Трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности, а также увеличение компактности привода путем уменьшения крутяш.его момента, передаваемого на другие узлы трансмиссии, сокраш,ения числа элементов привода. Трансмиссия 20 содержит коробку передач, главную передачу 8 и механизм перемещения 7. В коробку передач входят входной вал 18 с закрепленной на нем шестерней 19 с внутренними зубьями, выходной вал 20 с закрепленной на нем шестерней 21, которая связана с шестерней 19 входного вала 18 и шестерней 22, установленной на выходном валу 23. Выходной вал 23 посредством шестерен 24 и 25 связан с выходным валом 26. При переключении передач картер главной передачи 8 поворачивается вокруг оси ведомой шестерни посредством механизма перемещения 7. Подсоединение входного вала 6 главной передачи к выходному валу, например 18, коробки передач осуществляется с помощью муфты, установленной на входном валу 6 главной передачи. 1 з.п.ф-лы. 5 ил., 2 табл. о SS (Л 8 со 00 4:и со 00 Фиг.2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 К 17 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Alga i) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4002722/31-11 (22) 02,01.86 (46) 23.06.87. Бюл. № 23 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) В. Б. Альгин, В. В. Грицкевич, С. Н. Поддубко и О. П. Царев (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1280765, кл. В 60 К 17/08, 1985. (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности, а также увеличение компактности привода путем уменьшения крутящего момента, передаваемого на другие узлы трансмиссии, сокращения числа элементов привода. Трансмиссия

„,SU» 1318438 А1 содержит коробку передач, главную передачу 8 и механизм перемещения 7. В коробку передач входят входной вал 18 с закрепленной на нем шестерней 19 с внутренними зубьями, выходной вал 20 с закрепленной на нем шестерней 21, которая связана с шестерней 19 входного вала 18 и шестерней

22, установленной на выходном валу 23.

Выходной вал 23 посредством шестерен 24 и 25 связан с выходным валом 26. При переключении передач картер главной передачи 8 поворачивается вокруг оси ведомой шестерни посредством механизма перемещения 7. Подсоединение входного вала 6 главной передачи к выходному валу, например

18, коробки передач осуществляется с помощью муфты, установленной на входном валу 6 главной передачи. 1 з.п.ф-лы. 5 ил., 2 табл.

1318438

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях легковых автомобилей.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности трансмиссии транспортного средства, имеющей в качестве одного из агрегатов закрепленную на раме транспортного средства главную передачу привода колес.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемой трансмиссии; на фиг. 2 — то же, с расширенными возможностями; на фиг. 3 — синхронизирующая муфта; на фиг. 4 — механизм поворота главной передачи, вариант; на фиг. 5 регулируемая опора картера главной передачи.

Коробка передач (фиг. 1) содержит входной вал 1 с закрепленной на нем шестерней 2 и выходной вал 3 с закрепленной на нем шестерней 4, которая связана с шестерней 2 входного вала 1. На концах валов 1 и 3 коробки передач, обращенных к главной передаче, выполнены зубчатые венцы, с которыми может взаимодействовать муфта 5, установленная на ведущем валу 6 главной передачи. Механизм перемещения, выполненный в виде гидроцилиндра 7, шток которого соединен с картером 8 главной передачи, установленным в опорах 9 (фиг. 4) с возможностью поворота относительно оси ведомой шестерни 10. Картер 8 главной передачи присоединен к кузову 11 и воспрИнимает реактивный момент.

Соединение главной передачи с колесами осуществляется полуосями с двумя подвижными шарнирами равных угловых скоростей.

Опора 9 картера 8 главной передачи включает кронштейн 12 (фиг. 5), прикрепленный к кузову автомобиля, конический подшипник 13, крышку 14, упорную гайку 15.

Для защиты от влаги и пыли подшипниковые узлы могут быть закрыты резиновыми чехлами 16 и 17.

Привод может быть использован в качестве реверс-редуктора в трансмиссиях транспортных машин, особенностью работы которых является цикличность, например, промышленных тракторов.

Привод, содержащий коробку передач с двумя выходными валами, имеет ограниченные кинематические возможности (одну передачу переднего хода и одну заднего хода).

На фиг. 2 изображен привод, имеющий расширенные кинематические возможности.

Коробка передач содержит входной вал

18 с закрепленной на нем шестерней 19 с внутренними зубьями, выходной вал 20 с закрепленной на нем шестерней 21, которая связана с шестерней 19 входного вала 18 и шестерней 22, установленной на выходном валу 23. Выходной вал 23 посредством шестерен 24 и 25 связан с выходным валом 26.

В табл. 1 приведены порядковые номера передач, передаточные числа и указаны (кре5 f0

55 стиком) выходные валы, работающие на этих передачах.

В табл. 2 указаны числа зубьев шестерен.

Синхронизирующая муфта, разработанная для привода, содержащего коробку передач с коаксиальными выходными валами (фиг. 2), установлена на входном валу 6 главной передачи и состоит из внутренней полумуфты 27 (фиг. 3), имеющей возможность перемещаться по шлицам входного вала 6 главной передачи и охватывающей ее шлицевой полумуфты 28. На концах выходных валов коробки передач, обращенных к главной передаче, выполнены зубчатые венцы 29 и установлены блокировочные кольца 30 с возвратными пружинами 31.

Работу привода рассмотрим на примере, показанном на фиг. 2. Привод работает следующим образом. Вращающийся момент от двигателя передается путем поочередного подсоединения валов 18, 20, 23 и 26 к входному валу 6 главной передачи.

При этом картер 8 главной передачи посредством гидроцилиндра 7 перемешается в положение, в котором ось входного вала 6 главной передачи совпадает с осью вала выбранной передачи. Соединение вала выбранной передачи с входным валом 6 главной передачи осуществляется посредством синхронизирующей муфты.

При включении, например, первой передачи внутренняя полумуфта 27 (фиг. 3) перемещается вилкой по шлицам ведущего вала 6 главной передачи и прижимается боковой поверхностью к поверхности блокирующего кольца 30. При этом под действием сил трения блокирующее кольцо 30 поворачивается и упирается своими зубьями в торцы зубьев зубчатого венца 29. После уравнения угловых скоростей внутренней полумуфты 27 и зубчатого венца 29 выходного вала первой передачи блокирующее кольцо 30 соскальзывает с конусных поверхностей зубчатого венца 29 под действием осевого усилия, передаваемого от вилки включения передач.

При этом внутренняя полумуфта 27, перемещаясь дальше вместе с блокирующим копьцом 30, своими шлицами соединяет входной вал 6 главной передачи и выходной вал 18 первой передачи. При выключении передачи все детали занимают исходное положение и блокирующее кольцо 30 отходит обратно под действием пружины 31.

Для включения второй передачи картер 8 главной передачи (фиг. 2) посредством гидроцилиндра 7 перемешается в положение, в котором ось входного вала 6 главной передачи совпадает с общей осью выходных валов

20 и 26 соответственно второй и третьей передач.

Далее шлицевая полумуфта 28 (фиг. 3) синхронизируюшей муфты перемещается с помощью вилки по шлицам внутренней полумуфты 27, связанной с входным валом 6

1318438 главной передачи и прижимается боковой поверхностью . к поверхности блокирующего кольца 30. Далее процесс включения второй передачи идет аналогично описанному процессу включения первой передачи.

Для переключения со второй на третью передачу шлицевая полумуфта 28 возврашается в исходное положение, а внутренняя полумуфта 27 своими шлицами после синхронизации оборотов соединяет входной вал

6 главной передачи (фиг. 2) и выходной вал 20 третьей передачи.

Штоки и вилки переключения передач в нейтральном и включенном положениях удерживаются, например, с помощью подпружиненных фиксаторов, а для предупреждения одновременного включения двух передач используются замки.

Картер 8 главной передачи (фи г. 5) крепится к кузову автомобиля посредством кронштейна 12. Для удобства ремонтных работ кронштейн 12 выполнен с отъемной крышкой 14.

При сборке привода после монтажа главной передачи устанавливают крышки 14 и крепят их болтами к кронштейну 12. Натяг подшипников 13 осуществляют. упорными гайками 15, ввернутыми в гнезда подшипников. Этими же гайками 15 регулируют положение картера 8 главной передачи относительно коробки передач.

Формула изобретения

1. Трансмиссия транспортного средства, содержашая коробку передач с по крайней мере двумя расположенными в одной и locкости выходными валами с венцами на концах, муфту с подвижным соединительным элементом, механизм поворота картера одного из агрегатов трансмиссии, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности трансмиссии транспортного средства, имеющей в качестве одного из агрегатов закрепленную на раме транспортного средства главную передачу привода колес, картер главной передачи трансмиссии транспортного средства установлен с возТаблица 1

Валы

Передаточное кисло

Передача

23

1,0

О, 62-

3.Х 0 - 0 зо ) лблица2

Ч г

Зубчатое когпесо

4 т1ис -... ло

30 зубьев можностью поворота относительно оси ведомой шестерни и связан с рамой транспортного средства через механизм поворота, на входном валу главной передачи установлена упомянутая муфта для связи ее подвижного элемента с венцом одного из выходных валов коробки передач, а выходные валы коробки передач установлены с пересечением их осей в одной точке.

2. Трансмиссия по и. 1, отличающаяся тем, что механизм поворота выполнен в виде силового цилиндра, закрепленного шарнирно на раме транспортного средства и картере r.ïàBHOÉ передачи.

1318438

1318438

Щ; 5

Составитель С. Белоусько

Редактор Н. Лазаренко Техред.И. Верее Корр«ктор Л. Зимокосов

Заказ 2464/!4

l Тираж 598 1!одни«ног

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по д«лам изоор«;« ии и огкргкгии

113035, Москва, Ж вЂ” 35. Раугиская иао.. т. 1 5

Производственно-полиграфическое предприяти«, г. Ужгоро,ь ул 11ро«кгиая. 4

Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано при новом конструировании и при модернизации коробок передач с передним делителем с высшей прямой передачей для увеличения количества передач без увеличения количества шестерен и размеров агрегата

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач в трансмиссиях тракторов сельскохозяйственного назначения, автомобилей и других машин, где требуется льшой диапазон передаточных отношений при движении как передним, так и задним ходом

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции транспортных средств, преимушественно гусеничных сельскохозяйственных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям шестиступенчатых коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к многоступенчатым трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области автотракторостроения и может быть использовано в коробках передач дорожных и строительных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх