Бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом

 

Класс ф21с, 7,в

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная pr1nr!a ЛФ 172

М. М. Майоров

БЕСКОНТАКТНЫЙ ЗЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ

ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, ПЕРЕДАВАЕМОГО

ВРАЩАЮЩИМСЯ ВАЛОМ

Заявлено 10 ноября 1960 г, зв ¹ 684651/25 в 1(омнтст по деляги изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликоввно в «Бюллетене изобретений» № !4 зп 1962 г.

Известен бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом, выполненным из магнито-анизотропного материала, с использованием кольцевого статора, имеющего обмотку, питаемую переменным током.

Предлагаемый датчик отличается наличием измерительных катушек, размещенных между полюсами статора и ориентированных вдоль образующей вала, котсрые совместно с катушками статора образуют измерительную и питающую диагонали магнитных мостовых схем, плечами которых являются участки вала, ориентированные вдоль главных векторов напряжения кручения.

Такое выполнение датчика повышает его чувствительность и стабильность показаний.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 — его электрическая схема; на фиг. 3 — эквивалентная схема одной секции датчика.

Датчик содержит участок рабочего вала машины, передающий измеряемый крутящий момент в кольцевую магнитную систему, неподвижно закрепляемую на корпусе, через отверстие которой свободно проходит вращающийся вал.

Принцип действия датчика основан «ra явлении магнитной анизотропии ферромагнитных материалов, которая заключается в том, что магнитная проницаемость материала изменяется в направлении действия механических напряжений. Величина и знак приращения магнитной проницаемости определяются величиной и знаком механических напряжений и магнитными свойствами материала.

Участок рабочего вала машины, обладающий свойством магнитной анизотропии материала, охваченный кольцевым статором, является чувствитсльпым элементом датчика, преобразующим крутящий момент № 148932 в магнитное анизотропное состояние, которое кольцевая магнитная система датчика преобразует в электрическое напряжение на выходе.

Магнитная система состоит из цепей возбуждения и измерения.

Цепь возбуждения представляет собой кольцевой и-полюсный статор 1 (фиг. 1) с обмотками 2, Эта цепь через воздушный зазор создает в материале вала магнитные потоки, пути которых показаны на электрической схеме (фиг. 2) датчика.

Цепь измерения представляет собой магнитопровода 3 с измерительными катушками 4, ориентированными вдоль образующей вала н расположенными между полюсами возбуждения. Катушки закреплены в кольцевые обоймы для обеспечения надежной фиксации. Магнитопроводы выполнены из трансформаторной стали Датчик питается переменным током.

Магнитная система в совокупности с участками чувствительного элемента представляет ряд магнитных мостовых схем.

Магнитные цепи возбуждения и измерения образуют питающие и измерительные диагонали магнитных мостов а магнитные сопротивления участков чувствительного элемента между полюсами магнитной системы образуют плечи мостовой схемы.

Эквивалентная схема одной секции датчика представлена м.д.с. магнитодвижущей силой, развиваемой обмотками возбуждения, где Б-Б следы полюсов возбуждения; R „, — магнитное сопротивление цепи возбуждения; В- — следы измерительных полюсов; R „„— магнитное сопротивление измерительной цепи; R„эквивалентное магнитное сопротивление участка чувствительного элемента между полюсами магнитной системы AR „— приращение магнитного сопротивления; a — главные напряжения в материале вала при передаче крутящего момента; Ԅ— магнитный поток, пронизывающий измерительную катушку при разбалансе моста. При отсутствии крутящего момента напряжения =О, магнитная анизотропия отсутствует и, соответственно, AR„,=0 (все плечи моста одинаковы), мост находится в равновесии и поток Ф„=О.

При передаче валом крутящего момента появляются напряжения кручения, главные векторы которого расположены под углом 45 к оси вала. Под действием этих напряжений материал вала становится анизотропным в магнитном отношении.

Магнитная проницаемость материала получает приращения, в связи с чем магнитные сопротивления плеч моста получают приращения +-hR „.

Мост разбалансируется, магнитный поток Ф„пронижет магнитопровод измерительной катушки и в ней индуктируется переменная э.д.с., пропорци",íàëüíàÿ напряжению а в материале вала.

Лабораторные и производствснные испытания предлагаемого датчика показали хорошие эксплуатационные качества: точность измерения не ниже +-1,5%, высокую стабильность, вибропрочность и эксплуатационную надежность

Датчики успешно применены при разработке первых в СССР глубинных приборов для контроля величины крутящего момента непосредственно на забое скважины в условиях значительных вибрационных и ударных нагрузок и повышенных температур.

Датчики приняты к серийному производству.

Предмет изобретения

Бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом, выполненным из магнитоанизотропного материала, с применением кольцевого статора, имеющего обмотку, питаемую переменным током, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности и стабильности показаний, cè снабжен размещенными между полюсами статора измерительными катушками, ориентированными вдоль образующей вала и совместно с катушками статора образующими измерительную и питающую диагонали магнитных мостовых схем, плечами которых являются участки вала; ориентированные вдоль главных векторов напряжения кручения.

Фиг. 1. № 148932

Фиг. 2.

Rr;o ось

Фиг. 3.

Составитель olllicBr.11ÿ M. П, Золотарев

Редактор Е. Г Манежвеа

Типография ЦБТИ, Москва, Петровка, 14.

Подп к печ. 18/VI-62 г.

3ак. 6725

ЦБТИ Комитета по делам

Москва, 1 ехред T. П. Курилко Корректор В. Андрианов .

Формат бум. 70М108 /i6 Объем 035 изд. л.

Тираж 900 Цена 4 коп изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Центр, М. Черкасский пер,, д. 2/6.

Бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом Бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом Бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом Бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх