Способ возврата рыб на локальную акваторию при их выращивании

 

СПОСОБ ВОЗВРАТА РЫБ НА ЛОКАЛЬНУЮ АКВАТОРИЮ ПРИ ИХ ВЫРАЩИВАНИИ преимущественно в хозяйствах марикультуры путем проведения в во.тьерах сеансов обучения для выработки у рыб пищевого условного рефлекса на звуковые стимулы, выпуска рыб в открытое море, управления их возвратом при предъявлении звуковых стимулов и подкрепления выработанного рефлекса, отличающийся тем, что, с целью выработки у рыб активного поискового поведения и увеличения тем самым их возврата, в качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб, сигналы подают от двух пространственно разнесенных источников, один из которых совмещают с вольером, а другой устанавливают от центра вольера на расстоянии не менее длины волны излучения, каждый сеанс обучения разбивают на два полусеанса, на первом из которых включают в работу источник, совмещенный с вольером, а на втором - источник , удаленный от него, при этом выпуск рыб в море производят порционно, перед выпуском инверсируют порядок включения источников и сохраняют этот порядок на периоды выпуска и управления возвратом рыб. ю О) юА 01 со 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

<51 4 А О! К 61/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АBTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3830509/28-13 (22) 28. 12.84 (46) 07.10.86. Бюл. № 37 (71) Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (72) Л. А. Воловова, В. Н. Шабалин и А. А. Питк (53) 669.321 (088.8) (56) Протасов В. P. Поведение рыб.— М.:

Пищевая промышленность, 1978, с. 50 — 51.

Воловова Л., Ярвик А. Исследования по привлечению форели к источнику звука.—

Рыбное хозяйство, 1981, № 7, с. 44 — 45.

Fujya М., Sakaguchi S., Fukuharu О.

Training of Fishes Applied to Ranching of Red

Sea Bream in Japan. In Fish Behavior and

its Use in Capture and Culture of Fish. Ed.

by 1.Е. Bardach at all. ICLARN Conference

Proceedings 5, Nanila, Philippines, 1980, р. 200 — 209. (54) (57) СПОСОБ ВОЗВРАТА РЫБ НА

ЛОКАЛЬНУЮ АКВАТОРИЮ ПРИ ИХ

ВЫРАЩИВАНИИ преимущественно в хозяйствах марикультуры путем проведения

„„Я(.) „„1261598 А1 в во.тьерах сеансов обучения, для выработки у рыб пищевого условного рефлекса на звуковые стимулы, выпуска рыб в открытое море, управления их возвратом при предьявлении звуковых стимулов и подкрепления выработанного рефлекса, отличающийся тем, что, с целью выработки у рыб активного поискового поведения и увеличения тем самым их возврата, в качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб, сигналы подают от двух пространственно разнесенных источников, один из которых совмещают с вольером, а другой устанавливают от центра вольера на расстоянии не менее длины волны излучения, каждый сеанс обучения разбивают на два полусеанса, на первом из которых включают в работу источник, совмещенный с вольером, а на втором — источник, удаленный от него, при этом выпуск рыб в море производят порционно, перед выпуском инверсируют порядок включения источников и сохраняют этот порядок на периоды выпуска и управления возвратом рыб.

1261598

Изобретение относится к рыбной промышленности, в частности к марикультуре, и может быть использовано для возврата рыб на локальную акваторию при их пастбищном выращивании в хозяйствах марикультуры, а также для модернизации технологии выращивания и содержания рыб и для экологической защиты ценных, редких видов рыб.

Целью изобретения является выработка у рыб активного поискового поведения и увеличение тем самым их возврата.

Использование предлагаемого способа позволит в хозяйствах марикультуры выпускать на сезонный пастбищный нагул с последующим обловом товарную рыбу, что обеспечит значительную экономик) за счет использования естественной кормовой базы, а также зарыблять шельфовые зоны посадочным материалом с предварительно сформированным рефлексом на звуковые стимулы, используя для этой цели молодь ценных пород рыб, что значительно увеличит их возврат в отведенные для этих целей а ква тор и и.

Способ осуществляют следующим образом.

Рыбу помещают в вольер, установленный на акватории зоны управления возвратом рыб, и адаптируют к условиям содержания для последующего обучения их. В течение 2 — 3 дн перед началом обучения рыбу не кормят, затем приступают к обучению для выработки у рыб пищевого условного рефлекса на звуковые стимулы.

В качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб.

Звуковые стимулы подают с помощью источников, один из которых совмещают с вольером, а другой удаляют от центра вольера на расстояние не менее длины волны излучения.

Каждый сеанс обучения разбивают на два полусеанса. В первом полусеансе за несколько секунд до подачи корма рыбам включают ближний источник звуковых стимулов (совмещенный с вольером). В последующих

10 сеансах запаздывание подачи корма постепенно увеличивают до 5 мин и затем оставляют неизменным до конца обучения. Корм разбрасывают по поверхности воды в вольере порциями по мере поедания примерно в течение 5 — 10 мин. При этом уровни излучаемых стимулов варьируют в диапазоне 10 — 15 дЬ, так что в центре вольера они изменяются от 05 до 3 Па, и тем самым приучают рыб воспринимать стимулы при различных отношениях сигнал/шум.

Выключают ближний источник через 10—

20 с после подачи последней порции корма. Через 5 — 10-минутную дозу, достаточную для возвращения рыб к исходному докормовому поведению, начинают второй полусеанс. Аналогичным образом включают уда5

lS

55 ленный от центра вольера источник, излучающий идентичные стимулы, уровни которых в центре вольера изменяются в тех же пределах. Процедуру подачи второй дозы корма производят так же, как и в первом полусеансе обучения, и также через 10 — 20 с после подачи последней порции корма выключают излучение.

Рыбы не способы определять направление на удаленный источник звука, назначение звукового сигнала во втором полусеансе — стимулировать фазу активного поиска в пищевом поведении рыб.

Для расширения зоны управления возвратом рыб можно применить несколько удаленных источников.

Сеансы обучения проводят в течение дня в периоды наибольшей кормовой активности рыб 2 — 3 раза. В каждом сеансе подаваемый корм делится на две дозы, скармливаемые в первом и втором полусеансах стимуляции. Для поддержания высокого уровня пищевой мотивации количество подаваемого корма определяют несколько ниже нормативного. Общая продолжительность сформированного (после десятого) сеанса обучения 40 мин.

В качестве звукового стимула излучают ритмически организованные пачки звуковых сигналов продолжительностью 800 мс через

1,5 с из четырех импульсов длительностями 50, 100, 100 и 100 мс и периодом 50 мс с частотой заполнения 300 Гц. Выбранная частота находится в диапазоне оптимальной слуховой чувствительности большинства рыб и ее излучение сравнительно легко реализуется современными гидроакустическими средствами. Число импульсов в сигнале не должно превышать семи, так как рыбы не способны запоминать более семи знаков в передаваемой информации.

Г1аузу между полусеансами обучения используют также для осуществления неизбежного при взаимодействии человека с рыбой контроля состояния и навески рыб, мечения, пересадки, чистки вольера, вызывающих у рыб в различной степени состояние шока. Следующая за этими процедурами подача стимула и корма в значительной мере нивелирует и даже полностью снимает состояние стресса у рыб. Зто очень важное условие в процессе обучения рыб.

За 3 — 4 дня до выпуска рыб не подвергают стрессовому воздействию вообще.

Перед выпуском рыб за 2 — 3 дня в полусеансах осуществляют инверсию порядка работы источников звуковых стимулов. Излучение в первом полусеансе начинает дальний источник, дает для обученных рыб позывные «Скоро будут давать корм» и во время подачи корма закрепляет в памяти рыб истинность этого сообщения. Работа после паузы во втором полусеансе ближнего источника и подача корма «напоминают рыбам», что «корм дают в вольере».

1261598

Этот порядок работы источников звука сохраняют и на период стимульного управления возвратом выпущенных в море рыб.

Выпуск рыб осуществляют небольшими стойками — порционно в течение 5 — 7 дн. Это позволяет усреднить непрогнозирующее влияние погодных условий на поведение выпущенных рыб. При этом каждый новый выпуск присоединяется к уже несколько адаптировавшимся, почти «аборигенам», что облегчает рыбам осваивать новое для них пространство. Выпускают рыб только во время утреннего сеанса с тем, чтобы ближайший контроль и подкрепление рефлекса произвести в следующем (дневном или вечернем) сеансе. В период выпуска корм подают рыбам, находящимся и в вольере, и вблизи за его стенками. Выход рыб из вольера, их поведение за его пределами контролируют визуально с поверхности вдды через маску аквалангиста или с помощью подводной телевизионной установки.

После выпуска всех рыб из вольера стимульное управление возвратом осуществляют периодически. Один раз в день в один из периодов принятого ранее режима кормления рыб (утром, днем или вечером) проводят сеанс с излучением стимула и подачей корма в вольер и наблюдают за рыбой, зашедшей в вольер, оценивают возврат.

Аналогичным образом производят разовые количественные оценки числа рыб в вольере, их навески, соотношение меченых и немеченных рыб, после чего всю рыбу снова отпускают в море. Периодичность стимульного управления определяется регламентами целесообразного хозяйственного привлечения рыб в контролируемую зону и подкрепления рефлекса.

Параметры звукового стимула в каждом частном случае выбирают на основе компромиссного решения между психоакустическими особенностями слуха, реакцией объекта на сигналы и возможностями их технической реализации. Частота сигналов

300 Гц находится в диапазоне оптимальной слуховой чувствительности большинства рыб и ее излучение легко реализуется современными гидроакустическими средствами.

Биоритмический рисунок звукового стимула обеспечивает лучшее его запоминание и распознавание на фоне случайных шумов моря.

Пример 1. В морской вольер размером

5)(5)(3 м помещают 100 особей двухлеток радужной форели массой 24 кг с различным размерным и весовым составом (от 100 до 400 г), предварительно помеченных образованием жирового плавника.

Три дня рыб адаптируют и не кормят.

На четвертый день начинают сеансы обучения рыб для формирования условно-рефлекторного пищевого поведения на звуковой стимул.

В качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб. Сигналы подают от двух источников, один из которых размещают в вольере, а другой удаляют от центра вольера на расстояние не менее длины волны излучения. Сеанс обучения разделяют на два полусеанса. На первом из которых включают в работу источник, совмещенный с вольером, а на втором — источник, удаленный от него.

Три раза в дечь в часы наибольшей кормовой активности (утром в 7 ч, днем в

13 ч, вечером в 19 ч) включают сигнал от ближнего источника и через 5 с начинают разбрасывать корм небольшими порциями по мере поедания, и течение 5 мин скармливают 200 г фаршеобразного корма. После

10-минутной паузы поворяют эту процедуру с удаленным источником звука. Таким образом, проводят 40 сеансов, увеличив в первых десяти запаздывание подачи корма с 5 с до 5 мин. Достигнув таким образом стабильного условного пищепоискового рефлекса на звуковой стимул, последующие 10 сеансов перед выпуском и все сеансы во время порционного выпуска рыб проводят при инверсном порядке работы источников звука.

Выпуск осуществляют только во время утреннего сеанса при спокойных погодных условиях. В паузе опускают одну стенку вольера и следят за выходом рыбы. Когда из вольера выйдет 20 рыб, стенку вольера вновь поднимают. Во втором полусеансе корм подают и рыбам, оставшимся в вольере, и рыбам за его пределами.

Контроль за выпущенной рыбой осуществляют в следующий дневной сеанс. В период выпуска корм подается и в вольер, и за

его пределы.

Чрезе 5 дн всю рыбу (100 экз,) выпускают в море и начинают стимульный контроль возврата рыб и подкрепление рефлекса.

Один раз в день попеременно утром, днем или вечером проводят сеанс и наблюдают за заходящей в открытый вольер рыбой, где она получает корм и может легко облавливаться. Для разового контроля вольер закрывают и подсчитывают число вернувшихся рыб. На 41-й день контроля (из 100 выпущенных рыб) вернулось 48 рыб (возврат

48Я) общим весом 22 кг, на 52-й день—

30 рыб (ЗОУо ), на 57-й — 35 рыб (35оo )

Навеска рыб за два мес содержания ее в море увеличилась почти вдвое.

Пример 2. Идентичен примеру 1, однако в вольер для обучения помещают карпов (Cyprimis corpic Z) в возрасте 1+. Возврат

50о;.

Пример 3. Идентичен примеру !, однако в вольер для обучения помещают сигов (Со1261598

Составитель С. Филиппова

Редактор И. Николайцук Техред И. Верес Корректор О. Луговая

Заказ 5253/2 Тираж 679 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по, дела м изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

vegonus lavavetus) в возрасте 2+. Возврат ЗОо

Поимер 4. Идентичен примеру 1, однако в вольер для обучения помещают осетров (Acipenser grildenstadti Br) в возрасте 2+.

Возврат 25о .

Пример 5. Идентичен примеру 1, однако в качестве звукового стимула используют непрерывную последовательность коротких импульсов с шумовым периодом следования 10 мс. Возврат рыб наблюдается в первые 14 дней после выпуска и ни разу не превышает 25Я. Из-за кратковременности управления возвратом способ по данным режимам не рекомендуется.

Пример б. Аналогичен примеру 1, однако в качестве звукового стимула используют непрерывное излучение чистого тона с частотой 100 Гц. Пищевой рефлекс угасает на третьи сутки.

Пример 7. Аналогичен примеру 1, однако в сеансе обучения звуковой стимул подают от одного источника совмещенного с вольером. Возврат выпущенных рыб наблюдается в первые три дня после выпуска и оценивается единичными экземплярами.

Пример 8. Аналогичен примеру 1, однако выпуск рыб из вольера после обучения производят сразу полностью в один сеанс.

Выпуск произведен накануне шторма и, видимо, рыба ушла далеко в море, не успев освоить территорию. Возврат рыб оценивается единичными экземплярами в первые после выпуска дни. При выпуске партиями в этом случае была бы, вероятно, потеряна лишь 1/5 часть рыбы.

Примеры показывают, что при несоблюдении всех необходимых приемов и режимов возврат по истечении более 1 — 1,5 мес отсутствует.

Способ возврата рыб на локальную акваторию при их выращивании Способ возврата рыб на локальную акваторию при их выращивании Способ возврата рыб на локальную акваторию при их выращивании Способ возврата рыб на локальную акваторию при их выращивании 

 

Похожие патенты:

Рыбонасос // 1243660

Изобретение относится к рыбоводству, в частности к способам получения гибридов рыб

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, а именно к способам экологического контроля водных сред разного целевого назначения с помощью биотестирования

Изобретение относится к рыбоводству и может быть использовано в рыбной промышленности для создания необходимых условий обитания рыбы: физико-химического, гидрологического режимов и естественной кормовой базы, что позволяет увеличить продуктивность существующих рыбных водоемов

Изобретение относится к рыбоводству и может быть использовано для лечения отравлений рыб токсикантами, загрязняющими водную среду

Изобретение относится к рыболовству, а именно к устройствам для разведения раков

Изобретение относится к способам повышения выживаемости и жизнеспособности личинок и молоди рыб и рыбообразных в условиях воздействия стрессорных факторов, возникающих в процессе пересадки, сортировки, транспортировки рыб, а также при воздействии некоторых токсикантов, загрязняющих водную среду, и может быть использовано в рыбоводстве

Изобретение относится к рыбоводству, а именно к способам разведения раков
Наверх