Устройство для резонансного наддува двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет улучшить экономичность двигателя путем расширения диапазона резонансных режимов. Система содержит два настроенных трубопровода 1 и 2, подключенных акустически зеркально к коллектору 3 впуска. Коллектор имеет сечение, равное сечению трубопроводов 1 и 2. Длина настраиваемых трубопроводов одинакова и выбрана из условия достижения резонансного режима работы на заданной частоте вращения коленчатого вала. Коллектор впуска через патрубки 7 подсоединен к цилиндрам 8 с неперекрывающимися фазами впуска блока 9. Внутрь одного из настраиваемых трубопроводов помещен разобщительный орган - заслонка 10, которая установлена на расстоянии, равном 0,2-0,3 от суммарной длины трубопроводов, коллектора и ресивера. Заслонка связана тягой 1 с рычагом 12 привода рейки топливного насоса 13. Установка заслонки на указанном расстоянии позволяет преобразовать тип настройки . При работе двигателя на частичных нагрузках заслонка закрыта, имеет место зарезонансный тип настройки . Нри высоких нагрузках, когда необходима дополнительная подача воздуха , заслонка открыта, имеет место резонансный тип настройки. Изобретение является дополнительным к авт.св.№ 943416, 5 ил. Ю 1 ю (Л со 4 СО О Oi N)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1343060 А 2

<. 11 4 1 02 В 27/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

10 у

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 943416 (21) 3954065/25-06 (22) 20.09.85 (46) 07.10.87. Вюл. 11 37 (71) Алтайский политехнический институт им.И.И.ПолзуHова и Завод транспортного машиностроения им.В.И.Ленина (72) Д.В.Давыденко, Л.В.Нечаев, В.Б.Пушкарев, В.И.Решетов, В.И.Мостаков и Н.В.Давыденко (53) 621.43-224.4 (088.8 ) (56) Авторское свидетельство СССР

943416, кл. F 02 В 27/00, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЗОНАНСНОГО

НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет улучшить экономичность двигателя путем расширения диапазона резонансных режимов. Система содержит два настроенных трубопровода 1 и 2, подключенных акустически зеркально к коллектору 3 впуска. Коллектор имеет сечение, равное сечению трубопроводов 1 и 2. Длина настраиваемых трубопроводов одинакова и выбрана из условия достижения резонансного режима работы на заданной частоте вращения коленчатого вала. Коллектор впуска через патрубки 7 подсоединен к цилиндрам 8 с неперекрывающимися фазами впуска блока 9. Внутрь одного из настраиваемых трубопроводов помещен разобщительный орган заслонка 10, которая установлена на расстоянии, равном 0,2-0,3 от суммарной длины трубопроводов, коллектора и ресивера. Заслонка связана тягой ll с рычагом 12 привода рейки топливного насоса 13. Установка заслонки на указанном расстоянии позволяет преобразовать тип настройки. При работе двигателя на частичных нагрузках заслонка закрыта, имеет место "зарезонансный тип настройки. При высоких нагрузках, когда необходима дополнительная подача воздуха, заслонка открыта, имеет место

"резонансный" тип настройки. Изобретение является дополнительным к авт.св.Ф 943416. 5 ил.

1343060

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к устройствам для использования волновых явлений во впускном трубопроводе для наддува двигателей, и является усовершенствованием изобретения по авт. св.

М- 943416.

Цель изобретения — улучшение экономичности двигателя путем расширения диапазона резонансных режимов.

На фиг.l изображена система резонансного наддува, общий вид; на фиг.2 — конструкция раэобшительного органа; на фиг.3 — экспериментальные сравнительные нагрузочные характеристики; на фиг.4 — осциллограммы давлений в цилиндре и во впускном коллекторе; »а фиг.5 — экспериментальные данные по влиянию места установки разобщительного органа на параметры двигателя.

Система содержит два настроенных трубопровода I и 2, подключенных акустически зеркально к впускному коллектору 3. Коллектор имеет такое же сечение (диаметр), как и трубопроводы. Настроенные трубопроводы 1 и 2 обращены входными участками навстречу друг другу и через отражательразветвление 4 подключены к компрес сору 5 турбокомпрессора 6. Впускной коллектор 3 через патрубки 7 присоединен к цилиндрам 8 (с неперекрывающимися фазами впуска) блока 9. Внутри одного из настроенных трубопроводов помещен орган перекрытия 10, который установлен на расстоянии от центра отражателя-разветвления 4 равным 0,2-0,3 от суммарной длины трубопровода, коллектора и ресивера.

Орган перекрытия связан тягой Il c рычагом 12 привода рейки топливного насоса 13.

Возможный вариант органа перекрытия показан на фиг.2. Тяга 14 через телескопическое устройство 15 подсоединена к рычагу 16, установленному на оси 17 неподвижной стойки 18.

Другой конец рычага 16 подсоединен к подвижной стойке 19, установленной на органе перекрытия, имеющей цилиндрическую поверхность такого же радиуса, что и настроенный трубопровод.

Заслонка 10 со стойкой 19 через ось

20 крепится к неподвижной стойке 18.

Система работает следующим образом.

При работе двигателя на режиме с высокой нагрузкой тяга 14 (фиг.2) рейки топливного насоса 13 (фиг.l) смещается влево и через рычаг 16 поддерживает заслонку 10 в положении

"Открыто". В трубопроводах 1 и 2 развиваются резонансные колебания, осуществляюшие волновой наддув двигателя, который при этом работает по ветве А нагрузочной характеристики (фиг.З) . Волновая картина в трассе впуска в этом случае имеет вид, изображенный на фиг.4: отраженная волна давления "подходит" к органам газообмена в момент их закрытия и осуществляет дозарядку цилиндра воздухом, повышая тем самым давление конца впуска, коэффициент избытка воздуха, в результате чего обеспечивается нормальное протекание рабочего процесса.

По мере снижения нагрузки (что сопровождается изменением положения рейки топливного насоса) и при достижении такой ее величины, когда механический КПД за счет роста насосных потерь начинает существенно уменьшаться, заслонка закрывается.

Этот момент закрытия определяется экспериментально. Дизель при этом начинает работать по участку Б нагрузочной характеристики (фиг.З). Волновая картина также изменяется (фиг.4), хотя частота вращения остается прежней. Отраженная волна давления в этом случае как бы "запаздывает" и приходит к органам газообмена следующего по порядку работы цилиндра в начале такта впуска. В результате кривая разряжений в цилиндре деформируется и насосные потери эа такт впуска снижаются, поэтому несмотря на то, что коэффициент избытка воздуха в этом случае невысок, топливная экономичность двигателя улучшается.

Выбор места установки заслонки осуществлен из экспериментальных данных, приведенных на фиг.5. Существует оптимальное положение регули— рующего органа (по длине трубопровода) и изменение положения заслонки от крайних значений указанного интервала вызывает ухудшение топливной экономичности на частичных нагрузках. Указанное соотношение остается справедливым и для других час— тот вращения, несмотря на то, что

1343060 для обеспечения резонансного режима работы устройства при изменившейся частоте вращения необходимо изменение длин трубопронодон l и 2, поскольку и в этом случае укаэанное соотношение длин обеспечит перевод

II 1! сист емы из резонансного режима работы (при повышенных нагрузках) на зарезонансныи (при пониженных нагрузках). Последнее обстоятельство вытекает из того, что отношение

"резонансных и зареэонансных частот врашения приблизительно постоянно для всего допустимого поля режимон работы днигагеля.

Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я устройство для резонансного наддува двигателя ннутреннего сгорания по авт.св.9 943416, о т л и ч а ю

Ь ш е е с я тем, что, с целью расширения диапазона резонансных режимов, выходные участки основного и дополнительного V-образных трубопроводон 0 объединены н общий коннектор, причем н коллекторе установлен орган перекрытия, расстояние от которого до центра общего коллектора выполнено равным 0,2-0,3 от суммарной дчины трубопроводов, коллектора и ресинера. с

500

400

7 в

Кг/4 air кг/с ом

/ vA; к //а

50

70 Уг к///a

Р

/лРт. ч

250

740

7.<0 (7

0./ -" 5

7 /

08 //>е, М///а

02 к//а

-20

dP кПа

_#_

-1Ю -f20 80 -46 / 4д Ю 120

Риг.Ф

1343060

tg С

250

0511

Составитель Н.Лапушкин

Редактор С.Пекарь Техред М.Дидык КорректоР Л.Патай

Заказ 4618/32 Тирах 503 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

llроизводственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул. Проектная, .4

ge г/кВ ч

0235 Риг.5

0 re 0078

Жзасю

Устройство для резонансного наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для резонансного наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для резонансного наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для резонансного наддува двигателя внутреннего сгорания Устройство для резонансного наддува двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и нозволяет повысить экономичность путем улучшения согласования резонансных колебаний с режимом работы двигателя

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить экономичность двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам впуска двигателя внутреннего сгорания, использующим колебание столба воздуха или горючей смеси в трубопроводах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в автотракторных двигателях

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливным системам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к организации рабочего процесса дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к усовершенствованию термодинамического цикла как способа работы двигателя внутреннего сгорания
Наверх