Электропривод постоянного тока
Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в электроприводах трубопроводной арматуры . Повышение надежности обеспечивается за счет того, что в устройство введены одновибратор 6 и логический элемент ИЛИ-НЕ 7, один вход которого соединен с выходом порогового элемента 4 верхнего уровня, другой через одновибратор 6 связан ft с выходом порогового элемента Ь нижнего уровня, а выход подключен к входу блока управления 3. В электроприводе исключено формирование ложных команд блоком управления 3 на снятие питания с электродвигателя в момент протекания пусковых токов. 2 ил. с к СП фиб.Г
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (5D 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3809437/24-07 (22) 02.11.84 (46) 30.05.87. Бюл. Р 20 (75) Д. N. Кирсанов и В. Н. Шитов (53) 621,316.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 525195, кл. Н 02 P 3/02, 1976, Авторское свидетельство СССР
У 678239, кл . Н 02 P 3/02, 1979. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в электроприводах трубопроводной ар„„SU„„1314425 А1 матуры. Повышение надежности обеспечивается за счет того, что в устройство введены одновибратор 6 и логический элемент ИЛИ-НЕ 7, один вход которого соединен с выходом порогового элемента 4 верхнего уровня, другой через одновибратор 6 связан
Р, с выходом порогового элемента 5 нижнего уровня, а выход подключен к входу блока управления 3. В электроприводе исключено формирование ложных команд блоком управления 3 на снятие питания с электродвигателя в момент протекания пусковых токов. 2 ил .
1 131442
Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в электроприводах трубопроводной арматуры.
Iianb изобретения — повышение надежности электропривода.
На фиг. 1 представлена структурная схема электропривода; на фиг.2— эпюры напряжений, поясняющие его работу. f0
Электропривод постоянного тока (фиг. 1) содержит электродвигатель 1 с датчиком 2 тока, подключенный к выходу блока 3 управления, вход которого связан с выходом датчика 2 тока. 15
В устройство введены пороговые элементы верхнего 4 и нижнего 5 уровня, входы которых подключены к выходу датчика 2 тока, одновибратор 6 и логический элемент ИЛИ-НЕ 7, один 20 вход которого соединен с выходом по— рогового элемента 4 верхнего уровня, другой — через одновибратор 6 связан с выходом порогового элемента 5 нижнего уровня, а выход подключен к
2э входу блока 3 управления.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии на входах пороговых элементов 5 и 4 нижнего и 30 верхнего уровня соответственно, от-сутствует входное напряжение. С выхода порогового элемента 5 нижнего уровня на вход одновибратора 6 поступает уровень "0". На первый вход логического элемента ИЛИ-НЕ 7 поступает уровень "0" с одновибратора 5, а на второй вход — уровень "1" с инверсного выхода порогового элемента
4 верхнего уровня. На выходе логичес- 40 кого элемента ИЛИ-НЕ 6 устанавливается уровень "0", При включении электродвигателя 1 (фиг. 2 а ) привода с датчика тока 2, установленного в цепи питания элект- д5 родвигателя 1 в момент времени t„ на вход пороговых элементов 5 и 4 скачкообразно поступает напряжение, пропорциональное пусковому току, превышающее пороговые напряжения нижнего уровня U „ и верхнего уровня
11я g (фиг. 2 6). Срабатывает пороговый элемент 5 нижнего уровня (фиг.2 8) и пороговый элемент 4 верхнего уровня (фиг. 2 д). На вход одновибратора 6 с порогового элемента 5 поступает импульс с уровнем "1" (фиг. 2 8), вызывающий срабатывание одновибратора 6 и появление íà его выходе им5 2 пульса уровня "1" длительности 7
3m* (фиг. 2 . ) . На входах логического элемента ИЛИ-НЕ 7 в интервале действия пускового тока t ...t присутствуют уровни "0" и "1" или два уровня
"1" (фиг. 2 <, д ), которым соответствует уровень "0" на выходе логического элемента ИЛИ-НЕ 7 (фиг. 2 е ).
В интервале времени t ...t, где момент окончания работы электро3 двигателя, на выходе логического элемента ИЛИ-НЕ 7 также присутствует уровень "0", так как на входах уров Л11
Аналогично работает устройство при многократных включениях электродвигателя, В случае, когда при движении шпинделя арматуры увеличивается момент сопротивления на валу шпинделя при установке его в одно из крайних положений или ввиду заедания вентиля (фиг. 2, t ), резко возрастает ток электродвигателя 1, что вызывает скачок напряжения на входах пороговых элементов 5 и 4 нижнего и верхнего уровня соответственно °
В момент времени t при достиже5 нии входным напряжением уровня верхнего порога U„« > пороговый элемент
4 верхнего уровня срабатывает и на втором входе элемента ИЛИ-НЕ 7 появ-. ляется уровень "0", Присутствие в момент времени t, на обоих входах элемента ИЛИ-HE 7 уровня "0" вызывает изменение состояния выходного уровня с "0" на ".1". На выходе элемента ИЛИ-НЕ 7 появляется импульс, при появлении которого блок 3 управления формирует команду на снятие питания с электродвигателя 1. Затем устройство возвращается в исходное состояние
Таким образом, в электроприводе . исключено формирование ложных команд блоком 3 управления на снятие питания с электродвигателя в момент протекания пусковых токов во,всем рабочем диапазоне перемещений шпинделя арматуры, Фо р мул а и з î б р е т е ни я
Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель с датчиком тока, подключенный к выходу блока управления, вход которого связан с выходом датчика тока, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью
1314425 фие. 2
Составитель В, Поспелов
Техред М. Ходанич
Корректор А. Тяско
Редактор М. Товтин
Заказ 2217/54 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 повышения надежности, в него введены пороговые элементы верхнего и нижнего уровня, соединенные с датчиком тока, одновибратор и логический элемент ИЛИ-НЕ, один вход которого соединен с пороговым элементом верхнего уровня, другой — через одновибратор связан с пороговым элементом нижнего уровня, а выход подключен к входу блока управления.