Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины

 

Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения - повыпение надежности. Стержни I и 2 обмотки статора, разделенные в лобовой части дистанционной колодкой 3, прикреплены к кронштейнам 4 посредством гибких тяг 5. Тяги 5 по концам снабжены узлами натяга в виде втулок 6 с наружной резьбой и гаек 7, которые закреплены на опорных частях стержней 8. Заданный уровень натяжения тяг при сборке достигается вращением гайки 7 до обеспечения необходимого уровня деформации упругого тарированного элемента 9. Последний имеет специально обработанные поверхности для взаимодействия с измерителем. Изобретение позволяет обеспечить объективный контроль натяжения элементов крепления лрбовых частей обмотки. 4 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (1% (И) 075 А1 (бп 4 Н 02 К 3/50, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ П.(НТ СССР (21) 4235781/24-07 (22) 24.02.87 (46) 07.02.89. Бюл. Ф 5 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" им. В.И. Ленина (72) В.M. Рабинович, В.В. Кузьмин, О.М. Жимолохов и А.Л. Лившиц (53) 621, 313. 04 (088. 8) (56) Патент СНА Р 4563607, кл. Н 02 К 3/46, 198".

Авторское свидетеы ство СССР

Р 663027, кл. Н 02 К 3/50, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОBbIX ЧАСТЕИ ОБМОТКИ CTATOPA ЭЧЕКТРИ

ЧЕСКОЙ МАЙИНЫ (5 7) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения — повышение надежности. Стержни 1 и 2 обмотки статора, разделенные в лобовой части дистанционной колодкой 3, прикреплены к кронштейнам 4 посредством гибких тяг 5. Тяги

5 по концам снабжены узлами натяга в виде втулок 6 с наружной резьбой и гаек 7, которые закреплены на опорных частях стержней 8. Заданный уровень натяжения тяг при сборке достигается вращением гайки 7 до обеспечения необходимого уровня деформации упругого тарированного элемента 9.

Последний имеет специально обработанные поверхности для взаимодействия с измерителем. Изобретение позволяет обеспечить объективный контроль натяжения элементов крепления лобовых частей обмотки. 4 ил.

С:

1457075

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции крепления лобовых частей обмотки статора электрических машин, например турбогенераторов.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины; на фиг. 2 - разрез А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, вариант выполнения; на фиг. 4 — узел I на фиг. 2. 15

Верхний 1 и нижний 2 стержни обмотки статора, разделенные в лобовой части дистанционной колодкой 3, прикреплены к кронштейнам 4 посредством гибких тяг 5. Концы гибких тяг 5 снабжены по концам узлами натяга, выполненными в виде втулок 6 с наружной резьбой и гаек 7. В кронштейне 4 выполнены отверстия, в которых пер- . пендикулярно ему установлены стержни 25

8. На выступающих из кронштейна опорных частях стержней 8 закреплены втулки 6, гайки 7 и упругие элемен- ты 9.

Лобовые части стержней обмотки статора в верхнем и нижнем слоях развернуты встречно по двум коническим поверхностям, поэтому для обеспечения параллельности концов гибких тяг

5 между собой в плоскости, перпендикулярной оси стержня 8, он выполнен из двух частей, связанных друг с другом посредством разъемного соединения, например, резьбового (фиг. 2)..

Это делает возможным относительный 4О поворот концов стержня 8 и тем самым исключает изгиб тяги в месте входа ее во втулку 6 при закручивании гайки 7 для создания натяга.

В варианте устройства (фиг. 3) 45 для уменьшения количества узлов крепления на выступающих из кронштейна

4 опорных частях стержня 8 выполнены углубления 10. На одной из опорных частей стержня 8 размещают свободный от узла натяга конец гибкой тяги 5, закрепляющей, например, нижний стержень 2, в углублении 10 другой опорной части стержня 8 размещают свободный от узла натяга конец гибкой тяги

5, закрепляющей верхний стержень 1.

В предложенном устройстве натяг гибких тяг 5 осуществляют гайкой 7, -другим элементом 9 и втулкой 6 с наружной резьбой. Заданный уровень натяжения при сборке достигают вращением гайки 7 до достижения заданного уровня деформации упругого тарированного элемента 9. Аналогично восстанавлмвают натяжение в процессе эксплуатации.

Упругий элемент 9 (фиг. 4) имеет специально обработанные поверхности

11 и 12, а также цилиндрический поясок 13. Изменение расстояний между упомянутыми парами поверхностей, а также изменение диаметра служит мерой деформации упругого элемента 9, а следовательно, уровня натяжения тяг 5. В рассматриваемом на фиг. 4 варианте упругого элемента 9 измеряют размер Н (или П,, или D и т.п.) до и после затяжки. В случае применения тарированного (калиброванного) упругого элемента 9 можно ограничиться измерением упомянутых размеров только после затяжки, например, с помощью калибра, Так как об уровне натяжения тяг

5 можно судить по величине деформации тарированного упругого элемента (размер Н), то для диагностики состояния крепления лобовых частей не требуется откручивания — закручивания гайки

7. Упругий элемент 9 изготавливают из качественной стали, которая сохраняет свои свойства в условиях эксплуатации в течение времени, значительно превышающего ресурс обмотки °

Подбирая соответствующим образом жесткость упругого элемента 9, можно обеспечить увеличение промежутков времени между периодическими подтяжками крепления за счет частичной компенсации упругим элементом 9 явлений релаксации в тяге 5; система тяга 5— упругий элемент 9 имеет наиболее пологую зависимость сила-деформация, и при одном и том же удлинении тяг

5 вследствие релаксации напряжений уровень остаточного натяжения устройства с упругим элементом 9 при прочих равных условиях всегда превышает уровень остаточного натяжения устройства без упругого элемента, Предлагаемое устройство с тарированным упругим элементом позволяет реализовать дистанционную диагностику путем оснашения упругого элемента преобразователем (например, инцуктив ным, тензорезисторным и др.) переФормул а изобретения

5 измерителем. з 1457 мецение — электрический сигнал, который может быть передан по проводам из герметического корпуса электрической машины в зону обслуживания.

Применение предлагаемого устройства позволяет обеспечить объективный контроль натяжения элементов крепления лобовых частей обмотки более точный и надежный но сравнению с методом контроля по величине момента затяжки (на ключе). Значительно снижаются затраты на обслуживание в связи с тем, что для оценки уровня натяжения элементов крепления достаточно выполнить измерение одного размера упругого элемента вместо отвинчивания резьбовых соединений, эксплуатируемых в условиях агрессив075

4 ной среды, и последующей затяжки га-, ек заданным моментом.

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее стержни, установленные в отверстиях кронштейнов, и гибкие тяги, снабженные по концам узлами натяга, состоящими из втулок и гаек, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено тарированными упругими элементами, установленными между гайками и стержнями, и имеющими поверхности для взаимодействия с

1457075

Ф

Составитель Ф, Подольская

Редактор Г. Гербер Техред А,Кравчук Корректор Г. Решетник

Заказ 7561 /53

Тираж 645

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. .Ужгород, ул. Проектная, 4

ВННИПИ Го óäàðñòâåííîãî комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к технологическим приспособлениям для изготовления электрической машины и может быть использовано в электромашиностроении при формировании, креплении , изоляции и электрическом монтаже обмоток

Изобретение относится к производству электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных Турбои гидрогенераторах

Изобретение относится к крупным электрическим машинам

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении статоров, обмотка которых выполнена проводо.м круглого сечения с водостойкой изоляцией из пластика

Изобретение относится к электрсмашиностроенш и .может быть использовано в конструкции якоря электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин
Наверх