Устройство для диагностики подшипников качения

 

Изобретение относится к области приборостроения. Цель изобретения - повышение точности диагностики состояния подшипников качения. С помощью предпагаемого устройства может быть проведена диагностика технического . состояния подшипников качения путем измерения совокупности статических, кинематических и динамических характеристик . Устройство содержит исследуемый подшипник, внутреннее кольцо кот,орого закреплено на валу привода. а сепаратор связан с датчиком частоты вращения сепаратора. Наружное кольцо подшипника закреплено на инерционном элементе, жестко св язано с установленным на основании упругим элементом. С инерционным элементом связаны также блоки задания осевой и радиальной нагрузок и задатчик начальных условий, управляемьй блоком задания начальных условий. Колебательное движение инерционного элемента фиксируется датчиком углового положения. Обработка сигналов, поступающих с усилителя-преобразователя , выходов формирователя переходной характеристики, формирователя частоты вращения сепаратора, схемы совпадения и формирователя частоты вращения вала производится в процессоре счетно-решающего преобразователя . Первьй выход счетно-решающего преобразователя связан с блоком управления , а второй подключен к регистрирующему устройству. 1 ил. . (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУ БЛИН (5D 4 G M 3 О

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3986135/31-27 (22) 09. 12.85 (46) 23.06.87. Бюл, У 23 (72) С.Д. Басенко, А.Ю. Заоэерский, В.С. Кручин, В.П. Миронович, Г.В. Нежданов, Э.П. Ханонкинд и К.Н. Явленский (53) 658.562.012 ° 7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1134896, кл. G 01 М 13/04, 1985. (54),УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к области приборостроения. Цель изобретения— повышение точности диагностики состояния подшипников качения. С помощью предлагаемого устройства может быть проведена диагностика технического . состояния подшипников качения путем измерения совокупности статических, кинематических и динамических характеристик. Устройство содержит исследуемый подшипник, внутреннее кольцо которого закреплено на валу привода, „„SU „„ 2 а сепаратор связан с датчиком частоты вращения сепаратора; Наружное кольцо подшипника закреплено на инерционном элементе, жестко связано с установленным на основании упругим элементом. С инерционным элементом связаны также блоки задания осевой и радиальной нагрузок и задатчик начальных условий, управляемый блоком задания начальных условий.

Колебательное движение инерционного элемента фиксируется датчиком углового положения. Обработка сигналов, поступающих с усилителя-преобразователя, выходов формирователя переходной характеристики, формирователя частоты вращения сепаратора, схемы совпадения и формирователя частоты вращения вала производится в процессоре счетно-решающего преобразователя. Первый выход счетно-решающего преобразователя связан с блоком управления, а второй подключен к регистрирующему устройству. 1 ил.

1 13

Изобретение относится к области. приборостроения и может быть использовано для диагностики подшипников качения.

Цель изобретения — повышение точности диагностики состояния подшинников качения.

На чертеже дана схема устройства.

Предлагаемое устройство содержит исследуемый подшипник 1, внутреннее кольцо которого закреплено на валу привода 2, а сепаратор связан с датчиком 3 частоты вращения сепаратора.

Наружное кольцо подшипника закреплено на инерционном элементе 4, жестко связанном с установленным на основании упругим элементом 5. С инерционным элементом 4 связаны также последовательно соединенные эадатчик 6 начальных условий и блок 7 задания начальных условий.

С инерционным элементом 4 связаны также последовательно соединенные датчик 8 осевой нагрузки и блок 9 зада- ния осевой нагрузки и последовательно соединенные датчик 10 радиальной нагрузки и блок 11 задания радиальной нагрузки.

К инерционному элементу 4 подключен также датчик 12 углового положения, выход которого через усилительпреобразователь 13 подключен к фор-мирователю 14 переходной характеристики. Первый и второй выходы формирователя 14 подключены соответственно к первому и второму входу счетнорешающего преобразователя 15, третий вход которого связан с первым выходом усилителя-преобразователя 13, а четвертый и пятый — соответственно с вторым выходом формирователя 16 частоты вращения сепаратора и выходом схемы 17 совпадения. Вход формирователя 16 подключен к выходу датчика 3 частоты вращения сепаратора, первый вход — к первому входу схемы

17 совпадения, к второму входу которой подключен четвертый выход формирователя 18, первый выход которого связан с первым входом блока 7 задания начальных условий, а вход— с датчиком 19 частоты вращения вала, связанными с внутренним кольцом подшипника 1, третий выход формирователя 18 подключен к второму входу блока 20 задания частоты вращения вала, первый вход которого подключен к первому выходу блока 21 управления, а выход — к приводу 2. Второй, тре18826 2

55 тий и четвертый выходы блока 21 управления соединены соответственно с третьим входом блока 7 задания начальных условий, вторым входом блока 11 задания радиальной нагрузки и вторым входом блока 9 задания осевой нагрузки, а вход блока 2 1 управления подключен к первому выходу счетно-решающего преобразователя 15, второй выход которого связан с ре" гистрирующим устройством 22.

Устройство работает следующим образом.

Внутреннее кольцо исследуемого подшипника 1 устанавливается на валу привода 2, а на наружном кольце устанавливается инерционный элемент

4, с которым через гаэостатические подушки связаны блок 9 задания осевой нагрузки и блок 11 задания радиальной нагрузки. После этого устройство работает последовательно в режиме Подготовка" и Измерение".

В режиме Подготовка" последовательно производится задание скоростного режима, режимов нагружения и задание величины начальных условий следую1 щим образом. В исходном состоянии сигнал на втором входе блоков 9 и

11 отсутствует, в резульТате чего по сигналу датчиков 8 и 1 0 осевой и радиальной нагрузок соответственно устанавливается величина осевой и радиальной нагрузок, равная нулю.

Сигналы на выходе остальных блоков отсутствуют. После окончания переходных процессов с выхода счетнорешающего преобразователя 15 через блок 21 управления на второй вход блока 20 задания частоты вращения вала подается сигнал, появление которого приводит к появлению управляющего сигнала, приводящего к соответствующему изменению частоты вращения вала привода 2 до тех пор, пока сигнал обратной связи на первом входе блока 20, сформированный с помощью датчика 19 частоты вращения вала и формирователя, достигнет величины сигнала на втором входе блока 20.

Таким образом, задается режим работы подшипника, соответствующий условиям эксплуатации. После достижения заданной величины частоты вращения с выхода счетно-решающего преобразователя 15 через блок 2 1 управления на второй вход блока 9 задания осевой нагрузки и второй вход

3 13188 блока 11 задания радиальной нагрузки подаются сигналы, пропорциональные требуемой величине осевой и радиальной нагрузок, что приводит к автоматической установке этих нагру5 зок на исследуемый подшипник 1 с помощью датчиков 8 и 10 осевой и радиальной нагрузок и блоков 9 и 11 задания осевой и радиальной нагрузок.

Остальные блоки работают следую- 10 щим образом. При подаче сигнала на второй вход блока 20 задания частоты вращения элементы исследуемого подшипника приходят в движение.

При этом на выходе датчика 19 15 частоты вращения вала формируется последовательность импульсов с периодом Т„= Т, / Z, где Т вЂ” период одного оборота вала; Z — - число импульсов датчика 19 частоты вращения 2р вала за один оборот. На выходе датчика 3 частоты вращения сепаратора формируется последовательность импульсов с периодом Т = Т „, где

Т „ — период одного оборота сепара- 25 тора; ш — число шариков, а на выходе датчика 12 углового положения— частотно-модулированный сигнал, модулирующая функция которого дает представление об угловом положении инер- 30 ционного элемента 4.

Дальнейшее преобразование сигналов осуществляется следующжч образом. С помощью формирователя 18 из сигнала .датчика 19 частоты вращения вала формируется последовательность нормированных импульсов, которая поступает на первый и четвертый выходы формирователя 18,и аналоговый 40 сигнал, пропорциональный частоте вращения вала, который поступает на

\ .третий и второй выходы формирователя 18. Сигнал с третьего выхода формирователя 18 поступает на второй вход блока 20 задания частоты вращения вала, где используется как сигнал обратной связи для установки и стабилизации требуемой частоты вращения.Сигнал с второго выхода формирователя 18 поступает на шестой вход счетно-решающего преобразователя 15, импульсный сигнал с первого выхода формирователя 18 поступает на первый вход блока 7 задания начальных Условий, где из этой последовательности формируется последовательность импульсов стабильнойамплитуды и длительности.

26 4

Напряжение на выходе блока 7 задания начальных условий и выходе задатчика 6 начальных условий равно нулю, поскольку в исходном состоянии напряжение на третьем входе блока 7 задания начальных условий равно нулю.

С четвертого выхода формирователя

18 импульсный сигнал поступает на второй вход схемы 17 совпадения, на первый вход которой поступает импульсный сигнал с первого выхода формирователя 16 частоты вращения сепаратора.

На выходе схемы 17 совпадения формируется бинарный сигнал, частота переключения которого определяется моментами совмещения фронтов импульсных сигналов на втором и первом входах блока 17, что соответствует моментам сопряжения одних и тех же точек беговых дорожек и комплекта шариков в сепараторе.

Этот сигнал поступает на пятый вход счетно-решающего преобразоватеas 15, на четвертый вход которого поступает сигнал с второго выхода формирователя 16, пропорциональный частоте вращения сепаратора.

Частотно-модулированный сигнал с выхода датчика 12 углового положения поступает на вход усилителя-преобразователя 13 и несет информацию о статическом смешении инерционного элемента, вызванном действием постоянных и медленно меняющихся составляющих моментов трения, знак которых определяется знаком скорости относительного движения элементов подшипника качения.

Поскольку в исходном положении задатчик 6 начальных условий отключен, сигнал на втором выходе усилителя-преобразователя 13 отсутствует, так же как и на первом, втором и третьем выходах формирователя 14 переходной характеристики, к входу которого подключен второй выход усилителя-преобразователя 13.

После этого производится задание величины начальных условий, которое рсуществляется следующим образом. С выхода счетно-решающего преобразователя 15 через блок 2 1 управления на третий вход блока 7 задания начальных условий подается напряжение, величина которого определяет параметры формируемого в блоке 7 пробного импульса, энергия которого определяется ав1318826 вие. При этом на втором выходе усили- 10 переходную характеристику, являющуюся реакцией колебательной системы, в которую входит исследуемый подшипник, 15 рователя 14 формируется аналоговый 20 сигнал, дающий представление об изме-.

Я, c,=+a,, c, 1-\ й

С = х.

i-1

N с, = (4) У;

N3h + C17

Cy+C У

2 о 3

А-А о

А-А о N

+ С 7

+ С У

+ Cay (5) с томатически в результате сравнения уставки на третьем входе блока 7 с сигналом на втором входе блока 7, возникающим в результате восприятия цепочкой датчик 12, усилитель-преобразователь 13, формирователь 14 реакции механической колебательной системы, в которую входит исследуемый подшипник, на импульсное входное воэдейсттеля-преобразователя 13 возникает сигнал, представляющий собой импульсную на импульсное входное воздействие.

Этот сигнал поступает на вход формирователя 14 параметров переходной характеристики. На втором выходе форминении периода колебаний в зависимости от амплитуды колебаний, режимов работы и расположения элементов подщипника. Указанные сигналы с первого и второго выходов формирователя 14 поступают соответственно на первый и второй вход счетно-решающего преобразователя 15, а с третьего выхода — на второй вход блока 7 °

Таким образом, в режиме "Подготовка" Йа входах счетно-решающего преобразователя 15 имеются следующие сигналы: на первом и втором входе сигналы с.первого и второго выходов формирователя t4 на третьем — сигнал с первого вьиода усилителя-преобразователя 13, на четвертом — сигнал с второго выхода формирователя 16 частоты вращения сепаратора, на пятом— сигнал с выхода схемы 17 совпадения, а на шестом — сигнал с выхода формирователя 18 частоты вращения вала.

После окончания переходньи процессов устройство переключается в режим "Измерение". При этом работой счетно-решающего преобразователя 15 управляет сигнал, поступающий на пятый вход счетно-решающего преобразователя 15.

Отработка сигналов и разбиение на классы составляющих диссипативных моментов сопротивления и переменных составляющих консервативных моментов сопротивления, а также вычисление их количественных характеристик производится для начальных условий

if,(o), Ч,(o) (1) 35

6

Поскольку всегда присутствуют нели. нейные составляющие моментов сопротивления, обусловленные непинейностью процессов трения в подшипнике, измерение параметров импульсной переходной характеристики производится для всего диапазона допустимых угловых колебаний инерционного элемента 4 путем возвращения устройства в режим

"Подготовка" и задания соответствующих начальных условий

le (о), е (о), ..., Р (o) ч,(о),Ф (о), ..., ч (о) (2) в требуемом диапазоне режимов работы.

Распознавание составляющих диссипативных моментов сопротивления производится в счетно-решающем преобразователе 15 путем определения коэффициентов Ь, полинома

М ()) = b: + Ь ) + Ь2!)fy+ ° ° ° э(3)

3 fjf аппроксимирующего силовую характеристику исследуемой системы, где Я— обобщенная скорость. Определение коэффициента Ь; ведется в счетно-решающем устройстве 15 следующим образом.

Для начальных условий (1) вычисляются суммы х. = А. + А и разности

1 1 у = А . — А . соседних полуразмахов; находятся вспомогательные величины где N — номер последнего полуразмаха; решается относительно, у и у о система уравнений и вычисляется коэффициент разложения, например, трехчленной аппроксимации, достаточно точно описывающий силовую характеристику: ь = -; ь = —, ь = —,— у . (6) 2 g о 4 1 Я <,) 2 2и12 о 0

7 131882

Расчет повторяется для начальных условий (2), а полученные результаты обрабатываются с применением метода наименьших квадратов.

Переменные составляющие консервативных моментов сопротивления t(g) определяются на основании зависимостей угловой частоты свободных колебаний ир от полуразмаха А

10 (7) 20

-.=:-((, Д Д, Г

Одновременно с вычислением динамических составляющих моментов трения производится вычисление статических и кинематических соотношений в соответствии с выражениями

И (t) = С Ч (t), i() =,„()a„() = т. (t)/T„„(t), Где (ц — статическое угловое смещение инерционного элемента 4;

С вЂ” крутильная жесткость упругого элемента 5;

М (t) . — постоянные и медленно Р.с и 30 меняющиеся составляющиеся моментов трения;— скорость и период вра щения сепаратора; (1,Т

> (1 T, (() — скорость и период вращения вала.

Результаты вычислений по соотношениям (6), (7)и (8) выводятся с выхода счетно-решающего преобразователя .

15 на регистрирующее устройство 22.

Устройство проводит диагностику

40 состояния подшипников качения как при неподвижном, так и при вращающемся внутреннем кольце, что позволяет повысить достоверность распознавания составляющих сил вязкоупругого сопро45 тивления и учесть влияние технологических погрешностей на динамические характеристики подшипников качения и точность прецизионных устройств с использованием этих подшипников.

Формула изобретения

Устройство для диагностики подшипников качения, содержащее последовательно соединенные блок задания частоты вращения вала, привод, датчик частоты вращения вала, регистрирующее устройство и инерционный элемент, механически связанный с упругим элементом, датчиком углового положения, датчиком осевой нагрузки, датчиком радиальной нагрузки, блоком задания осевой нагрузки и блоком задания радиальной нагрузки, а также усилительпреобразователь, при этом упругий элемент жестко закреплен на основании, выход датчика осевой нагрузки соединен с первым входом блока задания осевой нагрузки, выход датчика радиальной нагрузки — с первым входом блока задания радиальной нагрузки, выход датчика углового положения подключен к первому входу усилителя-преобразователя, а привод механически связан с внутренним кольцом исследуемого подшипника, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности диагностики состояния подшипников качения путем измерения совокупности статических кинематических и динамических характеристик, оно снабжено последовательно соединенными формирователем частоты вращения вала, блоком задания начальных условий и задатчиком начальных условий, последовательно соединенными датчиком частоты вращения сепаратора, формирователем .:астоты .вращения сепаратора и схемой совпадения, а также последовательно соединенными формирователем переходной характеристики, счетно-решающим преобразователем и блоком управления, причем второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы счетно-решающего преобра-. зователя соединены соответственно с вторым выходом формирователя переходной характеристики, с первым выходом усилителя-преобразователя, вторым выходом формирователя частоты вращения сепаратора, выходом схемы совпадения и вторым выходом формирователя, частоты вращения вала, к второму выходу счетно-решающего преобразователя подключено регистрирующее устройство, первый, второй, третий и четвертый выходы блока управления подключены соответственно к первому входу блока задания частоты вращения вала, третьему входу блока задания начальных условий, к второму входу блока задания радиальной нагрузки и второму входу блока задания осевой нагрузки, второй выход усилителя-преобразователя соединен с входом формирователя переходной характерис1882б

Составитель В. Пучинский

Техред А. Кравчук Корректор Л. Патай

Редактор Н. Тупица

Заказ 2499/33 Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1t3035, Москва,.Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

9 13 тики, третий выход которого подключен к второму входу блока .задания начальных условий, выход датчика частоты вращения вала подключен к формирователю частоты вращения вала, третий и четвертый выходы которого связаны соответственно с вторым входом блока задания частоты вращения вала и вторым входом схемы совпадения, причем датчик частоты вращения сепаратора соединен с сепаратором исследуемого подшипника, а задатчик начальных условий — с инерционным элементом.

Устройство для диагностики подшипников качения Устройство для диагностики подшипников качения Устройство для диагностики подшипников качения Устройство для диагностики подшипников качения Устройство для диагностики подшипников качения Устройство для диагностики подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения жесткости вращающихся подпшпников

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к мапюностроению, а именно к диагностике подшипников

Изобретение относится к обл.асти подшипниковой промьшшенности

Изобретение относится к приборостроению и машиностроению и может быть использовано для диагностики технологических дефектов подшипниковых узлов в лабораторных и цеховых условияхс Цель изобретения - повьшение точности контроля дефектов подшипниковых узлов

Изобретение относится к области испытаний подшипниковых узлов

Изобретение относится к подшипниковой промьшленности .поможет быть использовано в машиностроении, прибо ростроении и других отраслях промышленности для диагностики узлов трения механизмов с вращающимися элементами , к которым в первую очередь относятся шарикоподшипниковые узлы, опоры сколья ения и т.п

Изобретение относится к судостроению, в частности к стендам для испытания судовых дейдвудных устройств

Изобретение относится к судостроению , в частности к стендам для испытания элементов судовых валопроводов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх