Саморазгружающаяся тракторная тележка со стабилизацией положения остова

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1235759 А1 g 4 В 60 G 19 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3830077/27-11 (22) 25.12.84 (46) 07.06.86. Бюл. № 21 (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (72) П. В. Зеленый и В. П. Зарецкий (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1156928, кл. В 60 G 19/10, 27.05.83. (54) (57) САМОРАЗГРУЖАЮЩАЯСЯ

ТРАКТОРНАЯ ТЕЛЕЖКА СО СТАБИЛИЗАЦИЕй ПОЛОЖЕНИЯ ОСТОВА, содержащая грузонесущую платформу, опирающуюся на раму посредством шарниров и снабженную приводом поворота на них при разгружении от силового цилиндра одностороннего действия, гидромагистраль рабочей голости которого сообщена с разрывной муфтой для подсоединения ее к выводу одной из секций гидрораспределителя гидросистемы агрегатируемого с тележкой трактора, прикрепленное к раме в передней части дышло с прицепным устройством и шарнирно закрепленные по ее бокам с воз12 можностью поворота в продольных вертикальных плоскостях рычаги, несущие опорные колеса и снабженные ограничителями их хода вверх и приводом поочередного поворота вниз от запитываемых от гидросистемы трактора силовых цилиндров, управляемых датчиком бокового крена тележки посредством подсоединенного к их рабочим полостям трехпозиционного гидрораспределителя с Hàãíåòàòåëьной и сливной гидромагистралями, отличающаяся тем, что, с целью сокрагцения непроизводительных затрат времени на агрегатирование тележки с трактором, повышения безопасности и снижения материалоемкости за счет уменьшения длины гидромагистралей, она снабжена обратным запорным клапаном, причем сливная гидромагистраль трехпозиционного гидрораспределителя сообщена с рабочей полостью силового цилиндра поворота грузонесущей платформы через обратный запорный клапан, а нагнетательная — с второй разрывной муфтой указанной секции гидрораспределителя гидросистемы трактора.

1235759

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к агрегатируемым с сельскохозяйственными тракторами прицепным тележкам, предназначенным для механизации транспортных и разгрузочных работ в естественных условиях осваиваемых в горном земледелии склонов.

Цель изобретения — сокращение непроизводительных затрат времени на агрегатирование тележки с трактором, повышение

1О безопасности и снижение материалоемкости за счет уменьшения длины гидромагистралей.

На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, со снятой платформой; на фиг. 3 — гидравлическая схема тележки.

Саморазгружающаяся тракторная тележка со стабилизацией положения остова содержит грузонесущую платформу 1, несущую ее раму 2 с дышлом 3 и прицепным устройством в виде петли 4 и расположенные по бокам рамы опорные колеса 5. Платформа опирается на раме посредством опорных кронштейнов 6, взаимодействующих с опорными пальцами 7, несомыми концами ее поперечин 8. Совместно с бортами 9 платформа образует кузов для размещения грузов, в основном насыпных в сельскохозяйственном производстве. Под днищем кузова вблизи центра установлен силовой цилиндр

10 одностороннего действия поворота плат- 30 формы на одной из задних или боковых пар опорных пальцев 7 при саморазгрузке. Борта 9 не препятствуют ей благодаря выполнению откидными на шарнирах 11, посредством которых они связаны нижними сторонами с краями платформы. Верхние углы бортов снабжены фиксаторами 12 для связи смежных бортов в поднятом положении.

Силовой цилиндр 10 нижним концом, снабженным шаровым шарниром 13, через кронштейн 14 опирается на раму 2, а верхним 4п также снабженным шаровым шарниром 15, связан с центром платформы. Для освобождения платформы со стороны, противополож. ной наметившейся разгрузке, пальцы 16, фиксирующие все четыре ее опорные кронштейна 6 с опорными пальцами 7 попере- 45 чин 8, выполнены вставными.

Запитка силового цилиндра 10 поворота платформы производится от гидросистемы

17 трактора, агрегатируемого с тележкой.

Для этого рабочая полость силового цилиндра 10 сообщена гидромагистралью в виде трубопровода 18 высокого давления с разрывной муфтой 19, расположенной в передней зоне тележки. Муфта позволяет подсоединять упомянутый трубопровод к одному из ближерасположенных задних выводов (например, выводу 20) одной из секций 21 трехсекционного гидрораспределителя 22 гидросистемы трактора.

Устройство также содержит неиспользуемые при агрегатировании трактора с тележкой секции 23 и 24 гидрораспределителя с левыми 25 и правыми 26 боковыми выводами. Разрывная муфта представляет собой два разъемных обратных клапана, один из которых сообщен с трубопроводом питаемой гидросистемы, а второй — питающей. При соединении разъема шарики обратных клапанов отжимают друг друга и обеспечивают беспрепятственное протекание рабочей жидкости по соединяемым муфтой трубопроводам. При разъединении клапанов шарики запирают трубопроводы, исключая тем самым потерю рабочей жидкости (масла).

Опорные колеса 5 тележки связаны с рамой 2 посредством продольных рычагов 27.

Каждый из них на конце, обращенном в сторону прицепного устройства, несет полуось 28 опорного колеса, а вторым концом, снабженным стаканом 29, посажен на горизонтальнук> ось 30 с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости.

Горизонтальная ось неподвижно закреплена на раме перпендикулярно к продольной плоскости симметрии тележки. В исходном положении рычагов 27 рама опирается на них упорами 31. Привод поворота рычагов выполнен от отдельных силовых цилиндров 32 двухстороннего действия. Корпус каждого из них шарнирно связан с рамой, а шток— с соответствующим рычагом 27 в точке, смещенной относительно оси поворота последнего посредством плеча 33, прикрепленного к ста ка ну 29.

Управление подачей рабочей жидкости в силовые цилиндры поворота рычагов выполнено автоматически от датчика 34 бокового крена маятникового типа. Горизонтальная ось 35 подвеса датчика неподвижна относительно рамы тележки и ориентирована в ее продольном направлении. Переключаемый маятником 34 золотник 36 трехпозиционного гидрораспределителя 37 расположен в поперечной плоскости качаний маятника и связан с ним тягой 38. Нагнетательная гидромагистраль 39 гидрораспределителя 37, представляк щая собой трубопровод высокого давления, снабжена разрывной муфтой 40, осуществляющей подсоединение его к гидросистеме трактора через второй заднерасположенный вывод 41 задействованной для запитки силового цилиндра платформы секции 21 гидрораспределителя 22.

Трубопровод 42 высокого давления сливной гидромагистрали гидрораспределителя

37 снабжен обратным клапаном 43, через который она сообщена с рабочей полостью 44 силового цилиндра !О поворота грузонесущей платформы и который исключает попадание находящейся в этой полости под высоким давлением рабочей жидкости в сливную магистраль. Подсоединение гидрораспределителя 37 к полостям управляемых им

1235759

55 силовых цилиндров 32 поворота рычага осуществляется посредством трубопроводов 45 высокого давления через гидрозамки 46 (фиг. 3). При этом разноименные полости силовых цилиндров сообщены между собой.

Агрегатирование тележки с трактором предусматривает подсосдинение петли 4 floсредством пальца 47 к несомой поперечным брусом 48 серьге 49 и подсоединение трубопроводов 18 и 39 гидросистемы тележки к питающей ее гидросистеме трактора через заднерасположенные выводы 20 и 41 его гидрораспределителя посредством соединения разъемов разрывных муфт 19 и 40.

Кроме гидрораспределителя 22 с задними и боковыми выводами его секций гидросистема трактора содержит источник 50 давления рабочей жидкости с предохранительным клапаном 51 и слив 52. Позицией 53 изображены задние колеса трактора, позицией

54 — корпус для размещения маятника 34 датчика крена и управляемого им трехпозиционного гидрораспределителя 37, образукнцнх автомат управления стабилизацией положения тележки.

Устройство работает следующим образом.

Так как тележка является несамоходным транспортным средством, и ее гидросистема не содержит источника давления рабочей жидкости, то для выполнения транспортных работ тележку прежде всего агрегатируют с трактором. Процесс агрегатирования предполагает подъезд трактором к прицепной петле 4 таким образом, чтобы она оказалась в зеве его серьги 49, шарнирную связь петли с серьгой посредством вставного пальца 47 и сообщение гидросистемы тележки с гидросистемой. трактора путем соединения разъемов разрывных муфт 19 и 40.

При движении 00 горизонтальной поверхности водитель устанавливает золотник задействованной секции 21 гидрораспределителя трактора в выключенную (исходную) позицию (фиг. 3) . В этой позиции золотник запирает подключенные к гидросистеме тележки выводы 20 и 41 гидрораспределителя, а источник 50 давления сообщает на слив

52, т.е, вся гидросистема тележки находится в отключенном состоянии: платформа «етырьмя кронштейнами 6 опирается на опорные пальцы 7 рамы, а колеса 5 и продольные рычаги 27 — на ее упоры 31.

Перед въездом на наклонную местность водитель переводит золотник секции 21 гидрораспределителя трактора в соседнюю правую крайнюю позицию (перемещает влево согласно фиг. 2), включив тем самым систему стабилизации положения тележки.

Однако, до тех пор, пока тележка не въедет на склон, рычаги 27 перемещения ее колес по высоте по-прежнему будут опираться на упоры 31, а силовые цилиндры 32 поворота рычагов бездействовать, поскольку в гори5

50 зонтальном положении тележки гидрораспределитель 37, золотник которого удерживает маятник 34 при этом в исходной нейтральной позиции (фиг. 3), направляет весь поток подаваемой источником 50 рабочей жидкости на слив через обратный запорный клапан 43. не препятствующий такому направлению течения. Как только тележка получает на склоне некоторый боковой крен, маятник, продолжая занимать под действием силы тяжести вертикальное положение, переключает золотник 36 в одну из крайних позиций в зависимости от направления бокового крена: при крене вправо — в левую, при крене влево — соответственно в правую. В результате к источнику давления оказываются подключенными бесштоковая полость того силового цилиндра 32, в сторону которого происходит крен тележки, т.е. одноименного, и штоковая полость силового цилиндра противоположного борта. а к сливу — оставшиеся полости силовых цичиндров 32. Под действием давления рабочей жидкости силовой цилиндр 32 (в сторону которого начала крениться тележка) поворачивает связанный с ним рычаг 27, перемещая несомое им колесо 5 вниз и компенсируя тем самым крен тележки до тех flop, пока он не исчезнет (в пределах чувствительности датчика крена). Как только это произойдет, маятник возвратит золотник 36 в исходную позицию, сообщив источник 50 рабочей жидкости на слив. С падением давления в трубопроводах 45 гидрозамки 46 запирают полости обоих силовых цилиндров 32 до очередного изменения наклона поверхности движения. Нижерасположенное по склону колесо 5 удерживается в некотором опущенном положении, не опираясь рычагом 27 .на упор 31, а посредством переместившего его в это положение заблокированного силового цилиндра 32.

Силовой цилиндр 32 противоположного борта во время перемещений рычага 27 нижерасположенного по склону колеса 5 дополнительно поджимает связанный с ним рычаг вышерасположенного колеса 5 к его упору 31 до тех пор, пока первый не сядет на свой упор, а наклон поверхности движения не изменится на противоположный. После этого в работу по компенсации бокового крена тележки вступает второй рычаг 27, находившийся до сих пор в покое. Таким образом, принцип работы системы стабилизации тележки заключается в компенсации ее бокового крена за счет перемещений по высоте колеса, нижерасположенного llo склону, при неподвижном колесе противоположного борта.

В случае необходимости приведения в действие второй гидравлической системы тележки для опрокидывания грузонесугцей платформы на паре шарниров одной из ее

1235759 сторон (опорных пальцев 7) систему стабилизации обязательно отключают, поскольку значительное возрастание при опрокидывании плат(рормы, особенно назад, высоты расположения центра масс тележки, а следовательно, и elo поперечных перемещений в момент стабилизации, чревато высокой вероятностью ее опрокидывания. Кроме того, динамические нагрузки со стороны срабатывающего силового цилиндра !О, а также персмсщBI01(

< издавать рсзкис динамические нагрузки

2О (! О 1!I KH );I, 151 ВытРЯхива пи Я ГP3 < 3B, пох<ога5<

)тому раскачиванием всей тс;!с)кки резким .<(ргя

Пс)и мести в золотник секции 21 ги, роя

«ыкл<очит механизм опрокидывания платформы, причем llpH перемещении золо и!икя ср<;3 исходную позицию водитель задерживает его на ней некоторое время, достяТOHIIOC д, Is! 131>Iтяскивяния IIB. II>ll C<3 16 из Jlp03>- 30

HlHli кронштейнов 6 с той стороны плат< )0pмы, которая противоположна наметившейся р;<з1ру:<ке. Под давлением нагнетаемой и полость 44 жпдкосги силовой цилиндр 10 вызывает поворот платформы 1 (ц<1 двух ocTB<3ll! Нхс зафиксированными с кронштсй ями 6 (н!ор ых пальцах 16) и самопроизвольнос высыпание груза, т.е. обеспечивает разгрузку.

Кля!ган 43 предотвращает прорыв рабочей жидкости из полости 44 силового цилиндра 10 в гидросистему механизма стабилизации и тем самым предохраняет ее от срабатывB»Hsl, обеспечивая высокую безопасность раз; рузочных работ. По завершении разгрузки водитель переводит золотник секции 21 гидроряспределителя трактора в гк)вую крайнюю позицию, сообщив полость

44 силового цилиндра 10 со сливом. Под действием силы тяжести кузов возвращает шток у<омянутого силового цилиндра в его корпус, вытеснив рабочую жидкость из полости 44 в слив 52, и занимает вновь горизонтальное положение. После чег0 выдвинуTl>!c вставные IIB;11 IIb! 16 возвращают на место, поднимают и фиксируют откинутый борт 9.

Убсдивцгись, что четыре кронштейна 6 за(!)HKcHp<)13Bili>1 со своими опорными пальцами 7) водитель трактора возвращает золотHl<:i секции 21 гидроряспрсделителя в исходну!О псзипию, откл<очив обе гидросистемы гслежкн, или включает систему стабилизации, II))0j< (РУ.

По завершении транспортных работ и необходн:(<ос(и освобождения трактора для агре;-атирования с машинами другого технологического назначения на месте парковки .гс.lcæêH производят разьединеш<е разъемов разрывных муфт 19 и 40 и, вытащив пал<.ц 47 из серьги, трактором отъезжают. 3Впорные клапаны каждой из разъединенных частей разрывных муфт запирают сообщенные с IIH!»H <, убопроводы, исключая потерю рабочей жидкости.

l235759

Составитель М. Ляско

Редактор A. Шишкина Техред И. Вере Корректор И. Муска

Заказ 2974/)6 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13036, Москва, Ж вЂ” 36, Раушская наб., д. 4/6

Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Саморазгружающаяся тракторная тележка со стабилизацией положения остова Саморазгружающаяся тракторная тележка со стабилизацией положения остова Саморазгружающаяся тракторная тележка со стабилизацией положения остова Саморазгружающаяся тракторная тележка со стабилизацией положения остова Саморазгружающаяся тракторная тележка со стабилизацией положения остова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для блокировки подвески шасси автомобильного стрелового крана

Изобретение относится к лесозаготовительному оборудованию и, в частности, к лесозаготовительным машинам

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано для оснащения крупногабаритных большегрузных автопоездов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их рессорным подвескам

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для работы во внедорожных условиях
Наверх