Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постоянного тока последовательного возбуждения

 

Изобретение относится, к электромашиностроению и используется при испытаниях электрических машин постоянного тока. Цель изобретения - повышение точности, уменьшение перегревов обмоток и повышение КПД машины при использовании способа определения числа,витков обмотки возбуждения ма шины постоянного тока последовательного возбуждения. Схема испытаний включает испытуемую машину (ИМ) 1, работающую в режиме двигателя, нагрузочную машину (НМ) 2, работающую в режиме генератора, вольтдобавочный генератор (ВГ) 3, линейный генератор 4, обмотку возбуждения 5 ИМ 1, обмотку возбуждения 6 НМ 2 и подпиточный генератор (ПГ) 7. ВГ 3 включен в цепь якоря ИМ 1. Способ заключается в корректировке витков обмотки полюсов ИМ 1 путем моделирования изменения витков изменением тока, протекающего через эту обмотку. Измеряют токи, частоту вращения, уровень искрения коллектора. В качестве контролируемого параметра используют температуру нагрева обмоток главных полюсов, добавочных полюсов, якоря и коллектора ИМ. Изменение числа витков главных полюсов моделируют, устанавливая соотношение между токами якоря Ij, и возбуждения Ig в соответствии с 1 Ij,W-/W(,, где W - номинальное число витков обмотки главных полюсов; ifi (Л 1ЧЭ ю Ч

СОЮЗ СОВЕТСКИХ .

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (5D4G 01 R 31 34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3773538/24-07 (22) 20.07.84 (46) 15.12.86. Бюл. Ф 46 (7 1) Харьковский политехнический институт (72) О.P.Мандрыка, M.П.Крупеня и В.В.Петренко (53) 621.713(088.8) (56) Мандрына О.Р. и др. Исследование возможности повышения момента тяговых двигателей постоянного тока. — Электротехника, 1983.

Желве Г.К. Промышленные испытания электрических машин. Л.: ГЭИ, 1959, с. 236-246. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛА ВИТКОВ

ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (57) Изобретение относится. к электромашиностроению и используется при испытаниях электрических машин постоянного тока. Цель изобретения — повышение точности, уменьшение перегревов обмоток и повышение КПД машины при использовании способа определения числа, витков обмотки возбуждения ма-> шины постоянного тока последовательного возбуждения. Схема испытаний включает испытуемую машину (ИМ) 1, работающую в режиме двигателя, нагру зочную машину (НМ) 2, работающую в режиме генератора, вольтдобавочный генератор (ВГ) 3, линейный генератор

4, обмотку возбуждения 5 ИМ 1, обмотку возбуждения 6 HM 2 и подпиточный генератор (ПГ) 7. ВГ 3 включен в цепь якоря ИМ 1. Способ заключается в корректировке витков обмотки полюсов

ИМ 1 путем моделирования изменения витков изменением тока, протекающего через эту обмотку. Измеряют токи, частоту вращения, уровень искрения коллектора. В качестве контролируемого параметра используют температуру нагрева обмоток главных полюсов, добавочных полюсов, якоря и коллектора

HN. Изменение числа витков главных полюсов моделируют, устанавливая соотношение между токами якоря I u возбуждения I в соответствии с I =

I

1277027 — ближайшее целое число к Ы„. ИзI меняя напряжение на выводах обмотки возбуждения, регулируя ток в цепи обмотки якоря и напряжение, приложенное к испытуемой машине, стабилизируют частоту вращения на уровне номинальной и после установления теплового режима вновь измеряют температуры

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к испытанию электрических машин постоянного тока с последовательным возбужцением, например тяговых электродвигателей. 5

Испытания электрических машин подразделяются на промышленные и иссле— довательские.

Промышленные испытания проводятся с целью определения соответствия изготовленных машин требованиям технической документации и выполняются в объеме и методами, оговоренными соответствующими ГОСТ и ТУ. о

Исследовательские работы (испыта- 15 ния) проводятся с целью повышения технико †экономическ показателей машины и выполняются не только в объеме

ГОСТ, но и по специальным программам, часто с помощью специальных методов 20 измерений и приборов.

Как правило, исследовательские работы выполняются на макетных образцах, предшествующих опытной партии.

Однако и на серийно выпускаемых машинах исследовательские работы (испытания) продолжаются, так как наибольший экономический эффект получается при улучшении технико-экономических показателей машин массового выпуска. 30

Предлагаемый способ относится к исследовательским испытаниям электрических машин постоянного тока с последовательным возбуждением. Он может быть применен и к опытным образцам и к серийно выпускаемым электрическим машинам.

Цель изобретения - повышение точности и уменьшение перегревов обмоток и повышение КПД машины. 40

На фиг.1 изображена схема проведения испытаний; на фиг.2 — кривые, укаэанных обмоток, якоря и коллектора, выявляют максимальные перегревы, сопоставляют их с максимальным перегревом в номинальном режиме и допустимым перегревом и повторяют цикл испытаний до получения максимальной температуры элементов машины, меньшей допустимого значения. 2 ил. с помощью которых определяется оптимальное откорректированное число витков в обмотке главных полюсов.

Схема испытаний включает испытуемую машину 1, работающую в режиме двигателя, нагрузочную машину 2, работающую в режиме генератора, вольтодобавочный генератор 3, линейный генератор 4, обмотку 5 возбуждения испытуемой машины 1, обмотку 6 возбуждения нагрузочной машины 2 и подпиточный генератор 7, включенный параллельно обмоткам возбуждения 5 и 6.

Вольтодобавочный генератор 3 включен в цепь якоря испытуемой машины.

Подпиточный генератор 7 предназначен для подпитки обмоток главных полюсов при имитации разного числа витков W главных полюсов. С его помощью в обмотке возбуждения главных полюсов устанавливают ток, отличный от тока якорной цепи.

На фиг.2 вертикальные линии соответствуют ограничениям: 8 — по температуре якоря ь, 9 — по температуре главных полюсов с,„, 10 — по температуре добавочных полюсов „, 11 — по плотности тока под щетками.

Витки катушки главного полюса W испытуемой машины 1 выбираются расчетным путем на стадии проектирования. Однако при использовании в машине узлов новой конструкции, изготовленных по новой технологии или из новых материалов, возможны такого рода расхождения расчета и опыта, когда при испытаниях одна из обмоток имеет недопустимое превышение температуры, в то время как другие недостаточно нагружены по теплу. Одним из наиболее простых в производстве способов получения "соразмерной" ма1277027 шины является способ изменения чис— ла витков катушек главных полюсов

W при котором изменяются ток якорной цепи I, магнитный поток У и, соответственно, потери мощности во всех об- 5 мотках. Обычно по результатам испытаний расчетным путем выбирают новое число витков и изготавливают новый комплект катушек.

Для того, чтобы в процессе испытаний не изменять числа витков катушек главных полюсов, что сложно технологически и удорожает испытания, влияние изменения числа витков моделируют пропорциональным изменением 15 тока, протекающего по ним.

Корректировку числа витков обмотки главных полюсов проводят в следующей последовательности.

Измеряют электрическое сопротивле- 20 ние обмоток при температуре окружающей среды. Выполняют запуск схемы взаимной нагрузки испытуемой машины

1. Изменяют ток возбуждения вольтодобавочного генератора 3 и устанав- 25 ливают номинальный ток двигателя 1.

Регулируя ток возбуждения линейного генератора 4, подводят к двигателю номинальное напряжение. Измеряют при этом номинальную частоту вра- 30 щения, температуру главных, добавочных полюсов, температуру якоря и коллектора, а также степень искрения под щетками и мощности, потребляемые нагрузочной 2 и испытуемой 1 машинами.

Сопоставляют температуру главных, добавочных полюсов, якоря и коллектора и выявляют наиболее нагретый узел. Для улучшения качества этого щ узла было бы необходимо уменьшить количество витков обмотки главных .полюсов до ближайшего от W„ целого числа, например до-4, .

Согласно предлагаемому способу не g5 изменяют число витков, а моделируют его путем изменения тока возбуждения относительно тока якоря I< в соотношении

Wi

I = I

Я 1т н путем изменения напряжения подпиточного генератора 7. Во всех дальнейших режимах работы соотношение между 55 токами возбуждения и якоря поддерживается постоянным. Из-за изменения тока возбуждения происходит изменение магнитного потока, частоты вращения испытуемой электрической машины.

Для стабилизации частоты вращения испытуемой машины 1 на уровне номинальной изменяют ток якоря, регулируя напряжение вольтодобавочного генератора 3. Далее измеряют напряже. ние на обмотке возбуждения .5 U u устанавливают в соответствии с ним

W„ и с соотношением — — напряжение ис1 н пытуемой машины 1

W„

U =U -U (— --1) н е 1 н где U„номинальное напряжение линейного генератора 4. Изменение напряя<ения производят, регул .."уя напряжение линейного генератора.

После установления частоты вращения и теплового режима производят замер температуры главных, добавочных полюсов якоря и коллектора и сопоставляют максимальную из замеренных температур с допустимой. B случае превышения допустимого значения повторяют цикл изменения соотношения между токами возбуждения и якоря, выбирая новое соотношение где W целое число.

Испытания повторяют, моделируя разные числа витков в обмотке главных полюсов У; <, W; z и т д. Полу ченную в результате испытаний информацию анализируют, например, с помощью графиков. Строят кривые (фиг.2) зависимости превышений температур обмоток главных полюсов <,„, добавочных полюсов я, а также кривую, характеризующую зависимость КПД от числа моделируемых витков обмотки главных полюсов. С учетом технологических разбросов выбирают в качестве допустимых превышений температур обмоток полюсов с изоляцией класса Г (с " = о

=140 С) обмотки якоря с изоляцией класса Н (i „=150 С) . Эти ограничения изображают (фиг.2) в виде вертикальных линий: 10 — ограничение по превышению температуры обмотки добавочных полюсов, 9 — ограничение по превышению температуры обмотки главных полюсов, 8 ограничение по превышению температуры обмотки якоря. Кроме то1277027

При анализе потерь, выделяемых в .обмотке главных полюсов, исходим из того, что при изменении числа витков 40 сечение катушки возбуждения Q„ сохраняется неизменным Тогда сечение одного витка обратно гропорционально числу витков W

Сопротивление QGMQ TKH возбужцения может быть выражено следующим образом: 50

2 1И,2

С И к

2р1 И

R г где 0 — удельное сопротивление обмотки с длиной витков 1 при числе пар полюсов р, Потери мощности в обмотке возбуждения

ro проводят вертикальную линию 11, изображающую ограничение по допустимой плотности тока под щетками, ко L торая принята 1 =18 A/ñì, По фиг.2 устанавливают дйапазон витков (например, 18 — 21), в котором возможна надежная работа испытуемой машины. Из этого диапазона выбирают оптимальное число витков (например, 18), при ко- 10 тором обеспечивается максимальное значение КПД.

С ростом числа витков обмотки возбуждения W возрастает магнитный поток Р, поэтому требуемый от двигате- 1S ля вращающий момент, определяемый, в основном, величиной электромагнитного момента N = С,„ФХ,, достигается при меньшем токе якорной цепи I, который в случае последовательного возбуж-20 дения протекает и через обмотку добавочных полюсов.

Потери в обмотке добавочных полюсов являются чистоомическими. Поэтому превышение температуры этой обмот- 2S ки с „ (H .2) падает с ростом числа витков W» практически прямо пропорционально l

При изменении числа витков И двигатель должен развивать один и тот же вращающий, момент, следовательно, произведение,Р I< должно быть постоянным. В связи с ограничениями по весу и габаритам двигатель в номинальном режиме работает с насыщенным магнитопроводом, поэтому магнитный поток Ф, а следовательно, и ток двигателя I изменяются в малых пределах. Например, для тепловозного двигателя

ЭД-121Л при увеличении числа витков

И с 18 до 22 (на 22K) ток двигателя

I уменьшается на 57. В результате потери в обмотке возбуждения (с учетом температурного увеличения удельного сопротивления меди) возросли в

1,49 раза. В такой же пропорции возрастает и превышение температуры обмотки главных полюсов Сг„ (фиг.2, кривая с„).

Уменьшение КПД с ростом числа вит.ков W (фиг.2) обусловлено тем, что потери в обмотке возбуждения возрастают в большей степени, чем падают потери в обмотках якоря и добавочных полюсов.

Согласно предлагаемому способу выполняют следующие операции: измеряют сопротивление обмоток испытуемой машины при температуре окружающей среды; устанавливают номинальные значения тока Т н = Т „ возбуждения; вольтодобавочным генератором 3, регулируя выходное напряжение:линейного генератора 4, подвоцят к испытуемой электрической машине номинальное напряжение Б,, измеряют номинальную частоту вращения и измеряют температуру обмоток главных, добавочных полюсов и якоря, измеряя их сопротивление, а также температуру коллектора и мощности, потребляемые нагрузочкой

2 и испытуемой машиной 1.; сопоставляют измеренные температуры между собой и с допустимыми и определяют наиболее нагретый элемент испытуемой машины 1; изменяя напряжение подпиточного генератора 7, устанавливают соотношение межцу токами возбуждения ? и якоря I>. равным

И .г. 3

A W где Ин — номинальное число витков обмотки главных полюсов;

И; — ближайшее целое число к W, 7027 8 го тока последовательного возбуждения, заключающийся в корректировке витков обмотки полюсов для получения заданного уровня контролируемого параметра путем моделирования изменения витков изменением тока, протекающего через эту обмотку, измерении токов, частоты вращения, уровня искрения коллектора, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности и уменьшения перегревов обмоток и повышения КПД машины, в качестве контролируемого параметра используют температуру нагрева обмоток главнах, добавочных полюсов якоря и коллектора, изменение числа витков главных полюсов моделируют, устанавливая соотношение между токами якоря

I< и возбуждения I в соответствии с

? = I>,, где Ы„номинальное чисн ло витков обмотки главных полюсов, W; — ближайшее целое число к h изменяя напряжение на выводах обмотки возбуждения, регулируя ток в цепи обмотки якоря и напряжение, приложенное к испытуемой машине, стабилизируют частоту вращения на уровне йоми-, нальной и после установления теплового режима вновь измеряют температуру обмоток главных, добавочных полюсов якоря и коллектора, выявляют максимальные перегревы, сопоставляют их с максимальным перегревом в номинальном режиме и допустимым перегревом и повторяют цикл испытаний до получения максимальной температуры элементов машины, меньшей допустимого значения.

127

7 и поддерживают его в дальнейшем на данном уровне; измеряют частоту вращения испытуемой машины, напряжение на ббмотке возбуждения U и, устанавливая напряжение линейного генератора

4 из соотношения

U =U -U (- — — 1)

W, н в

Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постояннои регулируя напряжение вольтодоба- 10 вочного генератора 3, стабилизируют чистоту вращения на уровне и„; после установления частоты вращения и теп: лового режима вновь измеряют температуры обмотки и коллектора, а также 15 потребляемые мощности и рассчитывают КПД машины и контролируют уровень искрения коллектора; повторяют тот же цикл испытания при новом соотношении токов возбуждения и якоря до 20 получения максимальной из измеряемых температур меньше допустимой.

Указанная совокупность операций позволяет смоделировать режим работы испытуемой машины 1, соответствую- 25 щий ряду чисел витков обмотки главных полюсов, выбрать оптимальное количество витков и в дальнейшем внести коррективы в число витков главных полюсов. Поскольку электромагнитные gp нагрузки испытуемой машины близки к . реальным, то повышается точность определения откорректированного значения витков, что позволяет сократить стоимость доводочных испытаний. с

Формула изобретения!

277027..

f5 7б 17 18 1У О 2f 22 О

ЧиСа7 диЛЮФ

Риа2

Составитель В.Никаноров

Редактор К,Волощук Техред В.Кадар Корректор А.Обручар

Заказ 6662/38 Тираж 728 Подписное

ВНИИПИ Государственного, комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óàãoðoä, ул.Проектная, 4

Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постоянного тока последовательного возбуждения Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постоянного тока последовательного возбуждения Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постоянного тока последовательного возбуждения Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постоянного тока последовательного возбуждения Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постоянного тока последовательного возбуждения Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постоянного тока последовательного возбуждения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, преимущественно к устройствам контроля параметров электрических машин, и может быть использовано для контроля неравномерности воздущного зазора синхронного двигателя

Изобретение относится к злектромаипшостроению и может быть использовано в устройствах для контроля электромагнитных параметров магнитопроводов электрических машин.Цель изобретения - повышение производительности труда при контроле

Изобретение относится к электротехнике , преимущественно к электрическим вращаншцшся машинам, и может быть использовано для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронных электродвигателей с зубчатым ротором и свобтэдным доступом к общей точке звезды трехфазной обмотки на статоре во всех областях народного хозяйства, производящих или эксплуатирукнцих электрические машины

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно, к способам контроля в процессе эксплуатации безщеточных синхронных машин с обращенными синхронными возбудителями (ОСВ) с однополупериодными т;фазными вращающимися выпрямителями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при тепловых испытаниях электродвигателей

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовачо при исследовании электрических машин, когда по времени выбега косвенно оценивают момент сопротивления ротора, а следовательно, состояние подшипниковых опор

Изобретение относится к устройствам для контроля параметров электрических машин

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх