Устройство управления трансмиссией транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортным средствам и касается управления его трансмиссии. Цель изобретения - облегчение управления при повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного средства. Устройство , снабжено пневмокамерой 2, шток которой кинематически связан с вилкой 12 выключения сцепления 1, а бесштоковая полость 62 соединена с источником воздуха 47, находящегося под давлением . Источник питания 52 связан через нормально замкнутый контакт 63 ,с обмоткой 65 реле 61 и через первый нормально разомкнутый контакт 55 и контакты пневмоэлектрического датчика 61 блокировки - с перекидным контактом переключатели 53, а в цепи ме жду первым нормально разомкнутым контактом 55 и пневмоэлектрическим датчиком 61 расположен контакт реле 61, перекидной контакт 66 которого через второй нормально разомкнутый контакт 64 соединен с источником питания 52., При подаче воздуха в по- . лость 44 пневмоцилинд а происходит перемещение поршня 42 и сжатие пруяины 57, что обеспечивает легкое и плавное включение делителя коробки передач, увеличивая срок ее службы. 5 ил о с S С 4 ast СХ) з 00 э© Фи.7

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 В 60 К 41/22

3Ж3 ": 31М г- ..

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3868906/27-1 1 (22) 14.03.85 (46) 30.03.89. Бюп. N - 12 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) А.П.Недялков, Е.Д.Туртанов и В.Г.Выборнов (53) 629. 113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 1418100, кл. В 60 К 41/00, 1985. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИС СНЕН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортным средствам и касается управления его трансмиссии. Цель изобретения — облегчение управления п1,и повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного средства. Устройство снабжено пневмокамерой 2, шток кото„.Я0„„1468788 А1 рой кинематически связан с вилкой 12 выключения сцепления i а бесштоковая полость 62 соединена с источником воздуха 47, находящегося под давлением. Источник питания 52 связан через нормально замкнутый контакт 63 .с обмоткой 65 реле 61 и через первый нормально разомкнутый контакт 55 и контакты пневмозлектрического датчика 61 блокировки - с перекидным контактом переключателя 53, а в цепи между первым нормально разомкнутым контактом 55 и пневмоэлектрическим датчиком 61 расположен контакт реле

6i, перекидной контакт 66 которого через второй нормально разомкнутый контакт 64 соединен с источником питания 52. При подаче воздуха в по лость 44 пневмоцилиндра происходит перемещение поршня 42 н сжатие пружины 57, что обеспечивает легкое и плавное включение делителя коробки передач, увеличивая срок ее службы.

5 ил.

1468788

Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортного средства, в частности сцеплением и передачей.

Цель изобретения — облегчение уп5 равления при повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного средства.

На фиг.1 изображена трансмиссия транспортного средства, общий вид; на фиг.2 — электропневматическая схема устройства управления трансмиссией 15 ,транспортного средства, на фиг.3принципиальная электрическая схема устройства; на фиг.4 — схема переключения передач; на фиг.5 — рукоятка рычага переключения передач с пе- 2< реключат елем делителя.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства содержит сцепление 1 (фиг.1), привод выключения которого оснащен камерой 2 пневмоусилителя, механическую коробку

3 передач. Сцепление 1 установлено в картере 4, прикрепленному к корпусу, В

5 двигателя внутреннего сгорания, к маховику 6 которого через нажимной диск 7 прижат пружинами 8 ведомый диск 9. Ведомый диск 9 шпицами соединен с ведомым валом 10 сцепления . i. На шпицах ведомого вала 10 распо1 ложен фланец 11 крепления карданного вала (не показан), соединяющего сцепление 1 с коробкой 3 передач.

1Пток 12 (фиг.2) камеры 2 пневмоусилителя кинематически связан с вилкой 13 выключения сцепления 1. Вилка

13 имеет возможность взаимодействия с муфтой выключения сцепления 1, которая имеет возможность взаимодействия с упорным кольцом 14. К последнему прижаты отжимные рычаги 15, 1

В картере 16 коробки передач 3 установлен первичный вал 17, на котором выполнена ступица 18 синхронизатора

19 и установлена шестерня 20. В первичном вале 17 расположен подшипник 5

21, на который оперт вторичный вал

11. На вторичном вале 22 установлена шестерня 23. Шестерни 20 и 23 зацеплены с колесами 24 и 25 соответственно. Колеса 24 и 25 закреплены на промежуточном вале 26. На последнем закреплены колеса 27 и 28, зацепленнше с шестернями 29 и 30, установленными. на вторичном вале 22. На вале 22 установлена шестерня 31, зацепленная с зубьями, выполненными на промежуточном вале 26. На ступице 32 установлена шестерня 33, имеющая возможность зацепления с перемещаемой по оси 34 шестерней 35, зацепленной с зубьями, выполненными на промежуточном вале 26.

В корпусе 36 размещен рычаг 37 переключения передач и пневмоцилиндр

38. В корпусе пневмоцилиндра 38 и в корпусе 36 установлен шток 39 с вилкой 40, обеспечивающей перемещение муфты 41 синхронизатора 19. На штоке

39 установлен поршень 42. Поршень 42, корпус 38 и крышка 43 ограничивают полости 44 и 45. Полости 44 и 45 имеют возможность сообщения трубопроводом 46 (фиг.2) с источником 47 давления через электромагнитные клапаны

48 и 49. Полости 44 и 45 сообщены с атмосферой.

Обмотки 50 и 51 (фиг .3) имеют возможность сообщения с источником 52 питания, они соединены с переключателем 53. Педаль 54 сцепления 1 в конце своего перемещения имеет возможность взаимодействия с нормально разомкнутым контактом 55. Переключатель 53 установлен на рычаге 37. Рычаг 37 имеет возможность кинематичес кой связи с муфтой 56, шестернями 33 и 35.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства снабжено пружиной 57, установленной между чашками 58 и 59, размещенными в расточке пневмоцилиндра 38. Такое конструктивное выполнение обеспечивает нейтральное положение муфты 41 и тем самым делителя коробки передач. В связи с этим не нужно держать ногу на педали 54 сцепления 1 при остановленном на передаче транспортном сред! стве, например перед светофором. В свою очередь, это обеспечивает снижение потерь в коробке передач 3, поскольку нет вращения ее шестерен на стоянке транспортного средства, например при эксплуатации в осенне-зимний период, когда двигатель длительное время работает для обогрева. Это обеспечит уменьшение расхода топлива.

Устройство снабжено реле 60 и датчиком 61 блокировки, реагирующим на давление .в пневмоприводе усилителя сцепления 1. Бесштоковая полость 62 пневмокамеры 2 соединена с источниз 146878 ком 47 воздуха и полостью датчика 61.

Устройство снабжено выключателями: нормально замкнутым 63 и нормально разомкнутым 64, имеющими возможность взаимодействия со штоком 39 пневмоцилиндра 37.

Источник 52 питания соединен через нормально замкнутый выключатель 63 с обмоткой 65 реле 60. Обмотка,65 ре- 1g ле 60 соединена с переключателем 53 через последовательно соединенные нормально разомкнутый контакт 55, имеющий возможность взаимодействия с педалью 54 сцепления 1 в конце ее перемещения, и датчик 61 блокировки, реагирующий на давление в камере 2 пневмоусилителя привода выключения сцепления 1, с переключателем 53. Переключатель 53 соединен через контакт 20

66 реле 60 и нормально разомкнутый выключатель 64 с источником 52 питания. Переключатель 53 соединен также с датчиком 61 блокировки, реагирующим на давление в камере 2 пневмо- 25 усилителя привода выключения сцепления 1.

С источником 52 питания через нормально замкнутый выключатель 63 соединена индикаторная лампа 67. Нор- 3р мально замкнутый выключатель 63 имеет возможность размыкания в конце хо да штока 39, обеспечивающего при этом замыкание нормально разомкнутого выключателя 64.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства функционирует следующим образом.

8 а

Ток в обмотке 50 вызовет перемещение якоря электромагнитного клапана 48 и связанного с ним клапана, что обеспечит подачу воздуха иэ источника 47 в полость 44 пневмоцилиндра 37.

В результате происходит перемещение поршня 42 со штоком 39, что вызывает перемещение вилки 40 и муфты 41. Тем самым обеспечивается соединение первичного вала 47 и шестерни 23, т.е. включение высшего диапазона делителя коробки передач.

Перемещение штока 39 в конце его хода обеспечит размыкание выключателя 63. Обмотка 65 реле 60 тем самым обесточена, что обеспечивает возврат контакта 66 в исходное положение. Отсутствие тока в цепи: источник тока

52, нормально замкнутый выключатель

63 и индикаторная лампа 67 приводит к тому, что лампа 67 гаснет, а это указывает на то, что включился высший диапазон делителя. Поскольку контакт 66 реле 60 замыкает цепь: источник 52 тока, выключатель 64, замкнутый при перемещении штока 39 в конце его хода, и обмотка 50, то соединены источник 47 и полость 44 пневмоцилиндра 37.

При подаче воздуха в полость 44 пневмоцилиндра 37 происходит перемещение поршня 42 и сжатие пружины 57, что обеспечивает легкое и мягкое включение делителю коробки передач, существенно увеличивает срок ее службы.

Ф о р м ул а и з о б р е т е н и я

При нейтральном положении делителя замкнута цепь: источник 52, вы40 ключатель 53 и лампа 67, что обеспечивает ее свечение; замкнута и цепы источник 52, выключатель 63 и обмотка 65 реле 60, что обеспечивает переброс контакта 66 .реле 60. Для включе- 45 ния делителя на один из диапазонов В или Н (фиг.4) нужно выключить сцепление 1. Воздух из источника 47 поступает в бештоковую полость 62 камеры 2 пневмоусилителя привода выключе- 50 ния сцепления 1 при нажатии на педаль

54, в койце перемещения которой происходит замыкание нормально разомкнутого контакта 55. Тем самым замыкается цепь: источник 52; нормально SS замкнутый выключатель 63 контакт 55; датчик 61 блокировки, обмотка 50, и включается высший диапазон делителя.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства, содержащее привод сцепления и привод коробки передач, включающий в себя делитель со . штоком, управляемым пневмоцилиндром, полости которого через электромагнитные клапаны сообщены с источником воздуха, находящегося под давлением, переключатель, контакты которого подключены к обмоткам электромагнитных клапанов, первый нормально раэмокнутый контакт, установленный с возможностью взаимодействия с приводом сцепления, реле, пневмоэлектрический датчик блокировки и установленные с возможностью взаимодействия со штоком пневмоцилиндра нормально замкнутый контакт, который соединен с источником питания, и второй нормально ра5 1468788

6 зомкнутый контакт, который соединен точник питания связан через нормальс контактом реле, о т л и ч а ю щ е- но замкнутый контакт с обмоткой реле е с я тем, что, с целью упрощения и через первый нормально разомкнутый управления при повышении срока служ- контакт и контакты пневмоэлектричесбы коробки передач путем надежной

5 кого датчика блокировки с перекидным и безотказной работы, устройство уп- контактом переключателя, а в цепи равления трансмиссией транспортного между первым нормально разомкнутым средства снабжено пневмокамерой, шток контактом и пневмоэлектрическим даткоторой кинематически связан с вилкой 10 чиком расположены контакты реле, певыключения сцепления, а бесштоковая рекидной контакт которого через втополость соединена с источником воз- рой нормально разомкнутый контакт содуха, находящегося под давлением, ис- единен с источником питания.

1468788

63 87М б1

Фиг.5

Составитель А.Барыков

Техред М.Дидык Корректор М.Самборская

Редактор М.Келемеш

Заказ 1306/18 Тираж 527 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

Устройство управления трансмиссией транспортного средства Устройство управления трансмиссией транспортного средства Устройство управления трансмиссией транспортного средства Устройство управления трансмиссией транспортного средства Устройство управления трансмиссией транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидроподжимными фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств и касается ее фрикционных устройств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно к управлению коробкой передач и сцеплением автомобиля

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к управлению коробкой передач самоходных комбайнов, содержащих объемную гидропередачу с регулируемым насосом

Изобретение относится к автомобильному транспорту

Изобретение относится к устройствам управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционное сцепление, и коробкой передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренчатым коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к управлению тормозами машины и может быть использовано для ограничения скорости и исключения движения без водителя
Наверх