Опора скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин . Целью изобретения является повышение КПД путем уменьшения потерь на трение. Опора скольжения снабжена распределителем смазки, расположенным в полом валу с радиальными отверстиями неподвижно относительно оси его вращения,а корпус ее выполнен с отверстием, расположенным в самой нижней точке полости. Распределитель смазки выполнен с карманами, обращенными к рабочим поверхностям сегментов , и перемычками, причем в результате пересечения поверхностей карманов и перекрытий образованы граничные точки, лежащие на лучах центральных углов, охватывающих сегменты. При вращении вала смазка через осевые отверстия вала, карманы и радиальные отверстия подается на рабочие поверхности сегментов, 1 з.п. ф-лы. 4 ил. с (Л оо 4 4 ;о 1Ч

COI03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И}

71 А2 (Я1) 4 F 16 С 17/03, 33/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1182208 (21) 3862262/31-22 (22) 04.03.85 (46) 15.10.87. Бюл. Ф 38 (7 1) Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта и Институт механики металлополимерных систем АН БССР (72) В.В. Харитонов и В.С. Игнатович (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1182208, кл. F 16 С 17/08, 1984. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам н подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин. Целью изобретения является повышение КПД путем уменьшения потерь на трение. Опора скольжения снабжена распределителем смазки, расположенным в полом валу с радиальными отверстиями неподвижно относительно оси

его вращения,а корпус ее выполнен с отверстием, расположенным в самой нижней точке полости. Распределитель смазки выполнен с карманами, обращенными к рабочим поверхностям сегментов, и перемычками, причем в результате пересечения поверхностей карманов и перекрытий образованы граничные точки, лежащие на лучах центральных углов, охватывающих сегменты.

При вращении вала смазка через осевые Ж отверстия вала, карманы и радиальные отверстия подается на рабочие поверх- %4 Ф ности сегментов. 1 э.п. ф-лы. 4 ил.

5 !

1 134

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин.

Целью изобретения является повышение КПД и ресурса работы путем уменьшения потерь на трение при работе опоры скольжения.

На фиг. 1 изображена опора скольжения, разрез; на фиг. 2 — разрез А-А йа фиг. 1; на. фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — развертка поверхности распределителя смазки с карманами.

Опора скольжения содержит корпус

1 из полимерного или древесно-полимерного материала, в котором в. два ряда по длине вала 2 равномерно по окружности расположены самоустанавливающиеся сегменты 3 и 4, опирающиеся на сферические головки опорных винтов 5. При этом сегменты 3 одного ряда смещены относительно сегментов 4 другого ряда на половину угла между осями соседних опорных винтов 5 в ряду. Вал 2 выполнен с полостью 6, размещенной симметрично относительно Оси его вращения. В полости 6 вала 2 расположен, например, по скользящей посадке, распределитель 7 смазки, выполненный из полимерного материала и установленный неподвижно относительно оси вращения вала ?. При этом поверхности распределителя 7 смазки и полости 6 также образуют подшипник скольжения. Поверхность распределителя 7 смазки образована карманами 8 (по количеству сегментов в ряду) и перемычками 9.

Распределитель 7 смазки установлен в полости 6 вала 2 таким образом, что точки 10, образованные пересечением поверхностей карманов 8 и перемычек 9, лежат на лучах центральных углов, охватывающих сегменты 3 и 4.

Центральное подводящее отверстие 11 в распределителе 7 смазки связано с карманами 8 соединительными отверстиями 12 (по количеству карманов 8) .

Карманы 8 представляют собой углубления (канавки, выборки и т.п.) на поверхности распределителя смазки, расположенные параллельно оси вращения вала 2 в местах установки сегментов, и состоят из двух участков

13 и 14, смещенных по окружности на

4971 2 половину угла между осями опорйых винтов 5 в ряду и соединенных между собой углублением 15, расположенным например, наклонно (фиг. 2 и 4). Вал

2 в местах установки сегментов 3 и 4 выполнен с отверстиями 16, которые в зависимости от условий эксплуатации о располагают в шахматном порядке, радиально или наклонно (не показано) к оси вращения. В корпусе 1 в самой нижней точке полости выполнено отверс тие 17, которое, может быть расположено радиально, по касательной или наклОннО (не пОкаэанО) °

Монтаж опоры скольжения осуществляют следующим образом.

В корпус 1 устанавливают (ввинчивают) опорные винты 5. Затем устанавливают вал 2 вместе с сегментами 3 и

4 и производят его центрирование относительно оси вращения. После этого в полости 6 вала располагают, например, по скользящей посадке, неподвижно относительно оси вращения вала 2 распределитель 7 смазки, обращенный карманами 8 к рабочим поверхностям сегментов 3 и 4, установленным в два ряда по длине вала 2 со смещением по окружности одного ряда относительно

30 другого на половину угла между осями соседних опорных винтов 5 в ряду.

Демонтаж опоры скольжения проводят в обратной последовательности.

Опора скольжения работает следую35 щим образом.

Вращение вала 2 начинается одновременно с подачей смазки в зону кон-. такта вала с рабочими поверхностями сегментов 3 и 4. Смазка под давлени40 ем, например, от агрегата смазки через центральное подводящее отверстие

11 и соединительные отверстия 12 попадает в карманы 8, обращенные участками 13 и 14 к рабочим поверхностям

45 сегментов 3 и 4. Далее смазка подается через отверстия 16 в зоны контакта рабочих поверхностей сегментов 3 и

4 с поверхностью вала 2, обеспечивая жидкостное трение в этих зонах. При

50 вращении вала 2, поскольку распределитель 7 смазки установлен неподвижно относительно оси вращения вала 2, происходит бесконечное и поочередное

"набегание". на карманы 8 отверстий

16, что обеспечивает надежную смазку трущихся поверхностей. Смазка, выдавленная в процессе работы опоры скольжения, полностью отводится через отверстие 17 (диаметр отверстия 17 рас13449 считывается из конкретных условий эксплуатации) . В корпусе 1 смазка отсутствует °

В предлагаемой опоре скольжения обеспечивается повышение КЩ путем уменьшенйя тепловой деформации в процессе работы вследствие исключения трения смазки о корпус и нерабочие поверхности вала и сегментов и ско- 1ð ростного перемешивания смазки в корпусе (замкнутом объеме); подача смазки непосредственно в зоны контакта вала и рабочих поверхностей сегментов, что уменьшает расход смазки в едини- 15 цу времени; уменьшение веса благодаря применению полимерных и древеснополимерных деталей и отсутствию смазки в корпусе.

Формула изобретения <

1. Опора скольжения по авт.св.

Ф 1182208, отличающаяся

71 тем, что,, с целью повышения КПД и ресурса работы путем уменьшения потерь на трение, она снабжена распределителем смазки, выполненным с обращенными к рабочим поверхностям сегментов карманами и перемычками, а вал выполнен с радиальными отверстиями, выходящими в рабочие зоны и сообщенными с выполненным в валу осевым отверстием, в котором установлен распредели-, тель неподвижно относительно оси опоры, при этом кромки каждого кармана распределителя и боковые поверхности сегмента расположены в двух пересекающйхся плоскостях, образующих один и тот же центральный угол.

2. Опорапоп. 1, отличающ а я с я тем, что корпус выполнен с отверстием, расположенным в самой нижней точке полости, 134497l!

34497!

У 44 У /4

f3

/2

Составитель Т, Хромова

Техред Л.Олийнык

Редактор А. Маковская

Корректор С. Черни

Заказ 4903/36 Тираж 755

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к упорным подшипникам, применяемым в турбомашинах, например турбинах или компрессорах , работающих при больших удельных нагрузках и высокой температуре рабочих поверхностей упорных колодок

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения турбореагентов и мощных электродвигателей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для автономной жидкостной смазки низкооборотньгх вращающихся элементов с горизонтальной осью вращения, например муфт свободного хода, подшипниковых узлов с неподвижной цапфой

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к опорным сегментным подшипникам турбомашин,.Цель изобретения - повьшение эффективности работы опоры

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к подшипниковым узлам, работаюшим в условиях измепяюшегося угла наклона к горизонту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения различных машин, работающих в присутствии как консистентной , так и жидкой смазки

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в подшипниках скольжения

Изобретение относится к области электромагнитостроения, в частности к опорным подшипникам скольжения турбогенераторов с принудительной смазкой, и позволяет повысить надежность и экономичность

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роторных системах

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к опорным подшинникам скольжения

Изобретение относится к шпиндельным подшипникам станков и других машин
Наверх