Ротор явнополюсной синхронной электрической машины

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 H 02 К 3/52

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

IlPH ГКНТ СССР (21) 3710763/24-07 (22) 13.03.84 (46) 15.02.89. Бюл. У 6. (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.М.Кирова (72) Е.Н.Виноградов, Н.А.Филатов, Н.А.Курилович и А.Ф,Новиков (53) 621.313.045 ° 18 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 417875, кл. Н 02 К 3/52, 1971, Авторское свидетельство СССР

У 448542, кл. Н 02 К 3/52, !972 ° (54)(57) РОТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержаИзобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам явнополюсных электрических машин, а именно к держателям междуполюсных соединений электрических машин (гидрогенераторов).

Цель изобретения — повышение надежности и снижение расхода цветных металлов.

На фиг.1 изображена часть ротора и межполюсных соединений вертикального гидрогенератора, вид сверху; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг,1.

Ротор содержит сердечники I..полюсов, на которых размещены катушки 2 обмотки возбуждения. Катунки 2 имеют выводные пластины 3. Полюса закреплены в пазах 4 обода 5 с помощью клиньев 6. Собранный обод 5 в окончательно опрессованном состоянии стянут шпильками 7 и гайками 8. Между соседними полюсами для улучшения ох„.Я0„„1458933 A1 щий размещенные на сердечниках полюсов катушки обмотки возбуждения, имеющие выводные пластины, концы которых соединены плоскими нинами, расположенными между двумя изоляционными планками, и обод, стянутый шпильками, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и снижения расхода цветных металлов, он снабжен расположенным по оси межполюсного промежутка держателем, в верхней части которого выполнен паз, в котором размещена плоская шина, а нижняя часть держателя выполнена Тобразной и имеет отверстия для крепления его на нпильках обода. лаждения катушек 2 предусмотрены

С: межполюсные пространства 9.

Для электрического соединения катушек 2 предусмотрены выводные пластины 3, которые на торцовых уча- В стках межполюсного промежутка 9 сое- l динены плоскими лужеными нинами 10. QO

Соединение выводных пластин 3 с сое- 1 ф динительными шинами 10 выполнено с (,ф помощью болтового соединения 11, Это обеспечивает удобство монтажа— сборки и разборки соединений, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации. Сопряженные между собой выводные пластины 3 и соединительные шины 10 зафиксированы от смещения, возникающего в процессе работы машины, держателями 12 специальной конструкции. При этом для фиксации положения нины 10 с изоляционными планками 13 верхняя фиксирующая часть 14 держателя имеет паз 15.Для

3 1458 закрепления собранного держателя 12 с пластинами 3 и шинами 10 держатель в нижней части 16 выполнен Т-образной формы с выступающими концами 17, Для крепления держателя непосредственно на концах шпилек 7 обода 5 в выступавших концах 17 предусмотрены отверстия 18, С целью равномерного обеспечения усилия при фиксации междуполвсных соединений предусматривается расположение и крепление держателя 12 на оси междуполюсного промежутка 9,.

Лобовые части обмотки возбуждения обозначены позицией 19.

Для соединения соединительной шины 10 с концами выводных пластин 3 служат болты 20, гайки 21 и шайбы

22. Н!ина 10 поджата к изоляционной планке 13 второй изоляционной планкой 23, которые скреплены между собой шпильками ?4 и гайками 25,Контрящие шайбы 26 во всех соединениях устанавливают в штатное положение.

В верхней части держателя 12 предусмотрен упорный выступ 27.

Сборка междуполвсного соединения и установка держателей осуществляется следующим образом.

На установленных полюсах с катушками выводные пластины 3 выгибают параллельно лобовым участкам 19 катушки, затем закрепляют держатель

12 на концах шпилек 7 с помощью гаек 8. В верхней фиксирующей части

l4, в которой предусмотрен паэ 15, устанавливают изоляционную планку

l3. На планку 13 накладывают соединительную шину 10, которув скрепляют болтами 20 и гайками 21, шайбами 22 с выводными пластинами 3. Затем соединенные шины 10, расположенные в держателе, прижимают верхней планкой 23, которые совместно с планкой

13 закрепляют шпильками 24 и гайками 25.

При демонтаже или замене полюса достаточно отсоединить и снять сое933

4 динительнув шину 10 вместе с держателем 12.

При вращении ротора междуполвсное соединение стремится вытянуться

5 в сторону зазора машины, приближаясь к сегменту демпферной обмотки и боковым сторонам соседних катушек полюсов под действием центробежных сил, При длительной работе машины и многократных пусках эластичные пластины известных конструкций междуполюсных соединений растягиваются и ослабевают, что приближает их к возможному замыканию на демпферный сег" мент и боковые стороны катушек.

Держатель предлагаемой конструкции исключает деформацию пластин и надежно фиксирует междуполюсные соединения в одном положении, а наличие изоляционных планок исключает В03можность замыкания и обеспечивает ему электрическув прочность, Наличие держателя, верхняя часть которого, 25 расположенная на оси междуполвсного пространства, предназначена для закрепления шины, делает возможным укоротить концы выводных пластин, изготовленных иэ меди, а следовательно, снизить ее расход.

Кроме того, укороченные концы выводных пластин обуславливают большую жесткость конструкции и исключают воэможность электрического пробоя на

35 обод. Держатель, расположенный на оси междуполвсного пространства, представляет собой разборную коиструкцию, так как нет ни сварки, ни пайки, как в известных решениях. А это обеспечивает удобную сборку и более оперативнув ремонтоспособность обмоток ротора.

Таким образом, предлагаемая конструкция проста в изготовлении и в мон45 таже, обеспечивает надежность крепления при снижении расхода меди на междуполюсных соединениях и отвечает требованиям оперативной ремонтоспособности.

1458933

Фигг Ф 18 1б

Составитель Ф.Подольская

Техред И.Дидик Корректор 0,Кравцова

Редактор М.Келемеш

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 375/56 Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ротор явнополюсной синхронной электрической машины Ротор явнополюсной синхронной электрической машины Ротор явнополюсной синхронной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке тяговых электродвигателей

Изобретение относится к конструкции электрических машин, в частности к устройствам для крепления катушки к сердечнику полюса

Изобретение относится к области электротехники, а именно к статорам электрических машин постоянного и переменного тока, и может найти применение в коллекторных электродвигателях

Изобретение относится к области электромашистроения, а именно к конструкции ротора, преимущественно гидрогенераторов, а более конкретно к конструкции держателя междуполюсных соединений

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к особенностям конструктивного выполнения концевых дисков статоров коллекторных двигателей, в частности универсальных, и может быть использовано в бытовых приборах

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается электрических машин для электротранспорта

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх