Способ определения профпригодности шоферов

 

Изобретение касается медицины, а именно психофизиологии. Цель изобретения - повышение точности путем проведения ряда психологических тестов в строгой последовательности , сопровождающегося измерением величины психофизиологических показателей с последующим их сравнением с эталонными параметрами. Эти показатели характеризуют силу нервной системы, монотонноустойчивость, помехоустойчивость, способность к обучению и вероятностному прогнозированию , к распределению и переключению внимания, соотнощение основных нервных процессов, торможение и возбуждение , способность к сложным действиям в проблемной ситуации, реакцию сердечнососудистой системы в проблемной ситуации. В зависимости от психофизиологических показателей прогнозируют психофизиологическую пригодность к профессии испытуемого: относят к классу пригодных (1) или непригодных (2) к профессии щофера. SS N5 СО 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК дд4 А61 В5 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2746385/28-14 (22) 04.04.79 (46) 23.03.87. Бюл. № 11 (71) Горьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний (72) А. И. Вайсман, М. Д. Брейдо, С. А. Гапонова, И. В. Котельников и Г. И. Вольпер (53) 615.475 (088.8) (56) Гигиена труда и профзаболеваний, 1977, № 5, с. 24 — 27. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФПРИГОДНОСТИ ШОФЕРОВ (57) Изобретение касается медицины, а именно психофизиологии. Цель изобретения повышение точности путем проведения ряда психологических тестов в строгой последо„„SU„„1297804 А 1 вательности, сопровождающегося измерением величины психофизиологических показателей с последующим их сравнением с эталонными параметрами, Эти показатели характеризуют силу нервной системы, монотонноустойчивость, помехоустойчивость, способность к обучению и вероятностному прогнозированию, к распределению и переключению внимания, соотношение основных нервных процессов, торможение и возбуждение, способность к сложным действиям в проблемной ситуации, реакцию сердечнососудистой системы в проблемной ситуации.

В зависимости от психофизиологических показателей прогнозируют психофизиологическую пригодность к профессии испытуемого: относят к классу пригодных (1) или непригодных (2) к профессии шофера.

1297804 (103 Да Класс 1

26 < х6

HET

Да

2l (х7 (Нет

Класс 1

46 (xs (62

Да

Класс 1

Класс 1

65< х, <

Нет

Да

Да

Класс 1

8< х

Нет

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии.

Цель изобретения — повышение точности путем проведения ряда психологических тестов в строгой последовательности, сопровождающегося измерением величины психофизиологических показателей с последуюгцим их сравнением с эталонными параметрами.

Способ осуществляют следующим образом.

Регистрируют электрокардиограмму в покое у испытуемого. Определяют реакции на движущийся объект, определяк>т монотонноустойчивость. Далее осуществляют первое определение способности к прогнозированию, последовательный поиск чисел по черно-красной таблице, второе определение способности к прогнозированию, поиск чисел с переключением по черно-красной таблице, третье определение способности к прогнозированию, поиск чисел с переклю- 20 чением по черно-красной таблице при действии помех с одновременной регистрацией электрокардиограммы.

Сравнение с эталонными параметрами осуществляют путем последовательной под- 25 становки величин показателей в систему неравенств в следующем порядке: сила нервной системы, способность к обучению вероятностному прогнозированию, реакция сердечно-сосудистой системы в проблемной ситуации, работоспособность, выраженность про- 30 цессов торможения, способность к переключению внимания, особенности регуляции сердечно-сосудистой системы, монотонноустойчивость, баланс нервных процессов.

При обработке результатов обследования испытуемых определяют величины ряда показателей:

«Реакция на движущийся объект» разность между количеством опережающих

,и запаздывающих реакций (х ), количество запаздывающих реакций (х2);

«Поиск чисел по черно-красной таблице»- 40 разность между временем поиска чисел с переключением и без переключения в секундах (xs);

«Определение монотонноустойчивости»вЂ” количество критических точек (х4), отношение среднего времени реакции на первые

15 сигналов к среднему времени реакции на последние 15 сигналов (х ), разность между средним временем реакции на сильный и слабый раздражители в секундах (хб);

«Определение способности к прогнозированию» — разность сумм разностей между количеством прогнозируемых испытуемых сигналов каждого цвета и их действительным количеством при первом и третьем выполнении задания (ху);

«Регистрация ЭКГ» — средняя величина интервала «ЪТ» ЭКГ при поиске чисел по черно-красной таблице с переключением при действии помех в миллиметрах (xs), автокорреляционный анализ последовательности длительности сердечных сокращенией в покое — число шагов автокорреляционной функции для достижения коэффициента корреляции r= 0,3 (xg) .

Эти показатели характеризуют силу нервной системы, монотонноустойчивость, помехоустойчивость, способность к обучению, способность к вероятностному прогнозированию, способность к распределению и переключению внимания, соотношение основных нервных процессов, торможение и возбуждение, способность выполнять сложные действия в проблемной ситуации и реакцию сердечно-сосудистой системы в проблемной ситуации.

Прогнозирование психофизиологической пригодности к профессии состоит в отнесении испытуемого к классу пригодных (1) или непригодных (2) по значениям его психофизиологических показателей.

Прогноз основывают на последовательной проверке выполнения неравенства 9 и двусторонних неравенств a;(x„(b; для значения каждого из отобранных психофизиологических показателей х,. Каждому неравенству присвоен порядковый номер и номер конкретного класса. Значения а; и Ь, — правых и левых частей конкретных неравенств, порядковые номера неравенств и номера присвоенных им классов определяют на этапе построения системы неравенств

1297804

6 90 (хз < 135

Нет

Да

Класс 2

Да

2(xg (5

Нет

Класс 1

Да

2 (х4 (23

Нет

Класс 2

8 Да Класс 1 ха= 4 ха= 6

Составитель М. Позняк

Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор И.Муска

Заказ 728/4 Тираж 596 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

9 8(xi

Пример. Проводят обследование испытуемых М. и К.

При обработке результатов обследования !5 определяют величины необходимых показателей:

Испытуемый М.

xi= 7 х.= 26 хт= 20

x2= 8 ° х,= 58 хв= 58 яз= 82 ха= 109

Испытуемый К. х1= 10 х4= 11 хт= 39 х = 6 ха= 80 ха= 40 хз= 149 ха= 105

Последовательная проверка неравенств показала, что испытуемый М. относится к первому классу — выполняется неравенство

8(х2< 8, т.е. пригоден к профессии шофера. А испытуемый К. относится к второму классу — выполняется неравенство

2(х4(23, т.е. непригоден к профессии шо30 е а.

Ф р

Формула изобретения

Способ определения профпригодности шоферов путем регистраци электрокардиограммы до и во время выполнения психических тестов, направленных на переключение внимания с оценкой сдвигов частоты пульса и сопоставлением с эталонными показателями, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно предъявляют испытуемому в строгой последовательности психологические тесты, направленные на выявление силы, монотонной устойчивости, помехоустойчивости нервной системы, способности к обучению, вероятностному прогнозированию и переключению внимания, соотношение процессов торможения и возбуждения в нервной системе, полученные данные последовательно сопоставляют с эталонной таблицей, и, при соответствии показателей, характеризующих силу, монотонноустойчивость, помехоустойчивость нервной системы, способность к обучению, первого определения вероятностного прогнозирования, переключения внимания, соотношения процессов торможения и возбуждения в нервной системе с эталонным, определяют пригодность испытуемого к профессии шофера.

Способ определения профпригодности шоферов Способ определения профпригодности шоферов Способ определения профпригодности шоферов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к психофизическим исследованиям при профес

Изобретение относится к психофизиологии

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх