и технологичности изготовления бесщеточной электрической машины

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе
Наверх