Вибрационный источник сейсмических сигналов

 

Изобретение относится к источникам сейсмических сигналов вибрационного действия, имеющим транспортную базу ч: карданной передачей и используемым для поиска нефтяных, газовых и рудных месторождений;, Цель изобретения - повьшение сейсмической эффективности за счет снижения массы элементов передачи колебаний грунту и повышения их жесткости. Вибрационный источник сейсмических сигналов (внес) содержит транспортное средство 1 с приводом 2, соединенным с ходовыми элементами 3 карданными валами 4 и 5, опорную плиту 6, установленный на ней возбудитель 7 вибрации, включающий силовую раму с верхней 12 и нижней 13 крестовинами и гидроцилиндр 8 с двусторонним штоком 9 В данном висе нижняя крестовина 13 жестко закреплена.на опорной плите 6 и снабжена промежуточным валом 18, установленным в виброизолированной буксе, смонтированной в нижней крестовине 13а Промежуточный вал. 18 связан с карданными валами 4 и 5 с возп можностью плоскопараллельного перемещения при подъеме и опускании опорной плиты 6. Изобретение позволяет исключить из конструкции силовой ра мы ту ее часть, которая образовывала окно для прохода карданных валов при подъеме и опускании возбудителя вибраций, и тем самым уменьшить массу элементов передачи колебаний грунту и повысить их жесткость, что влияет на уменьшение поперечных колебаний возбудителя вибраций и увеличение амплитуды сейсмических сигналов, 2 ил о (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) С 01 Ч 1/o9 аюке;мОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ASTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4137399/22-25 .(22) 22,10,86 (46) 23,03.88. Bain, У 11 (71) Гомельское специальное конструкторское бюро сейсмической техники с опытным производством (72) А.Г,Асан-Джалалов, А.П.Андросенко, В.И.Родионов и Г,П.Лопухов (53) 550.834 (088,8) (56) Патент США 1(3929206, кл. С 01 V 1/04, 1975 °

Патент GIIA N 3306391 кл. 0 01 Ч 1/04, 1967 (54) ВИБРАЦИОННЫИ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ (57) Изобретение относится к источникам сейсмических сигналов вибрационного действия, имеющим транспортную базу с карданной передачей и используемым для поиска нефтяных, газовых и рудных месторождений. Цель изобретения - повьппение сейсмической эффективности за счет снижения массы элементов передачи колебаний грунту и повышения их жесткости. Вибрационный источник сейсмических сигналов (ВИСС) содержит транспортное средство 1 с приводом 2, соединенным с ходовыми элементами 3 карданными валами 4 и 5, опорную плиту 6, установленный на ней возбудитель 7 вибрации, включающий силовую раму с верхней 12 и нижней 13 крестовинами и гидроцилиндр 8 с двусторонним штоком 9, В данном ВИСС нижняя крестовина 13 жестко закреплена на опорной плите

6 и снабжена промежуточным валом 18, установленным в виброизолированной буксе, смонтированной в нижней крестовине 13, Промежуточный вал. 18 связан с карданными валами 4 и 5 с воз можностью плоскопараллельного перемещения при подъеме и опускании опор- а ной плиты 6, Изобретение позволяет исключить из конструкции силовой ра" мы ту ее часть, которая образовывала окно для прохода карданных валов С при подъеме и опускании возбудителя вибраций, и тем самым уменьшить массу элементов передачи колебаний грунту и повысить их жесткость, что влияет на уменьшение поперечных колебаний возбудителя вибраций и увеличение амплитуды сейсмических сигналов, 2 ил, 1383248

40 пус 10 гидроцилиндра 8, выполняющий роль реактивной массы, прйводят в

В нижней крестовине 13 выполнено сквозное отверстие 20 (фиг.2), в котором закреплена посредством стопорных колец 21, втулка 22 иэ упругого материала с буксой 23, состоящей из корпуса 24, размещенных в нем подшипников 25 и торцовых крышек 26 с сальниками 27. Втулка 22 выполняет роль виброизоляции буксы 23.

Изобретение относится к источникам сейсмических сигналов вибрационного действия, имеющим транспортную базу с карданной передачей и используемым для поиска нефтяных, газовых и рудных месторождений.

Целью изобретения является повышение сейсмической эффективности источника за счет снижения массы элементов механизма передачи колебаний грунту и повышения их жесткости.

На фиг.1 изображен вибрационный источник сейсмических сигналов, общий вид на фиг.2 — нижняя крестовина, разрез, Вибрационный источник сейсмических сигналов. содержит транспортное средство 1 с приводом 2, соединенным с ходовыми элементами 3 карданными валами 4 и 5. Между ходовыми элементами 3 транспортного средства 1 расположена опорная плита 6, на которой установлен возбудитель 7 вибраций.

Возбудитель 7 вибраций включает гидроцилиндр 8 с двусторонним штоком

9 и корпусом 10, а также стойки 11, связанные верхней 12 и нижней 13 крестовинами, в которых закреплен двусторонний шток 9 с помощью стяжки

14, Нижняя крестовина 13 закреплена непосредственно на опорной плите 6.

Стойки 11, верхняя 12 и нижняя 13 крестовины образуют силовую раму.

На транспортном средстве 1 смонтированы гидроцилиндры 15 подъема-опускания, связанные с верхней крестовиной 12.

Каждый карданный вал 4 и 5 имеет подвижное шлицевое соединение 16 и

17 соответственно, Карданный вал 4 соединяет привод

2 с промежуточным валом 18, а карданный вал 5 соединяет промежуточный вал 18 с задними ходовыми элементами 3.

На транспортном средстве 1 находится гидравлическая система 19 вибрационного источника.

В подшипниках 25 буксы 23 установлен промежуточный вал 18, на концах которого жестко закреплены фланцы

28 и 29 для соединения с карданными валами 4 и 5 соответственно, Источник работает следующим образом.

Для приведения источника из транспортного положения в рабочее из гидравлической системы 19 подают рабочую жидкость под давлением в штоковые полости гидроцилиндров 15 (фиг.1) а их бесштоковые полости при этом соединяются со сливом. Под действием давления рабочей жидкости штоки гидроцилиндров 15 опускаются, при этом опускается возбудитель 7 вибраций до контакта опорной плиты 6 с грунтом. После контакта опорной плиты 6 с грунтом транспортное средство 1 приподнимается и своей массой прижимает опорную плиту 6 к грунту.

При опускании опорной плиты 6 на грунт и подъеме транспортного средства 1 промежуточный вал 18 совместно с нижней крестовиной 13 и жестко связанной с ней опорной плитой 6 также опускаются вниз, совершая плоскопараллельное перемещение (фиг,l и 2) . При опускании опорной плиты 6 кар- < данные валы 4 и 5 устанавливаются под углом к промежуточному валу 18, не препятствуя его перемещению за счет подвижных шлицевых соединений 16 и 17 °

При попеременной подаче рабочей жидкости под давлением из гидравли ческой системы 19 в полости гидроцилиндра 8 возбудителя 7 вибраций кор. возвратно-поступательное движение в соответствии с управляющим сигналом, при этом возникает знакопеременная сила, действующая на двусторонний шток 9. Так как двусторонний шток

9 закреплен стяжкой 14 в верхней 12 и нижней 13 крестовинах, соединенных между собой стойками 11, а нижняя крестовина 13 жестко связана с опорной плитой 6, то знакопеременная сила через нижнюю крестовину !3 действует на опорную плиту 6, осуществляющую воздействие на грунт.

Под действием знакопеременной силы опорная плита 6 совершает колебания. При этом втулка 22, установлен ная в сквозном отверстии 20 нижней крестовины 13, виброизолирует буксу

1383248

23 с ее корпусом 24 и установленным в подшипниках 25 промежуточным валом

l8, После проведения сеанса развертки из гидравлической системы 19 рабочую жидкость подают под давлением в бес". штоковые полости гидроцилиндров 15, а их штоковые полости при этом соединяются со сливом. Под действием дав- 10 ления рабочей жидкости штоки гидро- цилиндров 15 поднимаются, при этом опускается первоначально транспортное средс гво 1 до контакта его ходо вых элементов 3 с грунтом, а возбудитель 7 вибраций поднимается в транспортное положение. При подъеме. в транспортное положение возбудителя 7 вибраций и жестко связанной с ним опорной плиты 6 промежуточный вал 18 также поднимается вместе с опорной плитой 6, т.е. совершает плоскопараллельное перемещение, при этом за счет подвижных шпицевых соединений 16 и 17 карданные валы 25

4 и 5 не препятствуют подъему опорной плиты 6.

Для переезда источника на другую точку вращение от привода 2 через карданный вал 4, фланец 28, промежуточный вал 18, фланец 29 и карданный вал 5 передается задним ходовым элементам 3, В транспортном положении карданные валы 4 и 5, соединенные промежуточным валом 18, устанавливаются по прямой линии с небольшими

35 углами, обеспечивающими надежную работу карданной передачи.

Промежуточный вал 18 вращается в подшипниках 25, установленных в буксе 23, закрытой торцовыми крьппками 26 с сальниками 27.

В источнике сейсмических сигналов элементами механизма передачи колебаний грунту являются стойки 11 верхняя 12 и нижняя 13 крестовины,. образующие силовую раму, гидроцилиндр с двусторонним штоком 9 и опорная плита 6.

Данный источник сейсмических сигналов позволяет исключить из конструкции силовой рамы возбудителя вибраций ту часть силовой рамы, которая образовывала окно для прохода карданных валов при подъеме и опускании возбудителя вибраций, и тем самым уменьшить массу элементов механизма передачи колебаний грунту. Кроме того, предлагаемый источник сейсмических сигналов позволяет повысить жесткость элементов механизма передачи колебаний грунту и тем самым уменьшить поперечные колебания возбудителя вибраций.

Таким образом, снижение массы элементов механизма передачи колебаний грунту и повышение их жесткости приводит к увеличению амплитуды перемещения опорной плиты и, следовательно, к увеличению сейсмической эффективнос-. ти е

Формул а и з о бр е те ни я

Вибрационный источник сейсмичес.ких сигналов, содержащий транспортное средство с приводом, соединенным с ходовыми элементами карданными ва-, лами, смонтированный на транспортном средстве возбудитель вибраций с элементами механизма передачи колеба" ний грунту, включающий силовую раму и гидроцилйндр с двусторонним штоком закрепленным в верхней и нижней крестовинах силовой рамы, связанной с опорной плитой, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности за счет снижения массы элементов механизма передачи колебаний грунту и повьппения их жесткости, он снабжен промежуточным валом, установленным в буксе, смонтированной в нижней крестовине, жестко связанной с опорной плитой, при этом промежуточный вал связан с карданными валами с возможностью его плоскопараллельного перемещения.

1383248

Составитель Н.Позднякова

Редактор С,Пекарь Техред Е.яндык Корректор О.Кундрик

Тираж 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного коьщтета СССР по делам изобретений и открытий

1)3035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5

Заказ 1292!42

Производственно-полиграфическое предприятие, г,ужгород, ул.Проектная,4

Вибрационный источник сейсмических сигналов Вибрационный источник сейсмических сигналов Вибрационный источник сейсмических сигналов Вибрационный источник сейсмических сигналов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сейсморазведке и направлено на повышение точности сейсморазведочных работ с невзрывными источниками путем исследования и учета влияния изменений акустических свойств исследуемой среды в зоне, прилегающей к возбудителю волн

Изобретение относится к области сейсмической техники, а именно к передвижным установкам для возбуждения упругих колебаний в грунте

Изобретение относится к области импульсных невзрывных сейсмоисточников и предназначено для выполнения сейсморазведочных работ

Изобретение относится к технике для геологических исследований с целью разведки ископаемых, инженерных изысканий, изучения структуры геологических разрезов

Изобретение относится к сейсморазведке , в частности к устройствам для возбуждения упругих колебаний с помощью энергии разряда конденсаторов через излучатель, например, электродинамического типа

Настоящее изобретение относится к способу и системе для генерирования сейсмических сигналов. Система включает транспортное средство, используемое для перемещения в желательное месторасположение на поверхности земли. Транспортное средство имеет первый конец и второй конец напротив первого конца, вибратор, используемый для генерирования сейсмических волн, передаваемых в землю, систему подъемника, соединяющую первый конец транспортного средства с вибратором и используемую для подъема или опускания вибратора относительно земли, и балансировочное устройство, соединенное со вторым концом транспортного средства и используемое для подъема второго конца транспортного средства над уровнем земли. Технический результат - уменьшение действия веса на передние колеса и увеличение веса на вибратор. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к сейсмическим источникам невзрывного типа и может быть использовано для создания продольных сейсмических волн за счет воздействия импульсного усилия на поверхность грунта или водную среду. Сущность: на днище (1) пустотелых полозов (2) саней установлены стойки (3). На каждой из стоек (3) помещены пригруз (4) с индуктором (5) и якорем (7) электромеханического преобразователя привода индукционно-динамического типа. Для возможности работы сейсмоисточника на акваториях к саням присоединяются поплавки. Технический результат: повышение надежности сейсмоисточника, улучшение условий его эксплуатации и расширение возможностей проведения сейсморазведочных работ. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к источникам сейсмических сигналов вибрационного действия, имеющим транспортную базу ч: карданной передачей и используемым для поиска нефтяных, газовых и рудных месторождений;, Цель изобретения - повьшение сейсмической эффективности за счет снижения массы элементов передачи колебаний грунту и повышения их жесткости

Наверх