Комбинированный инструмент

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в инструментах для комбинированной обработки резанием и поверхностно пластическим деформированием . Целью изобретения является упрощение конструкции инструмента, повышение надежности и сокращение времени на его подналадку. Для этого в корпусе инструмента располагается резец с механизмом его подналадки. Последний выполнен в виде полости, заполненной гидропластом, и поршня, кинематически с помощью гофрированной втулки связанного с деформирующими шарами. В процессе обработки при износе резца размер обрабатываемого отверстия уменьшается. При этом увеличивается усилие на деформирующих шарах, которые давят на гофрированную втулку. Последняя, деформируясь, передает усилие на поршень, который через гидропласт взаимодействует с резцом. При увеличении усилия деформирования выше критического значения происходит дискретное выдвижение резца, т.е. его подналадка. Таким образом обеспечивается автоматическая подналадка в процессе износа резца. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л ОС 00 го 4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 24 В 39/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3834561/25 — 27 (22) 29.12.84 (46) 15.09.87. Бюл. ¹- 34 (71) Московский станкостроительный завод "Красный пролетарий" им. А.И. Ефремова (72) А.Г. Матвеев, Л.Б. Блюмкин и А.И. Сорокин (53) 621.923.77(088.8) (56) Патент ЧССР ¹ 104758, кл. 49 11, 3/02, 1962. (54) КОМБИНИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в инструментах для комбинированной обработки резанием и поверхностно пластическим деформированием. Целью изобретения является упрощение конструкции инструмента, повышение надежности и сокращение

„„SU„„13372 1 А1 времени на его подналадку. Для этого в корпусе инструмента располагается резец с механизмом его подналадки.

Последний выполнен в виде полости, заполненной гидропластом, и поршня, кинематически с помощью гофрированной втулки связанного с деформирующими шарами. В процессе обработки при износе резца размер обрабатываемого отверстия уменьшается. При этом увеличивается усилие на деформирующих шарах, которые давят на гофрированную втулку. Последняя, деформируясь, передает усилие на поршень, который через гидропласт взаимодействует с резцом. При увеличении усилия деформирования выше критического значения происходит дискретное выдвижение резца, т.е. его подналадка.

Таким образом обеспечивается автоматическая подналадка в процессе износа резца. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. !337241

Изобретение относится к машиностроению, в частности к совмещенной обработке деталей резанием и ППД.

Цель изобретения — упрощение конструкции инструмента, повышение надежности и сокращение времени на его наладку.

На фиг. 1 изображен комбинированный инструмент, общий вид;на фиг.2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 комбинированный инструмент, головная часть с основным рядом накатных шаров и резцом.

Инструмент (фиг. 1-3) содержит корпус 1, к которому посредством винтов 2 крепится гофрированная втулка

3 с дорожкой качения для деформирующих шаров 4 и кольцо 5. В корпусе 1 закреплены державка 6 и хвостовой упор 7, имеющие конические хвостовики, стянутые винтом 8. Между торцом державки 6 и торцом дорожки качения втулки 3 установлены кольцевой поршень 9 и проставочное кольцо 10, посредством подшлифовки которого обеспечиваются необходимые зазоры (фиг. 3). На торце поршня 9 выполнена кольцевая проточка, запалненная гидропластом ll1 и соединенная с полостью плунжера 12, установленного в отверстии пробки 13.

Плунжер 12 упирается в торец цанги 14, в которой закреплен резец 15.

Предварительное избыточное давление гидропласта обеспечивается пружинным кольцом lб. Механизм самоторможения, препятствующий самопроизвольному отходу поршня 9,, состоит иэ трех шариков 17, которые установлены в зазоре между торцом кольца

18 и конической (a = 5 ) торцовой поверхностью поршня 9. Шарики поджаты пружинным сепаратором 19, торцовые выступы которого входят в пазы проставочного кольца 10. На цилиндрической поверхности хвостовика державки 6 в плоскости шариков 17 сняты лыски (фиг. 3). Угол поворота проставочного кольца 10 и сепаратора

19 ограничен штифтом 20, а фиксация в заданном положении обеспечивается подпружиненным шариком 21. Ориентация державки относительно кольца 3 обеспечивается шпанкой 22.

Настройка деформирующих шаров 4 на заданный размер осуществляется посредством осевого перемещения втулок 23 и 24, которые фиксируются

45 контргайками 25 и 26. В нерабочем состоянии деформирующие шары 4 удерживаются на дорожках качения кольцами 27 и 28.

Осевое перемещение державки, а также ее фиксация от проворота обеспечивается штангой 29, соединенной с ней посредством муфты и быстросменной крышки 30.

Устройство работает следующим образом.

Перед обработкой резец 15 затачивают и настраивают на заданный размер D — d, где d — припуск под раскатывание (натяг), составляющий

0,08 — 0,14 мм на диаметр D.

Основные деформирующие шары 4 (справа на фиг. 1) посредством втулки 23 настраивают на предварительный размер, а дополнительные накатные шары (слева на фиг. 1) — на окончательный размер отверстия. При пере-! мещении державки 6 по отверстию в работу вступают деформирующие шары

4, сначала основные, затем дополнительные. При растачивании на резец

15 действует радиальная составляющая сила резания, что вызывает повышение давления гидропласта 11. Предварительное избыточное давление гидропласта 11 обеспечивается при помощи пружинного кольца. В результате появляется сила, которая пытается переместить кольцевой поршень 9 справа налево (фиг. 3). Однако этому препятствует механизм самоторможения, состоящий из трех упорных шариков 17, расположенных между торцом кольца 18 и конической (oL = 5 ) торцовой поверхностью поршня 9.

В процессе растачивания происходит размерный износ резца по задней поверхности. В результате увеличивается натяг и возрастает радиальная сила, действующая на основные деформирующие шары 4 (справа на фиг.1), что приводит к деформации упругого элемента дорожки качения и к смещению последней в осевом направлении на некоторую величину. Начальный зазор S (фиг. 3) между торцом уп— ругай дорожки качения кольца 3 и кольцевым поршнем 9 выбирается в пределах 0,025-0,030 мм. Таким образом, все время обеспечивается упругий поджим основных накатных шаров к обрабатываемой поверхности. После того как зазор вследствие смещения упру1337241 гой дорожки качения полностью выбирается, на поршень 9 начинает действовать осевая сила, которая растет с увеличением натяга (так как ре5 зец 14 продолжает изнашиваться).

Когда осевая сила достигает критического значения, происходит скачкообразное перемещение кольцевого поршня на величину д и, соответствен но, выдвижение резца на величину h

D1 D2

h =Ь

Д2

30

45 шением

Si

n =

Диаметр отверстия под раскатку в конце процесса подналадки равен

D D + 2 (hq Sz Si) где д — величина релаксации; 15

D<, Dz- соответственно наружный и внутренний диаметры кольцевой полости, заполненной гидропластом 11;

Й вЂ” диаметр плунжера;

h, = const, шаг подналадки.

Скачкообразная работа. автоподналадчика объясняется наличием в его конструкции пар трения (поршень 9— державка 6 и плунжер 12 — пробка 13). 25

После того как произойдет подналадка резца 13, натяг на основных деформирующих шарах 4 уменьшается и упругая дорожка качения возвращается в положение, близкое к исходному (величина зазора S в этом случае зависит от шага подналадки). Полная величина подналадки (компенсация износа резца) равна а 2

D< Пт

h = S

Д2 где S — начальный зазор между поршнем 9 и торцом державки 6;

D,, D — соответственно наружный и внутренний диаметры кольцевой полости, заполненной гидропластом 11; и — диаметр плунжера 12.

Зазор S должен составлять около

0,01 мм.

Полная величина подналадки h

0,3 — 0,4 мм, так как допустимый износ резца по задней поверхности не должен превышать 0,4 мм.

Число шагов определяется соотногде D — диаметр под раскатку в начале обработки по настроенному резцу;

h< — шаг подналадки;

S — начальный рабочий зазор межz ду торцом упругой дорожки качения и поршнем 9;

S, — начальный зазор между поршнем 9 и торцом державки 6.

Из условия нормальной работы раскатки (D — D„ 0,03 — 0,04 мм) о следует, что шаг подналацки h< и зазоры S, и Б должны лежать в следующих пределах: h с 0,02 мм;

S 0,02 мм; S, = 0,01 — 0,015 мм.

Выбранное значение зазора S< исключает утечки гидропласта ввиду его большой вязкости и позволяет отказаться от уплотнений.

После перемещения поршня 9 на величину S (резец полностью выдвинут) необходимо вернуть поршень 9 в исходное положение. Для этого при помощи специального ключа поворачивают кольцо 10, связанное с пружинным сепаратором 19. В результате шарики 17, перекатываясь с лысок на цилиндрическую поверхность хвостовика державки 6, разжимают сепаратор 19 и перемещаются в радиальном направлении, вновь оказавшись над лысками с зазором .0,1 мм. При этом поршень 9 возвращается в исходное положение и между ним и торцом державки 6 вновь образуется зазор 0,01мм (резец опускается).

Таким образом, предложенное устройство обеспечивает надежную автоматическую подналадку в процессе износа резца при упрощении конструкции инструмента. формула изобретения

1. Комбинированный инструмент, содержащий корпус с сепаратором, в котором размещены деформирующие шары с опорным элементом, цилиндрической державкой с резцом, гидроприводом его радиального перемещения и механизмом фиксации, кинематически связанным с деформирующими шарами, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции инструмента, повышения надежности и сокращения времени на его наладку, цилиндрическая державка выполнена с лысками, а опорный элемент — в виде гоф1337241

29 50 7 28

Ю

11

1! рированной втулки с опорным концом на наружной поверхности, установленной в корпусе с зазором относительно цилиндрической. оправки, при этом механизм фиксации выполнен в виде закрепленного на державке упора и установленного на ней с возможностью углового перемещения упругого сепаратора с шариками, расположенными между торцовыми поверхностями поршня

4 гидропривода и упора, причем по меньшей мере одна из указанных торцовых поверхностей выполнена конической, а в радиальном направлении упомянутые

5 шарики заключены между лысками державки и поверхностями упругого сепаратора.

2. Инструмент по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что количество лысок кратно числу шариков.

1337241

О 2Х 1 3

Составитель . Чукаева

Редактор Л. Веселовская Техред М.Дидык Корректор А. Обручар

Заказ 4083/15 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Комбинированный инструмент Комбинированный инструмент Комбинированный инструмент Комбинированный инструмент Комбинированный инструмент 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обкатке внутренних поверхностей тел вращения, обеспечивает упрочнение и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к обработке металлов поверхностным пластическим деформированием, а именно к обработке наружной и внутренней поверхностей длинномерных деталей с изогнутой осью.Цель изобретения - рас , ширение технологических возможностей

Раскатка // 1328173
Изобретение относится к машиностроению , в частности к обработке металлов поверхностным пластическим деформированием , и может быть использована при восстановлении посадочных отверстий корпусных деталей

Раскатка // 1326424
Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к инструментам для обработки отверстий

Изобретение относится к металлообработке и может найти применение в различных отраслях машиностроения для получения и калибрования шлицевых и шпоночных пазов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к инструменту для обработки отверстий в деталях методом холодного пластического деформирования, и позволяет повысить качество обработанных деталей за счет пластической деформации поверхностного слоя при обратном ходе протяжки

Изобретение относится к области металлообработки и может быть использовано в чистовой обработке

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к упрочняюще-чистовой обработке деталей

Изобретение относится к инструментам для поверхностного пластического деформирования и позволяет упростить конструкцию раскатки путем сокращения количества деталей

Изобретение относится к области Обработки поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано при обработке поверхностей отверстий для повышения производительности за счет работы без остановки вращения

Изобретение относится к изготовлению инструментов для отделочной чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке отверстий дорнованием

Изобретение относится к металлообработке, а именно, к чистовой обработке отверстий методом пластического деформирования

Изобретение относится к металлообработке глубоких отверстий дорнованием

Изобретение относится к методам упрочнения поверхности деталей в процессе их обработки

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к средствам упрочнения поверхностей деталей с их высокоточной обработкой

Изобретение относится к обработке материалов резанием и давлением, а именно к расточке цилиндров с последной обработкой, раскаткой и дробеструйной обработкой

Изобретение относится к обработке материалов резанием и давлением, к расточке цилиндров с последней обработкой раскаткой и дробеструйной обработкой
Наверх