Устройство для графического решения задач

 

Изобретение относится к области вычислительным устройствам с ручным управлением и может быть использовано для графического решения геометрических и комбинаторных задач марштрутного типа, относящихся к классу задач коммивояжера. Цель изобретения - унификация процедуры решения всего класса комбинаторных задач маршрутного типа. Сущность изобретения состоит в применении дополнительной второй поворотной планки с фиксирующим элементом, которая скрепляется с первой посредством свободно перемещающегося относительно выполненных в планках сквозных продольных пазов полого штифта.На штифте размещается поворотный прозрачный сектор с оцифрованными концентрическими дугами. На линейке нанесены прямая и обратная шкалы, а на обрезе - лимб с градусной шкалой. Перечисленные признаки изобретения позволяют перейти от действительных координат точек маршрута к псевдокоординатам. В этом случае пространство в новых переменных будет изотропным в смысле равноценности затрат.Используя изолинии уровня затрат и эвристическое правило "идти в ближайшую точку", определяется оптимальный маршрут движения. Работа с устройством осуществляется в два этапа. На первом этапе осуществляется построение псевдокоординат точек маршрута.На втором определяется оптимальный маршрут. Используя нормирование изолиний уровня затрат, определяются общие затраты на маршруте. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 G 06 G 1 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4281066/24-2 (22) 09,07,87 (46) 15,04.89. Бюл; У 14 (72) Н.А.Карпушкин и К.P.Разин (53) 681.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 412026, 1974.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1171810,. кл. G 06 G 1 f1 6, 1985, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРАФИЧЕСКОГО

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ .(57) Изобретение относится к вычислительным устройствам с ручным управлением и может быть использовано для графического решения геометрических и комбинаторных задач маршрутного типа, относящихся к классу задач коммивояжера. Цель изобретения — унификация процедуры решения всего класса комбинаторных задач маршрутного типа. Сущность изобретения состоит в применении дополнительной второй поворотной планки с фиксирующим элементом, которая скрепляется с первой посредством свободно пе

Изобретение относится к вычислительным устройствам с ручным управлением и может быть использовано для графического решения геометрических и комбинаторных задач маршрутного типа, относящихся к классу задач коммивояжера.

Цель изобретения — унификация процедуры решения всего класса комбинаторных задач маршрутного типа.

На фиг.1 представлено устройство, общий вид „ на фиг.2 — процедура построения псев::; 7o÷åê маршрута.

„.SUÄÄ 1472922 А1 ремещающегося относительно выполненных в планках сквозных продольных пазов полого штифта. На штифт е размещается поворотный прозрачный сектор с оцифрованными концентрическими дугами. На линейке нанесены прямая и обратная шкалы, а на обрезе — лимб с градусной шкалой. Перечисленные признаки изобретения позволяют перейти от действительных координат точек маршрута к псевдокоорцинатам. В этом случае пространство в новых переменных будет изотропным в смысле равноценности затрат. Используя изолинии уровня затрат и эвристическое правило "идти в ближайшую точку" определяется оптимальный маршрут движения.

Работа с устройством осуществляется в два этапа. На первом этапе осуществляется построение псевдокоординат точек маршрута. На втором определяется оптимальный маршрут. Используя нормирование изолиний уровня затрат, определяются общие затраты на маршруте. 2 ил.

Устройство содержит линейку 1, на

i которой расположен ползунок 2, На ползунке посредством оси 3 с фиксирующим элементом 4 размешена первая Iloворотная планка 5. На одном конце линейки также посредством оси с фиксирующим элементом 6 размещены лимб с градусной шкалой 7 и вторая поворотная планка 8. В продольную прорезь планки 8 вставлен невыпадающий полый штифт 9, предназначенный для точного совмещения центра осевой полости с координатами точек маршрута, обеспе—

1472922

30 функции влияния, характеризующие приращение затрат при переходе из одной точки в другую, находящуюся на единичном расстоянии в X(Z)направлении; приращение координат точки N в Х(Е)-на" .

) правлении относительно 40 координат. точки N;, 1) можно записать в ви ТХ Т7 где — — (— -) 8Х ЗЕ (ЛЕ; ) Уравнение (де

1 ) + д Х; а т

)z„j

Ь. (2)

DI i DI j где а = — — -", Ь дТ /3X дI /ЗЕ

Преобразуем уравнение (2) к виду а= )Х;„. + (- аЕ;„) (3)

Обозначим коэффициент перед h Z .

i) через К, т,е. а 8I> d Ix 55

К=-= — -/ —" (4)

Ь РЕ дХ

OZ )) (5) чивающий подвижное соединение поворотных планок 5 и 8, а также круговое движение прозрачного сектора 10 с одифрованными дугами 11. Для снятия отсчета со шкалы лимба в планке выполнено окошко 12. На линейке 1 нанесены две шкалы: основная 13 с прямым направлением отсчета от нуля до десяти, обеспечивающая увеличение какойлибо иэ координат точки (Х или Е) в

К раз, и дополнительная 14 с обратным направлением отсчета от единицы до нуля, обеспечивающая уменьшение любой из координат точки в 1/К раз

К 1.

В основу решения обобщенной задачи коммивояжера положено эвристическое правило "идти в ближайшую точку".

Обобщение задачи коммивояжера заклю- 20 чается в неравноценности затрат по продольной Х и боковой Z осям при пе. реходе из одной точки в другую. В прототипе показано, что полные затраты при переходе из точки N; в точку 25

N. равны .

pI ° =-(— -) дх ° + ()dЕ, (1)

ЙТх 2 2. 3Ig 2 дХ что эквивалентно введению новой системы координат, в которой проекция точки маршрута будет отличаться от проекции в системе координат XZ в

К раз.

С учетом (4) и (5) уравнение (3) примет вид а = dX; + ЛЕ 1

Аналогичные преобразования с координатой Х приводят к выражению

b =АХ;)+ ЛЕ,, ) (6) (7) где

7)X = — BX

) К (8) Выражения (6) и (7) являются уравнениями окружностей радиусом а и

Ь соответственно. Совокупность графиков этих окружностей представляет собой иэолинии уровня затрат при переходе из центра на любую точку окружности, Переход от действительных координат точек маршрута к псевдокоординатам по формулам (5) или (8) возможен четырьмя способами:

1) при К ) 1 координаты по Z увеличиваются в К раз;

2) при К (1 координаты по Х увеличиваются в К раз;

3) при К ) 1 координаты по Z уменьшаются в К раз;

4) при,К (1 координаты по Х уменьшаются в К pas.

При выборе способа предпочтение следует отдавать первым двум,поскольку увеличение координат не скажется на потере точности решения задачи.

При этом необходимо также учитывать соответствующую соизмеримость масштаба карты (графика) с размерами устройства.

Таким образом, если перейти от действительных координат точек маршрута d Х, 4 Е-; к псевдокоординаij э 1) там d X;., Л Е,. по формуле (5) или к псевдокоординатам но формуле (8), то пространство в новых переменных будет изотропным в смысле равноценности затрат для любых налравлений движения. Исходя из вышеприведенных соотношений, эти затраты определяются следующим образом;

2 Тх

1)- Х,, 2 2 3Ix йХ; + hZ„) — ;а. (9) 1472922 х ах (14) dI;; =с .N, где

В свою очередь, радиус дуги окружности может быть представлен выражением о 1 1 (10) где й, — радиус первой (единичной) дуги окружности или равное ему приращение радиусов последующих дуг окружностей;

N — ближайший к рассматриваемой точке порядковый .номер дуги окружности (для большей точности определения затрат на переход от точки к точке N не обязательно должно быть целым числом).

С учетом (10) выражение (9) примет вид:

В выражении (11) произведение

r = с

Ix дХ 0 х. (12) представляет собой нормированную для конкретной задачи цену деления.

Таким образом, затраты при переходе от точки i к точке j будут вычисляться по формуле

dI; =с N

11 (13)

При введении псевдокоординат по оси затраты будут определяться аналогичным выражением I2

2 gz o

Для оценки затрат на переход иэ точки i в точку j необходимо снять отсчет с дуги окружности прозрачного сектора, которой накрывается данная псевдоточка маршрута, и умножить это число на цену деления с„ при введении псевдокоординат по оси Х или на с при введении псевдокоординат по оси Z.

Линейку и поворотные планки рекомендуется изготовлять из жесткого легкого материала. Сектор должен быть изготовлен из прозрачного материала на который наносятся оцифрованные концентрические дуги с равными приращениями радиуса. Частота нанесения дуг и масштаб, а следовательно, и размеры сектора в отличие от планщета у прототипа могут быть однотипными для широкого класса рещаемых задач. Это возможно благодаря тому, что при решении любой задачи

5 маршрутнога типа производится нормирование цены деления системы дуг с учетом заданных значений функций влияния, что оказывается на унификации процедуры решения задач и повышении

1ð точности

Такой способ подготовки планшетов позволяет не только графически определять оптимальный маршрут и затраты на каждом "переходе" от точ15 ки i к точке 1, но и производить общую оценку затрат для выбранного маршрута путем суммирования затратДТ;„

I на каждом "переход".

Работа с устройством осуществля20 ется в два этапа.

Первый этап заключается в построении псевдокоординат точек маршрута (фиг.1). С этой целью для удобства

25; работы прозрачный сектор может быть снят с полого штифта (на фиг.2 устройство показано без сектора). С помощью линейки проводят через исход.ную точку маршрута и точку, выбираемую за начальную ась Х, Перпендикулярно к оси Х с помощью градусного лимба и второй поворотной пленки через первую точку маршрута ось 2. Далее оценивают, по какой из осей Х или 2 целесообразно увеличивать (уменьшать) координаты псевдоточек.

На фиг.2 показано: Π— исходная точка маршрута; а — точка, принимаемая за начальную; б — одна из точек маршрута; б — псевдотачка маршрута.Для построения псевдоточки необходимо зафиксировать вторую поворотную планку перпендикулярно линейке. Подводят линейку по оси Х так, чтобы начало отсчета прямой шкалы (при увеличении в

"5 К раз координата Z) или начало. отсчета обратной шкалы (при уменьшении координаты Z в 1/К раз) находилась на одной линии в прорезе второй планки.

Далее, не нарушая положения линейки

5Р с зафиксированной второй планкой, совмещают с помощью подвижного ползунка обрез первой планки с единицей шкалы на линейке и точкой б и фиксируют первую планку относительно пол55 зунка. После этого, сдвигая ползунок до совмещения обреза первой планки с числом на линейке, равным коэффициенту К (на фиг.2"К = 5) отмечают на пе1472922 ресечении обреза первой планки и продольного паза второй планки псевдоточку маршрута б.

Из рассмотрения двух подобных пря5 моугольных треугольников, катеты которых лежат на линиях Об, а гипотенузы образованы обрезом первой подвижной планки, видно, что псевдокоордината б в пять раз больше координаты 10 точки "б". Далее подводят начало отсчета О основной шкалы линейки к линии пересечения следующей точки С с осью Х и производят аналогичные построения ее псевдокоординаты. В слу- 15 чае К < 1 координаты псевдоточек строят rio аналогичной методике, Отличие при этом состоит лишь в использовании дополнительной шкалы с обратным направлением отсчета, Закон- 20 чив построение псевдокоординат всех точек маршрута, переходят к второму этапу.

Второй этап состоит в непосредственном определении маршрута по псевдокоординатам. Для этого используют прозрачный сектор с оцифрованными концентрическими pyraMH совместно с линейкой и поворотными планками.

Линейку выставляют как и при опре- 30 делении псевдокоординат точек маршрута вдоль оси Х. Далее освобождают фиксирующие элементы на обоих поворотных планках и полость штифта (являющуюся центром концентрических дуг) 35 совмещают с точкой, принятой за начальную (точка а). Перемещая сектор вокруг штифта, определяют ближайшую к центру псевдоточку маршрута. Через эту точку проходит дуга, харак- 40 теризующая изолинию наименьших затрат ° Для вычисления затрат на переход от точки, принятой за начальную, до ближайшей псевдоточки (называемой далее первой),необходимо зафик- 45 сировать номер N ближайшей к этой псевдоточке дуги и воспользоваться формулой (13).

Для определения последующей точки маршрута необходимо, сохраняя поло- 50 жение линейки неизменным, выставить полость штифта на первую точку и, перемещая сектор вокруг штифта, определить ближайшую псевдоточку маршрута, которая и будет второй на маршруте. Аналогично описанному определяют затраты на переход от первой к второй точке. Изложенные процедуры повторяют до прохождения всех точек.

Общие затраты для найденного маршрута определяют путем суммирования затрат d I; на каждом "переходе".

Если начальная точка маршрута не задана, то она может быть определена путем решения и раз (n — количество заданных точек маршрута) аналогичных задач вышеизложенным способом, принимая последовательно в качестве начальной точки каждую из точек, Суммируя при этом обшие затраты на каждом из маршрутов и сравнивая их между собой, можно выявить маршрут с наименьшими затратами и принять

его в качестве решения. При условии определения маршрута, затраты на который не превосходят заданной величины, процедура определения маршрута прекращается при выполнении этого условия, и он принимается в качестве решения.

Формула изобретения

Устройство для графического решения задач, содержащее линейку -с нанесенной шкалой, на которой расположен первый ползунок с фиксирующим элементом, на оси которого закреплена подвижная планка, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью унификации процедуры решения всего класса комбинаторных задач маршрутного типа, на одном. конце линейки расположена вторая поворотная планка с фиксирующим элементом, которая скреплена с первой планкой посредством свободно перемещающегося относительно выполненных в планках сквозных продольных пазов полого штифта, несущего на себе поворотный прозрачный сектор с оцифрованными концентрическими дугами, кроме того, линейка содержит дополнительную обратную шкалу и на одном конце лимб с градусной шкалой.

1472922

Фиа2

Составитель Г.Тимофеев

Техред Л.Олийнык Корректор Н. Король

Редакто р А. Лежнина

Заказ 1713/49 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета о изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для графического решения задач Устройство для графического решения задач Устройство для графического решения задач Устройство для графического решения задач Устройство для графического решения задач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники, может быть использовано в сельском хозяйстве, в лесном хозяйстве и лаобителЯми-селекционерами

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для механизации работ по определению основных технологических параметров трехкрасочного автотипного цветорепродукционного процесса

Изобретение относится к устройствам для решения геометрических и комбинаторных задач маршрутного типа

Изобретение относится к области устройств для решения балхшстических задач по определению параметров оптимальной траектории

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к определению сопротивления состава объектов (преимущественно однотипных) относительно среды, в которой и относительно которой он движется, в частности для определения счала судов, емкостей и т.д

Изобретение относится к вычислительным устройствам, в частности, к устройствам, позволяющим выбирать оптимальные созвездия астроориентиров и кеплеровских навигационных точек в любой точке маршрута потребителя и может быть использовано для отображения и анализа элементов звездной, баллистической, навигационной обстановки в процессе планирования работы астронавигационных приборов, при решении задач штурманской подготовки, а также при решении целого ряда практических задач сферической тригонометрии, сводящихся к решению сферических треугольников в азимутальных проекциях, в частности, при определении характеристик кинематических элементов орбитальных систем

Изобретение относится к аналоговым вычислительным устройствам с ручным управлением и может быть использовано для определения плановых значений экономических показателей

Изобретение относится к механическим цифровым вычислительным машинам и может быть использовано в качестве специального учебно-демонстрационного прибора

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано при определении основных технологических параметров трехкрасочного автотипного цветорепродукционного процесса
Наверх