Устройство для защиты шахтной машины от аварийных режимов

 

Изобретение относится к области автоматизации и может найти применение, например, для защиты шахтных, преимущественно многоагрегатных машин, с использованием как контактных, так и параметрических датчиков контроля. Целью изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей. Цель достигается введением в устройство блока 14 проверки устройства, блока 15 контрольных импульсов, блока 16 защиты. Ток реле 3 ограничивается резистором 57, но этот ток превышает в несколько раз ток удержания реле 3. Поэтому происходит надежное включение реле 3 и его удержание во включенном состоянии при относительно небольшом потреблении энергии от искробезопасного источника питания. Каналы защиты находятся в готовом к работе состоянии только при условии постоянно замкнутого контактного датчика 12, так как только в этом случае времязадающий конденсатор 33 заряжается через конденсатор 25 импульсами , формируемыми тиристором 28. 2 з.п.ф-лы, 2 ил. SS сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (д1) 4 Н 02 Н 7 08

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И, ОТНРЫТИЙ (21) 4082608/24-07; 4082756/24-07 (22) 20.05.86 (46) 15.07.88. Бюл. № 26 (71) Шахта «Юбилейная» Производственного объединения «Ростовуголь» (72) А. В. Степанов и В. А. Степанов (53) 621.316.925 (088.8) (56) Комплексная аппаратура типа АРУС автоматизации струговой установки статического действия, руководство по эксплуатации АРУС 00.00.000РЭ. 1977 НПО «Автоматгормаш» лист. 42.

Автоматизация технологических процессов угольных шахт. М.: Недра, 1973, с. 256, рис. Х вЂ” 1. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ШАХТНОЙ МАШИНЫ ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ (57) Изобретение относится к области автоматизации и может найти применение, например, для защиты шахтных, преиму„„SU„„1410174 А 1 щественно многоагрегатных машин, с использованием как контактных, так и параметрических датчиков контроля. Целью изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей.

Цель достигается введением в устройство блока 14 проверки устройства, блока 15 контрольных импульсов, блока 16 защиты. Ток реле 3 ограничивается резистором 57, но этот ток превышает в несколько раз ток удержания реле 3. Поэтому происходит надежное включение реле 3 и его удержание во включенном состоянии при относительно небольшом потреблении энергии от искробезопасного источника питания. Каналы защиты находятся в готовом к работе состоянии только при условии постоянно замкнутого контактного датчика 12, так как только в этом случае времязадающий конденсатор 33 заряжается через конденсатор 25 импульсами, формируемыми тиристором 28. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

1410174

Изобретение относится к автоматизации и может найти применение, например, для защиты шахтных, преимущественно многоагрегатных машин с использованием как контактных, так и параметрических датчиков контроля.

Цель изобретения — повышение надежности и расширение функциональных возмож ностей.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 — то же.

Устройство для защиты шахтной машины содержит блоки индикации нормального 1 и аварийного 2 состояний, реле 3 защиты, замыкающий контакт 4 которого подключен к клеммам 5 и 6 искробезопасной цепи 7 управления шахтной машины, блок 8 включения машины, кнопку 9 «Стоп», блок 10 разделения контроля, каналы 11 защиты с датчиками 12, 13 контроля (количество которых равно числу контролируемых параметров), блок 14 проверки исправности устройства, блок 15 контрольных импульсов, блок 16 защиты. При этом первые и вторые выводы блоков индикации нормального 1 и аварийного 2 состояний, включения машины, разрешения контроля, каналов защиты, проверки исправности устройства, контрольных импульсов, защиты соединены соответственно с клеммами 5 и 6 цепи 7 управления. Выход блока 10 разделения контроля соединен с первыми входами каналов защиты, выход блока контрольных импульсов через контактный датчик 12 соединен с вторым входом первого канала защиты, второй вход второго канала защиты через параметрический датчик 13 соединен с клеммой 6 цепи управления, выходы каналов защиты через блоки индикации аварийных состояний подключены к входу блока защиты.

Блок 10 разрешения контроля содержит диод 17 и пороговые элементы 18 и 19.

Блок управления содержит резисторы 20—

23, конденсаторы 24, 25, диоды 26, 27, тиристор 28. Блок 14 проверки исправности устройства содержит диод 29, резистор 30 и кнопку 31 «Проверка». Каждый канал 11 защиты содержит полевой транзистор 32, конденсаторы 33, 34, резисторы 35 — 37, диоды 38, 39, стабилитрон 40, тиристор 41, блок 8 включения машины содержит тиристор 42, датчики 43, 44, блок-контакт 45 шахтного магнитного пускателя 46. Блок 16 защиты содержит транзисторы 47 — 49, резисторы

50 — 57, диоды 58 — 60, пороговые элементы

61, 62, конденсатор 63.

Блок 16 защиты содержит узел 42 задержки на включение ключевого элемента при появлении напряжения питания и наличии команды от элемента 44 или 45 подачи команды на включения. Узел задержки на включение состоит из транзистора 64, конденсатора 65, диодов 66, 67, резисторов 68—

70. Кроме узла задержки блок 16 защиты содержит транзисторы 71 — 73, диоды 74 — 76, резисторы 77 — 85.

Устройство работает следующим образом.

В первоначальном состоянии при отсутствии напряжения питания на шахтном магнитном пускателе 46 или при его наличии, но при разомкнутой кнопке 9 «Стоп» все конденсаторы устройства разряжены, реле 3 защиты отключено, индикаторы 1, 2 не светятся.

10 При подаче напряжения питания на шахтный магнитный пускатель 7 или, если и оно имеется, при замыкании кнопки 9 «Стоп» в первую очередь заряжаются отрицательной полярностью по отношению к клемме 6 времязадающие конденсаторы 33 всех каналов защиты, входы которых имеют связь с вторым выходом блока 10 разрешения контроля. В результате разряда времязадающих конденсаторов 33 запираются полевые транзисторы 32 каждого канала защи2О ты. Положительной полярностью к клемме 6 заряжаются конденсаторы 24 и 63. Как только напряжение на конденсаторе 63 достигнет величины, необходимой для надежного срабатывания реле 3 защиты, резко вследствие положительной обратной связи включается блок 16 защиты пороговым элементом 61 и за счет накопленной энергии конденсатора 63 происходит процесс форсированного включения реле 3. В дальнейшем ток реле ограничивается резистором 57, но этот ток должен в неЗО сколько раз превышать ток удержания реле.

Таким образом, происходит надежное включение реле 3 защиты и его удержание во включенном состоянии при относительно небольшом потреблении энергии от искробезопасного источника питания. Контакт 4 этого реле замыкается, индикатор 1 светится, свидетельствуя о готовности аппарата к работе. Аварийные индикаторы 2, количество которых может быть равно количеству каналов защиты, не светятся.

40 Каналы защиты, у которых отсутствует связь с вторым выходом блока 10 разрешения контроля, находятся в готовом к работе состоянии только при условии постоянно замкнутого контактного датчика 12, так как только в этом случае времязадающий кон4> денсатор 33 заряжается через конденсатор

25 импульсами, формируемыми тиристором 28.

Проверка исправной работы всех узлов устройства производится при отсутствии команды на включение объекта путем на жатия кнопки 31 «Проверка», подключенной с общей точкой резистора 20 и диода 26 с помощью цепочки из резистора 30 диода 29.

Снимают потенциал с второго выхода блока разрешения контроля и, следовательно, прекращается подзаряд времязадающих конденсаторов 33 каналов защиты. Они начинают разряжаться. Время заряда этих конденсаторов определяется постоянной време

1410174 ни времязадающего конденсатора 33 и резистора 35, причем в зависимости от необходимости время разряда конденсаторов разных каналов может отличаться. По мере разряда времязадающих конденсаторов 33 открываются полевые транзисторы 32 каждого канала, следовательно, открываются тиристоры 41 и засвечиваются светодиоды блока индикации аварийного состояния каждого канала. В дальнейшем при отпускании кнопки 31 «Проверка» времязадающие конденсаторы 33 вновь заряжаются, транзисторы 32 запираются, но тиристоры 41 остаются во включенном состоянии за счет проходящего через них постоянного тока.

При включении тиристора 41 через первый вход блока 16 защиты и диод 58 подается команда на отключение реле 3 защиты, при этом с помощью порогового элемента 62 блок 16 защиты скачком переходит в отключенное состояние раньше того момента, когда ток через обмотку реле 3 защиты уменьшается до тока отпускания, что особенно важно при кратковременном перерыве питания схемы, например при кратковременном размыкании кнопки 9 «Стоп».

При проверке должны высветиться светодиоды блоков 2 индикации аварийного состояния всех рабочих каналов, с помощью проверки можно учесть тот факт, что удержание во включенном состоянии реле промежуточного шахтного магнитного пускателя 46 происходит далека не при полном закорачивании отрицательного полупериода в клемме 5 к клемме 6 (приблизительно при отношении амплитуд 1:2). При проверке величина сопротивления резистора 30 выбирается такой, чтобы напряжение в общей точке резистора 20 и диода 26 превышало напряжение в этой точке при асимметрии в клеммах 6, 5, равной началу отпускания реле шахтного магнитного пускателя

46, но чтобы это напряжение было ниже порога проводимости первого элемента 18.

Для возврата устройства в готовое к работе состояние необходимо кратковременно (на несколько секунд) разомкнуть кнопку 9

«Стоп». При этом тиристоры 41 всех каналов защиты закрываются, и при последующем замыкании кнопки 9 схема приходит в готовое к работе состояние, как описано ранее. Команда на включение шахтной машины подается замыканием электродного датчика 43 на воду (на землю) . При этом блок 8 производит закорачивание отрицательной полярности в клемме 5 цепи управления по отношению к клемме 6, что приводит к включению реле 46 промежуточного шахтного магнитного пускателя, и все агрегаты машины включаются в работу.

На втором выходе блока 10 разрешения контроля отсутствует отрицательный потенциал.

Времязадающие конденсаторы 33 каналов защиты начинают разряжаться. За время разряда должен замкнуться контактный датчик 12, должны появиться импульсы напряжения, поддерживающие заряд времязадающих конденсаторов 33. При нормальном режиме работы машины никаких других изменений не происходит до момента отключения. Если же в процессе работы произошло нарушение режима работы установки (разомкнулся контактный датчик 12 из-за неисправности насоса или отсутствия жидкости

10 в нем, прекратились импульсы от одного из параметрических датчиков 13 из-за заклинивания насоса или при потере фаз питающего напряжения), то через некоторое время открывается транзистор 32 соответ15 ствующего канала защиты, включается тиристор 41, блок 2 индикации аварийного состояния, отключается реле 3 защиты и своим контактом 4 отключает индикатор 1 и промежуточное реле 46 магнитного пускателя. Установка аварийно отключена с вы20 свечиванием причины аварийного отключения. Резистор 20 устройства по величине сопротивления должен быть гораздо больше возможной величины резистора, подключенного с целью удержать промежуточное реле 46 во включенном состоянии. Это условие необходимо для надежного отключения промежуточного реле 46 на случай пробоя элементов устройства.

Задержка в блоке 16 необходима для того, чтобы при подаче напряжения на устЗ0 ройство и при наличии команды на включение от элементов 44, 45 блок включения машины некоторое время оставался отключенным для заряда конденсаторов 33 всех каналов защиты. При отсутствии этой задержки несколько каналов защиты могут переключаться в аварийное состояние при подаче напряжения питания. Как только конденсатор 65 зарядится до порогового значения, полевой транзистор 64 закрывается, открывается транзистор 72, включая индикатор 1, и закрывается транзистор 73, 40 открывая для элементов 44, 45 тиристор 42.

Аварийные индикаторы 2 не светятся. Таким образом, устройство позволяет осуществлять защиту многоагрегатных машин или контролировать несколько параметров одного агрегата.

45 Формула изобретения

1. Устройство для защиты шахтной машины от аварийных режимов, содержащее блоки индикации нормального и аварийного состояний, блок защиты, искробезопасную цепь управления шахтной машины. кнопку

«Стоп», блок включения машины, блок разрешения контроля, при этом выводы блока включения машины подключены соответственно к первой и второй клеммам искробезопасной цепи управления шахтной

55 машины через кнопку «Стоп», отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей, дополнительно введены каналы защиты

1410174.с датчиками контроля, количество которых равно числу контролируемых параметров, блок проверки исправности устройства, блок контрольных импульсов, при этом первые и вторые выводы блоков контрольных импулсьов, разрешения контроля, проверки исправности устройства, защиты, индикации нормального состояния и каналов защиты соединены соответственно с первой и второй клеммами искробезопасной цепи управления шахтной машины, выход блока разрешения контроля соединен с первыми входами каналов защиты, выход блока контрольных импульсов через контактный датчик соединен с вторым входом первого канала защиты, соединен с второй клеммой искробезопасной цепи управления шахтной машины через параметрический датчик, выходы каналов защиты через блоки индикации аварийных состояний подключены к входу блока защиты, выход которого функционально связан с входом блока включения машины.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем,, что блок защиты содержит цепочку из по, следовательно включенных между выводами блока защиты первого резистора и первого конденсатора, общая точка соединения которых через пороговый элемент и второй резистор соединена с базой первого транзистора, коллектор которого через первый диод в прямом направлении соединен с базой второго транзистора, коллек,. тор которого через второй пороговый эле-! мент соединен с базой третьего транзистора, коллектор которого через реле защиты, соединен с общей точкой соединения пер вого резистора и первого конденсатора, эмиттеры транзисторов подключены к второму выводу блока, между базой и эмиттером соответствующих транзисторов включены третий, четвертый и пятый резисторы,, .параллельно реле защиты включен второй диод, анод которого через шестой резистор соединен с коллектором первого транзистора, катод второго диода через седьмой резистор соединен с коллектором второго транзистора, база второго транзистора через последовательно включенные восьмой резистор и третий диод в обратном направлении соединена с входом блока защиты.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок защиты содержит цепочку из последовательно соединенных четвертого диода в прямом направлении и девятого резистора, которая включена между входом блока

10 защиты и базой четвертого транзистора, коллектор которого соединен с затвором пятого транзистора, сток которого через десятый резистор соединен с базой шестого транзистора, эмиттер которого подключен к первому выводу блока защиты, параллельно

15 переходу эмиттер — база шестого транзистора включен одиннадцатый резистор, цепочка из последовательно соединенных двенадцатого, тринадцатого резисторов и пятого диода в прямом направлении включена меж2О ду первым выводом блока защиты и затвором пятого транзистора, общая точка соединения двенадцатого и тринадцатого резисторов через шестой диод в обратном направлении подключена к стоку пятого транзистора и через последовательно вклю25 ченные седьмой диод в обратном направлении и четырнадцатый резистор подключена к базе седьмого транзистора, коллектор которого через пятнадцатый резистор подключен к второму выводу блока индикации нормального состояния, эмиттеры четвертого, ЗО седьмого транзисторов и исток пятого транзистора подключены к второму выводу блока защиты, между базой и эмиттером четвертого и седьмого транзисторов включены соответственно шестнадцатый и семнадцатый резисторы, между затвором и истоком пятоЗ5 го транзистора включены параллельно соединенные восемнадцатый резистор и второй конденсатор, база шестого транзистора через девятнадцатый резистор и восьмой диод в обратном направлении соединена с вторым

4р выводом блока защиты, а через двадцатый резистор — с входом блока включения машины.

1410174

Составитель Ю. Постников

Редактор А. Маковская Техред И. Верес Корректор С. Черни

3а каз 3490/52 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I l 3035„Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для защиты шахтной машины от аварийных режимов Устройство для защиты шахтной машины от аварийных режимов Устройство для защиты шахтной машины от аварийных режимов Устройство для защиты шахтной машины от аварийных режимов Устройство для защиты шахтной машины от аварийных режимов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике релейной защиты и предназначено для защиты асинхронных электродвигателей от перегрузок, работы на двух фазах, а также от недопустимого нагрева обмоток

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам релейной защиты и автоматики, и может быть использовано для защиты группы трехфазных асинхронных двигателей технологической линии от опрокидывания

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в системах управления агрегатами и механизмами, критичными к обратному чередованию фаз питающей сети

Изобретение относится к тиристорным электроприводам постоянного тока, а и.менно к устройствам от коротких замыканий

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в релейной защите электродвигателей с длительными режимами работы Цель изобретения - упрощение и повьшение надежностно При нажатии кнопки 5 Пуск срабатывает пускатель 2, включенный последовательно кнопке 5 между первым и вторым выводами питающей сети, и замыкаются силовые контакты 3, подключающие электродвигатель 1 к сети

Изобретение относится к области электротехники , а именно к устройствам релейной защиты

Изобретение относится к области электротехники , а именно к устройствам релейной защиты

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в релейной защите электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх