Способ диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока

 

Изобретение относится к области диагностики электрических машин и ; может использоваться для определения их технического состояния в процессе эксплуатации и в предремонтный период . Цель изобретения - упрощение и повьшение качества диагностики. С этой целью,создают и регистрируют вынужденные колебания вала якоря машины подачей переменного синусоидального напряжения на клеммы якорной, шунтовой и сериесной обмоток при их последовательном соединении. Виброускорение и амплитуда колебаний вала якоря электрической машины являются диагностическими параметрами, показывающими техническое состояние подшипниковых узлов машины. 2 ил. (Л

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (50 4 G 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4131441/30-27 (22) 27.06.86 (46) 15.02.88. Бюл. У 6 (71) Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (72) P.Г.Идиятуллин, M.Г.Червяков, В.Х.Баширов, Ш.Ш.Мухсинов, Т.Ш.Мукушев, А.Б.Уралов и В.Ф.Вавилов (53) 658.562.012 ° 7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1016726, кл. G 01 М 17/00, 1981. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВЫХ

УЗЛОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к области диагностики электрических машин и может использоваться для определения их технического состояния в процессе эксплуатации и в предремонтный период. Цель изобретения — упрощение и повышение качества диагностики. С этой целью, создают и регистрируют вынужденные колебания вала якоря машины подачей переменного синусоидального напряжения на клеммы якорной, шунтовой и сериесной обмоток при их последовательном соединении. Виброускорение и амплитуда колебаний вала якоря электрической машины являются диагностическими параметрами, показыЩ вающими техническое состояние подшипниковых узлов машины. 2 ил.

13740

Формула изобретения

Изобретение относится к диагностике электрических машин постоянного тока и может быть использовано для определения технического состояния их аодшипниковых узлов в процессе эксплуатации и в предремонтный период.

Цель изобретения — упрощение и повышение качеетва диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока.

На фиг. 1 изображена схема колебаний вала якоря электрической машины постоянного тока при подаче переменного синусоидального напряжения; на фиг.2 — электрическая схема электрической машины постоянного тока при диагностике.

Способ диагностики подшипниковых 20 узлов 1 электрической машины 2 постоянного .гока осуществляется возбуждением принудительных колебаний вала якоря 3 подачей переменного синусоидального напряжения на клеммы якорной 25

Я1-Я2, шунтовой Ш-Ш1 и сериесной С1Ci обмоток машины при их последовательном соединении с последующей регистрацией специальной аппаратурой

4, например пьезодатчиком с записью на ленту. Частота подаваемого напряжения может быть регулируема для повышения точности диагностики различных типоразмеров электрических машин, 35

Виброускорение и амплитуда колебаний вала якоря 3 электрической машины являются диагностическими параметрами, показывающими техническое состояние подшипниковых узлов 1 машины 2.

П р и M e p. Проверку эффективно 40 сти способа проводили в лабораторных условиях на тяговом электродвигателе

77 2

ДК-717А. Предварительно последовательно соединив якорную, шунтовую и сериесную обмотки электродвигателя, подключали их к силовой сети переменного тока 380 В. В результате действия переменных электромагнитных сил вал якоря начинает колебаться в пределах зазоров подшипниковых узлов.

Пьезодатчик Г33-661, установленный на валу якоря электродвигателя и соединенный с осциллографом Н041, регистрировал величину виброускорений и амплитуды колебаний вала якоря, являющиеся диагностическими параметрами, показывающими техническое состояние подшипниковых узлов электродвигателя.

Частоту подаваемого напряжения регулировали инвертором СИЧ3-13-55-4.

Применение предгагаемого способа позволяет значительно упростить и повысить точность определения степени износа подшипниковых узлов электрической машины постоянного тока при проведении безразборной диагностики, определять ресурс их надежности и ремонтопригодности.

Способ диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока, заключающийся в возбуждении и регистрации вынужденных колебаний вала якоря машины, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью упрощения и повышения качества диагностики, вынужденные колебания создают подачей переменного напряжения на клеммы якорной, шунтовой и сериесной обмоток машины при их последовательном соединении.

1374077

Ш4

Фиа2

Составитель В.Пучинский

Техред M.Äèäûê Корректор А.йрЬин

Редактор А.Лежнина

Заказ 566/38 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока Способ диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока Способ диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения допуска на длину деформируемой компенсаторной втулки, устанавливаемой в редукторе предварительно напряженной на валу-шестерне между внутренними кольцами конических роликоподшипников

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для диагностики подшипников качения по моменту сопротивления вршдению

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в приборостроении и машиностроении для измерения несущей способности смазки роторных опор

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для контроля качества изготовления и сборки газодинамических подшипниковых узлов (ПУ)о Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем определения интегральной характеристики сухо го трения

Изобретение относится к стендам для диагностики радиально-упорных подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для испытания шатунных подшипников, Цель изобретения - повьшение качества испытаний путем повьш1ения точности моделирования нагружения шатунного 5 7 подшипника

Изобретение относится к устройствам для -испытания подшипников качения преимущественно газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх