Устройство для неразрушающего контроля изделий

 

Изобретение относится к устройствам для неразрушающего контроля. Целью изобретения является повышение производительности контроля за счет возможности регулирования скорости перемещения ультразвуковых преобразователей при появлении сигнала и возможности повторного сканирования в месте появления сигнала. Устройство содержит бесконечную цепь, две каретки с электродвигателями, на валах которых установлены зубчатые колеса , взаимодействующие с бесконечной цепью. На каретках установлены ультразвуковые преобразователи, а электродвигатели кареток снабжены механизмами координации перемещения и регуляторами скорости вращения электродвигателя. Для вращения контролируемого изделия используется механизм вращения. В процессе контроля одновременно производится вращение контролируемого изделия механизмом вращения и перемещение ультразвуковых преобразователей вдоль . контролируемого изделия за счет того, что бесконечная цепь вращает вал двигателя каретки в ту же сторону, в которую вращается сам вал при подаче напряжения . Но включением регулятора скорости линейная скорость зубчатого колеса на валу двигателя каретки изменяется относительно линейной скорости бесконечной цепи, что дает возможность регулировать линейную скорость преобразователя и при необходимости выполнить повторный контроль без возвращения каретки в исходное положение. 2 ил. 1 з.п. ф-лы. S (Л 00 оо 00 00 SI

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„.1 388787 А 1

Ш4 С 01 N 29/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4125877/25-28 (22) 01. 10. 86 (46) 15.04.88: Бюл. У 14 (71) Научно-производственное объединение "Атомкотломаш" (72) А.В.Медведев и В.У.Финенко (53) 620.179.16(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 219850, кл. G 01 N 29/04, 1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕРАЗРУШАИЩЕГО

КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЙ (57) Изобретение относится к устройствам для неразрушающего контроля.

Целью изобретения является повышение производительности контроля за счет возможности регулирования скорости перемещения ультразвуковых преобразователей при появлении сигнала и возможности повторного сканирования в месте появления сигнала. Устройство содержит бесконечную цепь, две каретки с электродвигателями, на валах которых установлены зубчатые колеса, взаимодействующие с бесконечной цепью. На каретках установлены ультразвуковые преобразователи, а электродвигатели кареток снабжены механизмами координации перемещения и регуляторами скорости вращения электродвигателя. Для вращения контролируемого изделия используется механизм вращения. В процессе контроля одновременно производится вращение контролируемого изделия механизмом вращения и перемещение ультразвуковых преобразователей вдоль, контролируемого изделия за счет того, что бесконечная цепь вращает вал двигателя каретки в ту же сторону, в кото. рую вращается сам вал при подаче напряжения. Но включением регулятора скорости линейная скорость зубчатого колеса на валу двигателя каретки изменяется относительно линейной скорости бесконечной цепи, что дает возможность регулировать линейную скорость преобразователя и при необходимости выполнить повторный контроль без возвращения каретки в исход ное положение. 2 ил. 1 з.п. ф-лы.

1388787

Изобретение относится к устройствам нераэрушающего контроля качества

-изделий и может найти применение в различных отраслях промышленности.

Целью изобретения является повышение производительности контроля за счет снабжения устройства дополнительной кареткой с ультразвуковым преобразователем и установки на обе !0 каретки электродвигателей с регуляторами их вращения.

На фиг.l изображено устройство для неразрушающего контроля изделий; на фиг.2 — вид А,на фиг.l. 15

Устройство для неразрушающего контроля изделйй содержит основание

1, размещенный на нем механизм вращения контролируемого изделия 2, каретку 3 с ультразвуковым преобразователем 4 и дополнительную каретку 5 с феррозондовым преобразователем 6 и общим приводом 7.

Механизм вращения изделия 2 выполнен в виде, например, роликоопорного вращателя 8, состоящего из станины 9 с опорами 10, в которых установлен приводной вал 11 с приводными роликами 12, а в опорах 13 установлен вал

14 с неприводными роликами 15. Контролируемое изделие 2 установлено на приводные и неприводные ролики )2 и

)5. Приводные ролики )2 соединены с электродвигателем 16 через вал 11, редуктор 17 и муфту 18. 35

Каретка 3 с ультразвуковым преобразователем 4 и дополнительная каретка 5 с феррозондовым преобразователем 6 выполнены в виде отдельных рам

19, на каждой из которых закреплен 40 электропривод (20 и 21), на выходном валу каждого из которых находятся зубчатые колеса 22 и 23 соответственно, находящиеся в постоянном зацепле-. нии с одной ветвью 24 бесконечной 45 цепи 25 общего привода 7. Каретки 3 и 5 соответственно с ультразвуковым и феррозондовым преобразователями 4 и 6 снабжены подвижным кронштейном

26, имеющим возможность вертикального перемещения относительно рамы 19.

Опорными роликами 27 рамы 19 каждой каретки 3 и 5 опирается на направляющую 28. В зоне зацепления колес 22 и

23 с бесконечной цепью 25 находятся поддерживающие ролики 29 (под ветвью

24). Для ограничения хода кареток 3 и 5 установлены выключатели 30 и

31.

Привод 7 перемещения кареток 3 и

5 с преобразователями 4 и 6 содержит основание 32, на котором установлены опоры 33 с неприводным зубчатым колесом 34 и приводным зубчатым колесом

35 с электродвигателем 36. Зубчатые колеса 34 и 35 соединены бесконечной цепью 25, одна ветвь 24 которой находится в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами 22 и 23 каждой каретки (3 и 5) с преобразователями 4 и 6.

Каждая каретка (3 и 5) с преобраэователями 4. и 6 снабжена механизмами

37 и 38 координации перемещения соответственно. Механизм 37 координации перемещения каретки 3 снабжен регулятором скорости, выполненным в виде реле (не показано), тиристорного привода 39 и последовательно соединенных между собой регулируемых резисторов 40-42 и с электроприводом 20.

Параллельно к регулируемому резистору 40 подсоединен контакт 43, соответственно к резистору 41 — контакт

44, к резистору 42 — контакт 45 реле.

Электропривод 20, зубчатое колесо 22 и регулятор скорости образуют механизм 37 координации перемещения.

Механизм 38 координации перемещения каретки 5 с преобразователем 6 снабжен также регулятором скорости, выполненным в виде реле (не показано), тиристорного привода 46 и последовательно соединенных между собой регулируемых резисторов 47-49 с электроприводом,21. Параллельно к регулируемому резистору 47 подсоединен контакт 50, соответственно к резистору 48 - контакт Sl, к резистору

49 — контакт 52 реле. Электропривод

2l, зубчатое колесо 23 и регулятор скорости образуют механизм 38 координации перемещения.

На каретке 3 ультразвуковой преобразователь 4 установлен на штанге

53 с помощью шарнира 54, феррозондовый преобразователь 6 каретки 5 установлен на штанге 55 с помощью шарнира 56.

Устройство работает следующим образом.

Предварительно на установленный на основании 1 механизм перемещения изделия 2,,выполненный в виде роликоопорного вращателя,8, укладывают контролируемое иэделие 2, включают электродвигатель 16, вращение вала которого через муфту.l8 редуктор 17

1388787 и приводной вал II, закрепленный в опорах 10, установленный на станине

9, передается на приводные ролики

12, в результате чего приводные ролики 12, вращаясь, приводят во вращение контролируемое изделие 2, а оно заставляет вращаться неприводные ролики 15 с валом 14, установленным в опорах 13, жестко соединенных со ста- Ig ниной 9. Одновременно с этим включается привод 7 перемещения каретки 3

1 с ультразвуковым преобразователем 4, соединенным с помощью шарнира 54 со штангой 53 кронштейна 26 и каретки

5 с феррозондовым преобразователем

6, соединенным шарниром 56 со штангой 55 кронштейна 26 этой каретки.

В результате этого электродвигатель

36 вращает приводное зубчатое колесо

35, которое, перемещая бесконечную цепь 25, вращает неприводное зубчатое колесо 34, установленное в,опоре

33, жестко связанной с основанием 32.

Одновременно с этим с помощью механизмов 37 и 38 координации перемещения соответственно кареток 3 и 5 с преобразователями 4 и 6, содержащих тиристорные приводы 39 и 46, вращаются от электроприводов 20 и 21 зубча- 30 тые колеса 22 и 23, находящиеся в постоянном зацеплении с ветвью 24 бесконечной цепи 25. При этом бесконечная цепь перемещается в сторону зоны контроля, а зубчатые колеса 22 и 23 соответственно кареток 3 и 5 с ультразвуковым 4 и феррозондовым 6 преобразователями вращаются в противоположную сторону. В этом случае их линейная скорость V, меньше линейной 40 скорости Ч перемещения бесконечной цепи. Образовавшаяся разность этих скоростей (Я V), является линейной скоростью перемещения по направляющей 28 на опорных роликах 27, установленных на раме 19, соответствующих кареток 3 и 5 с ультразвуковым

4 и феррозондовым 6 преобразователями. При этом с помощью тиристорных приводов 39 и 46, регулируемых резисторов 40-42 и 47-49 для обоих кареток устанавливается одинаковая линейная скорость, т.е. перемещаются они вдоль вращающегося контролируемого изделия синхронно до тех пор пока дефектоскопической аппаратурой (не показано) не будет обнаружен дефект.

В этом случае пя сигналу от дефекта включаются все реле каретки 3-ультразвукового контроля и контактами 43, 44,45 блокируются резисторы 40-42, в результате чего скорость вращения электродвигателя 20 увеличивается, увеличивается и скорость вращения зубчатого колеса 22 так, что его линейная скорость становится больше линейной скорости перемещающейся бесконечной цепи. Это приводит к перемещению каретки 3 на 1-2 шага назад в зону дефекта. После этого обесточивается одно реле (не показано) и контакты 43 его размыкаются, что обеспечивает вращение зубчатого колеса 22 каретки 3 со скоростью, равной линейной скорости перемещения бесконечной цепи 25, так как их вращение осуществляется в противоположные стороны— каретка 3 с ультразвуковым преобразователем 4 останавливается. В результате вращения контролируемого изделия 2 в этом случае сканирование идет по кольцевой траектории. По сигналу датчика (не показан) через оборот, например, трубы 2, если дефект не обнаружен повторно, размыкаются контакты 44 второго реле (не показано). В этом случае линейная скорость вращаю-, щегося зубчатого колеса 22 уменьшается, но остается меньше DV. Это обе-.— печивает перемещение каретки 3 вдоль контролируемого изделия 2 в техно-, логическом направлении, при том шаг винтовой линии меньше шага сканирования. Если через 1-2 оборота изделия (так запрограммировано) дефект не будет обнаружен (ложное срабатывание от помехи), подается команда на отключение контактов 45 третьего реле. В этом случае скорость перемещения каретки 3 увеличивается и продолжается поиск следующих дефектов с заданным шагом винтовой линии сканирования. Винтовая траект рня сканирования образуется вращ:-нием контролируемого изделия 2 приводными роликами 12, неприводными. роликами

15 и перемещением кареток 3 и 5 с. ультразвуковым и феррозондовым преобразователями 4 и 6 вдоль его o5 ::;, зующей.

Если же повторньм сканированием дефект обнаружен, включается маркиратор (не показан), отмечая место обнаруженного дефекта. Аналогичным образом работает схема управления каретки 5 с феррозондовым преобразователем 6.

1388787

В процессе сканирования при обнаружении дефектов уменьшается скорость перемещения кареток 3 и 5 относительно друг друга, и это обстоя- 5 тельство может привести к столкновению этих кареток 3 и 5 и их поломке. Для исключения этого, каждая каретка (3 и 5) снабжена концевыми выключателями (не показаны), которые при замы- 10 кании контактов от соприкосновения кареток 3 и 5 блокируют с помощью реле (не показано) резисторы 41 и 42 при замыкании контактов 44 и 45 реле (не показано) или блокируют резисторы 47-49 контактами 50-52. Это приводит к остановке той каретки, резисторы которой блокированы. Как только одна каретка отойдет от остановившейся каретки, блокировочные контакты 20 размыкаются и обе каретки начинают перемещаться синхронно вдоль контролируемого изделия.

После того, как оба преобразователя 4 и 6 (ультразвуковой и феррозондовый ) сойдут с поверхности контролируемого иэделия 2 подается команда на останов общего привода 7 и кареток 3 и 5. Если же по каким-либо причинам приводы 7,20 и 21 не выключают- 30 ся, перемещающиеся тележки 3 и 5 рамой 19 размыкают контакты концевого выключателя 31, установленного вблизи неприводного зубчатого колеса 34 в этом случае привод 7 выключается.

Аналогичным образом срабатывает концевой выключатель 30 приводного зубчатого колеса 35 при возврате кареток 3 и 5 в исходное положение. Для этого осуществляют реверс приводного колеса 35. Каретки 3 и 5 возвращаютчя в исходное положение с транспортной скоростью, которая в несколько раз больше рабочей и равна V . Перемещение кареток 3 и 5 осуществляется в результате того, что зубчатые колеса 22 и 23 находятся в постоянном зацеплении с бесконечной цепью 25 общего привода 7 ° Поддерживающие ролики

29 обеспечивают постоянный контакт зубчатых колес 22 и 23 с ветвью 24 бесконечной цепи 25, Формула изобретения

1. Устройство для неразрушающего контроля изделий, содержащее основание, размещенный на нем механизм вращения контролируемого изделия, каретку с закрепленным на ней ультразвуковым преобразователем и механизм перемещения каретки в виде соединенной с кареткой бесконечной цепи с приводным и неприводным колесами, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности контроля, оно снабжено дополнительной кареткой с преобразователем, каждая каретка снабжена механизмом координации ее перемещения, выполненным в виде установленного на каретке электродвигателя с закрепленным на валу зубчатым колесом, взаимодействующим с бесконечной цепью, и регулятором скорости вращения электродвигателя.

2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что регулятор скорости вращения электродвигателя выполнен в виде реле и регулируемых резисторов, при этом регулируемые резисторы последовательно соединены между собой и электродвигателем каретки, а контакты реле установлены параллельно каждому регулируемому резистору.

1388787

1388787

Составитель Л.Блохин

Редактор Т.Парфенова Техред i(.Ходанич Корректор Л.Патай

Заказ 1575/46 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

М

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для неразрушающего контроля изделий Устройство для неразрушающего контроля изделий Устройство для неразрушающего контроля изделий Устройство для неразрушающего контроля изделий Устройство для неразрушающего контроля изделий Устройство для неразрушающего контроля изделий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для ультразвуковой толщинометрии

Изобретение относится к неразрушающему контролю

Изобретение относится к облас- Tii неразрушающего контроля и имеет целью повьппение достоверности контроля акустического контакта (АК) между пьезопреобразователем (П)дефектоскопа и контролируема изделием

Изобретение относится к ультразвуковому контролю качества изделий и может быть использовано при контроле сварных соединений

Изобретение относится к неразрушающему контролю акустоэмиссионным методом и может быть использовано при определении степени опасности развивающихся дефектов в изделиях

Изобретение относится к неразрушающему контролю материалов и изделий и может быть использовано для определения координат развивающихся дефектов преимущественно в изделиях с большими площадями контролируемых поверхностей

Изобретение относится к неразру.шающим испытан иям ультразвуковым методом и может быть использовано для контроля материалов и изделий

Изобретение относится к неразрушающему контролю

Изобретение относится к неразругаающему контролю

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для контроля качества сварных соединений

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для оперативного контроля работоспособности ультразвуковых (у.з.) дефектоскопов в процессе их настройки и поиска с помощью них дефектов в разнообразных материалах и изделиях промышленности, например,в сварных соединениях, в железнодорожных рельсах

Изобретение относится к технике неразрушающих испытаний ультразвуковыми методами и может быть использовано в различных областях машиностроения для контроля материалов и изделий, преимущественно крупногабаритных и с большим затуханием ультразвука

Изобретение относится к газо- и нефтедобыче и транспортировке, а именно к методам неразрушающего контроля (НК) трубопроводов при их испытаниях и в условиях эксплуатации

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для диагностики изделий переменной толщины сложной геометрии по параметрам их колебаний

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано при контроле качества, изменения структурно-фазовых состояний и физико-механических параметров материалов и элементов конструкций, а также в целях акустической спектроскопии массива горных пород, по измерению коэффициента затухания упругих волн и его частотной зависимости

Изобретение относится к области акустических методов неразрушающего контроля

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для диагностики железобетонных строительных конструкций, обделок и облицовок гидротехнических туннелей
Наверх