Самоконтрящаяся гайка и способ ее установки

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам , предотвращающим самопроизвольное развинчивание резьбовых соединений. Цель изобретения - повышение надежности стопорения резьбовых соединений . Самоконтрящаяся гайка вьшолиена в виде силового корпуса и контрящей головки, соединенных между собой трубчатым торсионом. На контрящую головку гайки, установленной в приспособ леиии, надевают ключ и поворачивают его по окружиости до совмещения с захватами под ключ силового корпуса. Затем смещают ключ в осевом направлении и фиксируют контрящую головку относительно силового корпуса . После навинчивания гайки на резьбовой стержень и затяжки задаиным моментом осевым перемещением снимают ключ с гайки. При этом торсиои стремится раскрутиться в исходное положение , создавая повышенный момент трения в резьбе. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил. а € (Л

СОЮЗ С08ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (gg 4 F 16 В 39/284, 37/00

:Ц "

Ф 7 :

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

/ лъ- Ъ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕ,ПАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3943332/25-27 (22) 01,07.85 (46) 07.03.87. Бюл. Ф 9 (72) В.Н.Пастушенко, Б.ДЛ1ахлевич и В.Б.Цукерник (53) 621 882.3 (088.8) (56) Орлов П.И. Основы конструирования. Кн.3. М.: Машиностроение, 1977, с.310, рис.634. (54)САМОКОНТРЯП1АЯСЯ ГАЙКА И СПОСОБ

EE УСТАНОВКИ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам, предотвращающим самопроизвольное развинчивание резьбовых соединений.

Цель изобретения — повышение надежности стопорения реэьбовых соединений. Самоконтрящаяся гайка выполнена в виде силового корпуса и контрящей головки, соединенных между собой трубчатым торсионом. На контрящую головку гайки, установленной в приспособлении, надевают ключ и поворачивают его по окружности до совмещения с захватами под ключ силового корпуса. Затем смещают ключ в осевом направлении и фиксируют контрящую головку относительно силового корпуса. После навинчивания гайки на резьбовой стержень и затяжки заданным моментом осевым перемещением снимают ключ с гайки. При этом торсион стремится раскрутиться в исходное положение, создавая повышенный момент трения в резьбе. 2 с. и 1 s.ï. ф-лы, 2 ил.

1 )ч5tt5 7

1!зобретение o1носится к области машиностроения, а именно к устройствам, предотвращающим самопроизвольное развинчивание резьбовых соединений.

Цель изобретения — повышение ага†дежности стопорения резьбовых соединений.

На фиг.1 изображен продольный разрез самоконтрящейся гайки, на фиг.2 — то же, вид сверху.

f0

Самоконтрящаяся гайка содержит соосно расположенные шестигранный силовой корпус 1 с резьбой 2, гранями

3 и опорным торцем 4, шестигранную контрящую головку 5 с резьбой 6 и гранями 7 и жестко связывающий их упругий элемент, выполненный в виде трубчатого торсиона 8. При этом, наружный диаметр 9 торсиона 8 меньше размера S под ключ шестигранников силового корпуса 1 и контрящей головки 5, а внутренний 10 — больше наружного диаметра резьб 2 и 6.

Резьба 6 и грани 7 контрящей головки 5 в исходном положении смещены на угол оС относительно резьбы 2 и граней 3 силового корпуса I. Угол <6 равен углу закручивания торсиона моментом, соответствующим требуемому

30 к онтрящему моменту. Для ув елич ения упругости торсион выполняется с одним или несколькими радиальными отверстиями или продольными пазами.

Самоконтрящуюся гайку устанавливают следующим образом.

Предварительно гайку вставляют на половину высоты силового корпуса 1 в шестигранное гнездо (или продольный паз шириной S) установочного приспособления. На контрящую шестигранную

40 головку 5 надевают ключ, поворачивают его по окружности на угол о (при этом происходит закручивание торсиона 8 до совмещения граней 3 и 7 шестигранников силового корпуса 1 и контрящей головки 5 и витков их резьб 2 и 6 в одну винтовую линию), после чего смещают в осевом направлении до захода в его рабочую головку выступающей из гнезда установочного приспособления свободной части шестигранного силового корпуса 1, обеспечивая тем самым фиксацию контрящей головки 5 относительно силового корпуса 1 с закрученным на угол р6 торсионом 8.

После этого гайку, зафиксированную в закрученном положении в ключе, вынимают из гнезда установочного приспо облепив, вободпо навертывают на резьбовой стержень «репежного элемента до упора опорным торцом 4 в соединяемую деталь и затягивают заданным крутящим моментом. Осевым перемещением снимают ключ с гайки, чем освобождают контрящую головку 5 от фиксации относительно силового корпуса 1. Торсион 8 при этом стремится раскрутиться в исходное положение и за счет упругих сил деформации кручения обеспечивает повышенный момент трения в резьбовом соединении.

При демонтаже, придерживая ключом за нижнюю часть силового корпуса 1, вторым ключом освобождают резьбовое соединение от контрящего момента путем проворачивания его по окружности на угол oL (при этом происходит закручивание торсиона 8 до совмещения граней 7 и 3 шестигранников контрящей головки 5 и силового корпуса 1 и витков их реэьб 6 и 2 в одну винтовую) с последующим осевым смешением до фиксации в закрученном положении контрящей головки 5 относительно силового корпуса 1. Затем головку свободно свинчивают с резьбового стержня крепежного элемента. В момент, когда резьба 6 контрящей головки 5 полностью выйдет из зацепления с резьбовым стержнем, за счет осевого смещения ключа освобождают контрящую головку 5 от фиксации относительно силового корпуса 1(торсион 8 раскручивается в исходное положение) и окончательно свинчивают гайку, прикладывая момент только к ее контрящей головке 5.

Следует отметить, что резьбы 2 и 6 нарезаются в одну винтовую линию при совмещенных гранях 3 и 7 шестигранников силового корпуса 1 и контрящей головки 5 при закрученном ,торсионе:. 8 на угол ос с фиксацией в этом положении в специальной оправке.

Данная самоконтрящаяся гайка обеспечивает надежное соединение деталей, поддерживая постоянными дополнительные силы трения в резьбовом соединении. Кроме того, уменьшение трений при навинчивании (вплоть до последней стадии затяжки) и отвинчивании гаек исключает повышенный иэ— нос резьбовой пары, что гарантирует постоянство коитрящего момента при

1295057

3 увеличении числа сборок — разборок резьбового соединения.

2. Гайка по п. l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что винтовая линия резьбы контрящей головки смещена в

25 ф 2

Фиг. f

Ь2. Z, Составитель С.Никулина

Техред А.Кравчук

Редактор Л.Петров

КорректорГ.Решетник

Заказ 598/38 Тираж 760 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Формула изобретения

1. Самоконтрящаяся гайка, содержащая резьбовой силовой корпус с захватами под ключ и связанную с ним кольцевой перемычкой контрящую головку с резьбой, винтовая линия которой смещена в осевом направлении относительно винтовой линии резьбы илового корпуса, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности стопорения,кольцевая перемычка выполнена в виде трубчатого торсиона, на ко н тря щей голов ке выл ол не ны з ахв а ты под ключ, смещенные относительно захватов под ключ силового корпуса на угол закручивания торсиона.

20 осевом направле,.ии относительно винтовой линии резьбы силового корпуса на величину

О

h = 2Rtg где h — величина осевого смещения; средний радиус резьбы; о — угол закручивания торсиона;

f> — угол подъема винтовой линии резьбы.

3. Способ установки самоконтрящейся гайки по п.l, включающий навинчивание гайки на крепежный элемент, отличающийся тем, что .перед навинчиванием контрящую головку поворачивают относительно корпуса на величину закручивания трубчатого торсиона, фиксируют контрящую головку в этом положении относительно силового корпуса, навинчивают гайку на стержень крепежного элемента в зафиксированном положении, а после навинчивания контрящую головку освобождают от фиксации.

Самоконтрящаяся гайка и способ ее установки Самоконтрящаяся гайка и способ ее установки Самоконтрящаяся гайка и способ ее установки 

 

Похожие патенты:

Гайка // 1200000

Изобретение относится к машиностр оению, в частности к резьбовым соединениям работающих в условиях динамических нагрузок машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных конструкциях, в которых необ.ходима ускоренная сборка-разборка резьбового соединения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных конструкциях, в которых необ.ходима ускоренная сборка-разборка резьбового соединения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам крепления теплоизоляционных панелей

Гайка // 1286841
Изобретение относится к области машиностроения, к крепежным средствам для многократного пользования вручную

Изобретение относится к крепежным деталям и может быть использовано для стопорения резьбовых элементов

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам соединения деталей, таким как гайки
Наверх