Способ задержки развития усталостной трещины в элементах конструкций

 

Изобретение относится к ремонту, в частности к способам задержки развития усталостной трещины в элементах конструкций и может найти применение в авиационной промышленности и других отраслях машиностроения. Целью изобретения является повышение эффективности самоторможения преимущественно наклонной трещины. Цель достигается тем, что вне пределов проекции плоскости трещины 2 на поверхность элемента 1 сверлят отверстия, сближают берега трещины. Осуществляют с обеих сторон элемента конструкции пластическое деформирование зоны расположения наклонной трещины 2. Устанавливают в отверстия крепеж, под головками которого устанавливают конусообразные шайбы 14, 15 и образуют конусообразный замок., Проводят затяжку крепежа и снимают сжимающую нагрузку . Устанавливают в отверстие перед вершиной трещины 2 крепеж. Располагают под головкой крепежа шайбы 19 и 20 с конической наружной поверхностью и образуют конический замок, после чего осуществляют затяжку крепежа. Создаваемый шайбами конусообразный замок приводит при растяжении элемента конструкции в эксплуатации к созданию усилия, нормального поверхности элемента. Это приводит к возрастанию интенсивности контактного взаимодействия берегов усталостной трещины и снижению скорости ее развития. 3 ил. € (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

1511 4 В 23 P 6/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ :-,, М А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4095016/40-27 (22) 28.07.86 (46) 30.03.88. Бюл. № 12 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) А. А. Ш а н я вски и (53) 621.6.004.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 819193, кл. С 21 D 7/02, 1981.

Авторское свидетельство СССР № 1349945, кл. В 23 P 6/00, 1986. (54) СПОСОБ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ

УСТАЛОСТНОЙ ТРЕЩИНЫ В ЭЛЕМЕНТАХ КОНСТРУКЦИЙ (57) Изобретение относится к ремонту, в частности к способам задержки развития усталостной трещины в элементах конструкций и может найти применение в авиационной промышленности и других отраслях машиностроения. Целью изобретения является повышение эффективности самоторможения преимущественно наклонной трещины.

Цель достигается тем, что вне пределов

„„SU„„1384360 А1 проекции плоскости трещины 2 на поверхность элемента 1 сверлят отверстия, сближают берега трещины. Осуществляют с обеих сторон элемента конструкции пластическое деформирование зоны расположения наклонной трещины 2. Устанавливают в отверстия крепеж, под головками которого устанавливают конусообразные шайбы 14, 15 и образуют конусообразный замок., Проводят затяжку крепежа и снимают сжимающую нагрузку. Устанавливают в отверстие перед вершиной трещины 2 крепеж. Располагают под головкой крепежа шайбы 19 и 20 с конической наружной поверхностью и образуют конический замок, после чего осуществляют затяжку крепежа. Создаваемый шайбами конусообразный замок приводит при растяжении элемента конструкции в эксплуатации к созданию усилия, нормального поверхности элемента. Это приводит к возрастанию интенсивности контактного взаимодействия берегов усталостной трещины и снижению скорости ее развития. 3 ил.

13843

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам ремонта конструкций с трещинами, и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в т. ч. при ремонте элементов конструкции воздушных судов с усталост5 ными трещинами.

Цель изобретения — повышение эффективности самоторможения преимущественно наклонной трещины за счет увеличения трещины.

На фиг. 1 представлена схема расположения конусообразных шайб с образованным конусообразным замком с разных сторон элемента конструкции в шахматном порядке; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1 .(элемента конструкции перед вершиной трещины после выполнения всех операций); на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1 (детали в пределах плоскости наклонной трещины после выполнения всех операций).

Пример. В плоском элементе 1 конструкции из алюминиевого сплава АВТ толщиной 6 мм при проведении стендовых испытаний изделия выращивают наклонную усталостную трещину 2. Вне пределов проекции плоскости наклонной трещины 2 на поверхность элемента 1, в т. ч. и перед вершинами трещины 2, сверлит отверстия 3, 4 и 5, диаметром 10 мм. Располагают отверстия 3 и 4 с обеих сторон плоскости трещины 2 на одной прямой, перпендикулярной границам 6 и 7 проекции наклонной трещины 2 на поверхность элемента 1 на расстоянии друг от друга 30 мм. Создают усилие сжатия окло 500 кг и осуществляют сближение берегов усталостной трещины 2. Осуществляют пластическое деформирование зоны расположения трещины 2. Затем располагают отпечатки 8 диаметром 3 мм в пределах проекции плоскости трещины 2 на поверхность элемента 1 и в три ряда 9, 10 и 1! перед вершиной трещины с обеих сторон элемента 1. При этом два ряда 9 и 10 располагают по обеим границам 6 и 7 продолжения проекции плоскости трещины на поверхность элемента 1, а третий ряд 11 располагают между ними. После пластического деформирования устанавливают в отверстия 3 и 4 крепеж 12 и 13, под головками которого в шахматном порядке в пределах проекции плоскости трещины 2 с разных сторон элемента 1 устанавливают шайбы 14 и 15 из отполированной по поверхности контакта нержавеющей стали ЭИ 960 с конической наружной поверхностью и между парой симметрично расположенных относительно плоскости трещины отверстий 3 и 4 образовывают с помощью шайб 14 и

15 конусообразный замок 16. Проводят за; тяжку крепежа 12 и 13, снимают усилие сжатия, устанавливают крепеж 17 и 18 в отверстия 5 перед вершинами трещины 2, располагают шайбы 19 и 20 с конической наружной поверхностью и образовывают кони/

2 ческий замок 21 с обеих сторон элемента 1, после чего осуществляют затяжку крепежа 17 и 18 перед вершинами трещины 2.

При формировании двойных скосов пластической деформации в процессе роста трещины 2 образуемый конусообразный замок

16 с разных сторон поверхности элемента 1 должен создавать усилия перпендикулярно поверхности элемента, ориентированные навстречу той поверхности, где расположен конусообразный замок 16.

При доступе к элементу конструкции с одной стороны его поверхности шайбы 14 и 15 располагают с одной стороны и создают усилия перпендикулярно наружной поверхности навстречу этой поверхности или от нее всеми конусообразными замками 16 одновременно.

Проведение сверлений отверстий позволяет осуществить в последующем все те операции, которые реализуют цель способа. Создание усилий сжатия до пластического деформирования поверхности элемента позволяет исключить возможное взаимное перемещение ответных частей излома при нанесении на поверхность отпечатков перпендикулярно плоскости наклонной трещины и тем самым увеличить эффект контактного взаимодействия берегов трещины. Расположение шайб под головками крепежа с конусообразной наружной поверхностью позволяет реализовать при работе элемента конструкции эффект самоторможения трещины. Создаваемый шайбами конусообразный замок приводит при растяжении элемента конструкции в эксплуатации к созданию усилия, перпендикулярного поверхности элемента.

При этом возрастание перемещения от эксплуатационного растягивающего усилия вызывает возрастание усилия, создаваемого конусообразным замком, что приводит к возрастанию интенсивности контактного взаимодействия берегов усталостной трещины и существенному снижению скорости развития трещины. Создание конусообразного замка перед каждой вершиной трещины позволяет воспрепятствовать раскрытию трещины от растягивающей эксплуатационной нагрузки и вызвать интенсивное контактное взаимодействие берегов трещины при ее развитии.

Проведение перечисленных операций позволяет реализовать задержку развития усталостной трещины и существенно снизить скорость ее распространения за счет контактного взаимодействия берегов наклонной усталостной трещины. В результате этого увеличивается период эксплуатации элемента конструкции с усталостной трещиной, что позволяет реализовать принцип безопасного повреждения и увеличить срок службы элемента конструкции между осмотрами.

Формула изобретения

Способ задержки развития усталостной трещины в элементах конструкций, заключающийся в том, что осуществляют локаль10

1384360

Составитель 3. Хаустова

Редактор М. Товтин Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Заказ 1105/7 Тираж 921 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ное пластическое деформирование зоны расположения трещины в направлении, перпендикулярном плоскости элемента, отпечатки в зоне трещины располагают в один ряд с обеих- сторон элемента конструкции в пределах проекции плоскости трещины на поверхность элемента перпендикулярно наклонной плоскости трещины и в три ряда перед вершиной трещины с обеих сторон перпендикулярно плоскости элемента, два из которых располагают по обеим границам продолжения проекции плоскости трещины на поверхность элемента, а третий ряд располагают между ними, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности самоторможения преимущественно наклонной трещины за счет увеличения интенсивности контактного взаимодействия берегов усталостной трещины, до проведения пластического деформирования элемента сверлят отверстия вне пределов проекции плоскости наклонной трещины на поверхность элемента и перед вершинами трещины располагают их с обеих сторон плоскости трещины на одной прямой, перпендикулярной границам проекции наклонной трещины на поверхность элемента, создают усилия сжатия и осуществляют сближение берегов усталостной трещины, а после пластического деформирования устанавливают в отверстия крепеж, под головками которого в шахматном порядке в пределах проекции плоскости трещины с разных сторон элемента устанавливают шайбы с конической наружной поверхностью и между каждой парой симметрично расположенных относительно плоскости трещины отверстий образуют с помощью шайб конусообразный

15 замок, проводят затяжку крепежа, cHHMBIQT усилие сжатия, устанавливают крепеж в отверстия перед вершинами трещины, располагают под головками крепежа шайбы с конической наружной поверхностью и образуют! конический замок с обеих сторон элемен2О та, после чего осуществляют затяжку крепежа перед вершинами трещины.

Способ задержки развития усталостной трещины в элементах конструкций Способ задержки развития усталостной трещины в элементах конструкций Способ задержки развития усталостной трещины в элементах конструкций 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при восстановлении крупномодульных зубчатых колес нереверсивных передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для восстановления ресурса деталей из электропроводных материалов, работающих при циклическом нагружении, путем залечивания усталостных трещин

Изобретение относится к ремонтному оборудованию, преимущественно для ремонта центраторов трубоэлектросварочных агрегатов

Изобретение относится к области восстановления деталей сваркой и может быть использовано на машиностроительных и металлургических заводах при устранении дефектов металла или других повреждений на поверхностях, упрочненных на высокую твердость, в частности на бочках и шейках валков холодной прокатки из высокоуглеродистых легированных марок сталей

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей машин с усталостными трещинами

Изобретение относится к восста- .новлению и р.емонту деталей с усталостными трещинами и может быть использовано при восстановлении работоспособности элементов самолетных конструкций

Изобретение относится к ремонтному производству и может найти применение при восстановлении коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх