Сигнализатор предельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить долговечность подшипниковых узлов коленчатого вала двигателя за счет своевременной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор. Сигнализатор содержит преобразователи 1 и 2 перемещения, комО параторы 3, 7, логический элемент ИЛИ 4, преобразователи 5 и 6 перемещения , блок-картер, коленчатый вал, транзистор 10 и сигнальную лампочку 11. При деформациях блок-картера величина сигнала U преобразователя . 1 окааывается больше величины сигнала Uj преобразователя 2. Компаратор 3 вырабатывает положительный сигнал при отрицательном сигнале компаратора 7, и элемент ИЛИ 4 выдает единичный сигнал на базу транзистора 10. Последний отпирается и пропускает электрический ток в цепь лампочки 1I, которая загорается, сигнализируя появление предельной несоосности коренных опор двигателя. 3 ил. с S (Л 00 ел о СП to 4; ФШ.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1350524

И) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Г10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3940813/25-06 (22) 05.08.85 (46) 07.11.87. Бюл. № 41 (75) В.И.Титов (53) 621.43.001.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1090902, кл. Р 01 Р 5/14, 1981. (54) СИГНАЛИЗАТОР ПРЕДЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НЕСООСНОСТИ ОПОР КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить долговечность подшипниковых узлов коленчатого вала двигателя за счет своевременной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор. Сигнализатор содержит преобразователи 1 и 2 перемещения, компараторы 3, 7, логический элемент

ИЛИ 4, преобразователи 5 и 6 перемещения, блок-картер, коленчатый вал, транзистор 10 и сигнальную лампочку

11. При деформациях блок-картера величина сигнала U преобразователя .

1 оказывается больше величины сигнала U> преобразователя 2. Компаратор

3 вырабатывает положительный сигнал при отрицательном сигнале компаратора 7, и элемент ИЛИ 4 выдает единичный сигнал на базу транзистора 1О.

Последний отпирается и пропускает электрический ток в цепь лампочки 11, которая загорается, сигнализируя появление предельной несоосности коренЩ ных опор двигателя. 3 ил.

1 !350524 2

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автотракторному двигатслестроению, может быть использовано также автомобильным

5 транспортом общего пользования, сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, эксплуатирующими автомобили и тракторы.

Целью изобретения является повыше- 1О ние долговечности подшипниковых узлов коленчатого вала ДВС за счет своевременной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор. 15

На фиг. 1 представлена блок-схема сигнализатора; на фиг, 2 — положение коленчатого вала и блок-картера в нормальном рабочем состоянии; на фиг.3 — положение коленчатого вала и блок-картера при его деформации.

Сигнализатор содержит преобразователи 1 и 2 перемещения (фиг.l и 2), первый компаратор 3 напряжения, логический элемент ИЛИ 4, преобразовате- 25 ли 5 и 6 перемещения, второй компаратор 7, блок-картер 8, коленчатый вал 9, транзистор 10 и .сигнальную лампочку 11.

Преобразователи 1 и 2 перемещения 30 (фиг.2) устанавливают в верхней и нижней частях крайнего коренного под-. шипника, а преобразователи 5 и 6 в верхней и нижней частях среднего коренного подшипника, причем преоб— разователи 1 и 5 установлены в опорах блок-картера 8 выше шеек коленчатого вала 9, а преобразователи 2 и б— ниже, при этом расположены они в вертикальной осевой плоскости. Выходы щ преобразователей 1 и 2 подключены соответственно к первому и второму (инвертирующему) входам первого компаратора 3 напряжения, выход которого соединен с входом логического 45 элемента ИЛИ 4, а выходы преобразователей 5 и 6 подключены соответственно к первому и второму (инвертирующему) входам второго компаратора i .напряжения, выход которого соединен с вторым входом логического элемента ИЛИ 4. Выход логического элемента 4 соединен через транзистор 10 с. сигнальной лампочкой 11.

Работает сигнализатор следующим образом.

При нормальном рабочем состоянии б>лок-картера,8 и коленчатого вала 9

I сигнал Б„преобразователя 1 будет меньше сигнала U2 преобразователя 2 (т.е. U, (U ) и первый компаратор напряжения 3 на выходе дает отрицательный сигнал U „„. Одновременно на

BT01>ом компараторе напряжения 7 также вырабатывается отрицательный сигнал U,„„, так как сигнал U< преобразователя 6 больше сигнала U преобз разователя 5 (т.е. U> U ). При этом логический элемент 4 выдает ну— левой сигнал U z>,qq, сигнальная лам-.. почка 11 не светится, что говорит о нахождении соосности опор в допустимых пределах. При деформации блок— картера 8, например, от релаксации остаточных напряжений (фиг.2) величина сигнала U„ преобразователя 1 оказывается больше величины сигнала

Б, так как металл шейки вала 9 приближается к.преобразователю 1 и удаляется от преобразователя 2, поэтому компаратор 3 напряжения вырабатывает положительный сигнал Б цц„„при отрицательном сигнале У,„ компаратора 7

311К. 2 напряжения, и логический элемент

ИЛИ 4 выдает единичный сигнал на базу транзистора 10, который отпирается и пропускает электрический ток в цепь сигнальной лампочки 11 которая загорается, что говорит о достижении предельного значения несоосности опор и подшипников.

При любой деформации блок-картера в ту или иную сторону (вверх или вниз, фиг.3) на выходе логического элемента ИЛИ 4 возникает единичный сигнал, вызывающий свечение сигнальной лампочки 11, которая позволяет контролировать появление предельной несоосности коренных опор двигателя.

Формул а и з о б р е т е ни я

Сигнализатор предельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания, содержащий преобразователи перемещения, логический элемент ИЛИ и сигнальную лампочку (индикатор), о т л и ч а ю шийся тем, что., с целью повышения долговечности подшипниковых узлов коленчатого вала ДВС путем св:.временной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор, сигнализатор дополнительно содержит перв:лй и второй компараторы напряжения и транзистор, преобразователи перемещения установлены в край1350S2+ нем и среднем коренных подшипниках в вертикальной осевой плоскости, причем в каждом подшипнике один преобразователь перемещения установлен вы5 ше, а другои — ниже соответствующей коренной шейки коленчатого вала, при этом выходы преобразователей перемещения, установленных в верхней и нижней частях крайнего коренного подшипника, соединены соответственно с первым и вторым (инвертирующим) входами первого компаратора напряжения, выход которого соединен с первым входом логического элемента ИЛИ, выходы преобразователей, установленных в верхней и нижней частях среднего коренного подшипника, соединены соответственно с первым и вторым (инвертирующим) входами второго компаратора напряжения, выход которого соединен с вторым входом логического элемента

ИЛИ, а выход последнего через транзистор соединен с сигнальной лампочкой.

Сигнализатор предельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания Сигнализатор предельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания Сигнализатор предельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет упростить конст- pyxiUBo путем сокращения числа деталей устр-ва

Изобретение относится к деревообрабатывающей промьшшеиности

Изобретение относится к электронным приборам для испытаний и технической диагностики и позволяет упростить контроль определения неравномерности

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх