Устройство для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины

 

Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение надежности путем устранения необходимости переключения тиристоров выпрямителя и инвертора с частотой тока возбуждения и уменьшение времени пуска путем увеличения среднего асинхронного момента. С этой целью в устройство для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины введены однофазный мостовой выпрямитель 5, вход которого соединен с выходом управляемого M -фазного мостового выпрямителя 1. Катодный выход выпрямителя 5 соединен с анодным входом управляемого M-фазного инвертора 3 через введенный дроссель 6. Катодный вход инвертора 3 связан через введенный дроссель 7 и датчик 9 тока с анодным выходом выпрямителя 5. К выходу выпрямителя подключен датчик 8 напряжения возбуждения и выводы обмотки 12 возбуждения. Выходы датчиков 8 и 9 соединены с соответствующими входами блока 11 поиска режима, выходами соединенного с входами систем 2, 4 управления выпрямителем 1 и инвертором 3. К входу системы 4 подключен выход регулятора 10 тока, на вход которого подается сигнал с выхода датчика 9. Регулирование асинхронного момента в асинхронном пуске осуществляется регулированием с помощью регулятора 10 угла управления инвертора 3. Выбором коэффициента передачи регулятора 10 осуществляется наиболее оптимальный закон регулирования угла управления инвертора 3. При достижении частоты скольжения, измеренной блоком 11, значения подсинхронной скорости по выходным сигналам блока 11 блокируется система 4, инвертор 3 закрывается, а система 2 подает сигнал, разрешающий формирование импульсов управления на выпрямитель 1. Выпрямитель 1 обеспечивает необходимый ток возбуждения для втягивания двигателя в синхронизм. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„! 48007З Д1 (pe у Н 02 Р 1/50

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4323583/24-07 (22) 26.08. 87 (46) 15.05. 89. Бюл. № 18 (71) Производственное объединение

"Уралэлектротяжмаш" им. В.И. Ленина и Производственное объединение "Сургуттрансгаз" (72) В.И. Гольмаков, А,Ф.Третьяков и В.Н.Тужилкин (53) 6-83:621.313.323 (088.8) (56) Патент CIIIA ¹ 4038589, кл. Н 02 Р 1/50, 1978.

Патент ФРГ . h- 1945801, кл, Н 02 P 1/50, 1974.

Авторское свидетельство СССР

¹ 247383, кл. Н 02 P 9/30, 1969. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АСИНХРОННОГО ПУСКА И РЕСИНХРОНИЗАЦИИ СИНХРОННОЙ MADIHHbI (57) Изобретение относится к электротехнике.Целью изобретения является повышение надежности путем устранения необходимости переключения тиристоров выпрямителя и инвертора с частотой тока возбуждения и уменьшение времени пуска путем увеличения среднего асинхронного момента. С этой целью в устройство для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины введены однофазный мостовой выпрямитель 5, вход которого соединен с вы- Я

1480073 ходом управляемого m"ôàçíoãî мостового выпрямителя 1. Катодный выход выпрямителя 5 соединен с анодным входом управляемого m-фазного инвертора 3 через введенный дроссель 6. Катодный вход инвертора 3 связан через введенный дроссель 7 и датчик 9 тока с анодным выходом выпрямителя 5. К выходу выпрямителя подключены датчики 8 напряжения возбуждения и выводы обмотки 12 возбуждения. Выходы датчиков 8 и 9 соединены с соответствующими входами блока 11 поиска режима, выходами соединенного с входами систем „2, 4 управления выпрямителем 1 и инвертором 3. К входу системы 4 подключен выход регулятора 10 тока, на вход которого подается сигнал с вы1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах возбуждения для электрических машин, преимущественно,для мощных синхронных двигателей.

Цель изобретения — повьппение надежности путем устранения необходимости переключения тиристоров выпрямителя и инвертора с частотой тока возбуждения и уменьшение времени пуска путем увеличения среднего асинхронного момента.

На чертеже приведена блок-схема устройства для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины.

Устройство содержит m-фазный управляемый выпрямитель 1 системой 2 управления, m-фазный управляемый мостовой инвертор 3 с системой 4 управления, однофазный мостовой выпрямитель 5 два дросселя 6 и 7, датчик 8 напряжения возбуждения, датчик 9 тока, регулятор 10 тока, блок 11 поиска режима.

-Выход выпрямителя 1 соединен с об-, моткой 12 возбуждения синхронного двигателя (ие показан), которая соединена также с входом однофаэного мостового выпрямителя 5 и датчиком 8 напряжения возбуждения. Катодная группа вентилей 13 выпрямителя 5 соехода датчика 9. Регулирование асинхронного момента в асинхронном пуске осуществляется регулированием с помощью регулятора 10 угла управления инвертора 3. Выбором коэффициента передачи регулятора 10 осуществляется наиболее оптимальный закон регулиро. вания угла управления инвертора 3.

При достижении частоток скольжения, .измеренной блоком 11, значения подсинхронной скорости по выходным сигналам блока 11 блокируется система 4, инвертор 3 закрывается, а система 2 подает сигнал, разрешающий формирование импульсов управления на выпрямитель 1. Выпрямитель 1 обеспечивает необходимый ток возбуждения для втягивания двигателя в синхронизм.1 ил.

2 динена с анодной группой тиристоров

14 мостового инвертора 3 через дрос: сель 6. Анодная группа вентилей 15 однофазного мостового выпрямителя 5

5 соединена с катодной группой тиристоров 16 мостового инвертора 3 через дроссель 7, Входы блока 11 поиска режима соединены с выходом датчика 9 тока и с выходом датчика 8 напряжения возбуждения, выходы блока 11 поиска режима соединены с входом системы 2 управления и с входом системы 4 управления.

Выход датчика 9 тока включен на вход регулятора 10 тока, выход которого соединен с входом системы 4 управления. Вход блока 11 поиска режима может быть соединен также с выходом датчика 17 положения выключателя статора синхронного двигателя (не пока.зан).

В исходном состоянии при отключенном выключателе статора синхронного двигателя, а следовательно, отсутствии сигналов на выходах датчика 8 напряжения, датчика 9 тока и датчика 17 положения блок 11 поиска режима формирует выходные сигналы, поступающие на входы систем 2 и .4 управления.

Причем на вход системы 2 управления поступает сигнал, запрещающий форми1480073 рование импульсов управления на тиристоры выпрямителя 1, а на вход сис темы 4 управления поступает сигнал, разрешающий формирование импульсов управления на тиристоры инвертора 3, обеспечивая готовность его работы для пуска синхронного двигателя.

При подаче питания на статор синхронного двигателя при асинхронном пуске наводится ток частоты скольжения в обмотке 12 возбуждения выпрямителем 5, чем обеспечивается надежная работа инвертора 3 не только на подсинхронной скорости ротора, но и при скольжениях ротора синхронного двигателя, близких к единице. Ток, наведенный в обмотке 12 возбуждения, протекает через вентили 13 выпрямителя

5, дроссель 6, тиристоры 14 инвертора 3, питающую сеть (U), тиристоры 16 инвертора 3, дроссель 7, датчик 9 то, ка, вентили 15 выпрямителя 5. Таким образом, энергия обмотки 12 возбуждения передается через выпрямитель 5 и инвертор 3 в питающую сеть (U) .

Система 2 управления выпрямителя 1 заблокирована сигналом с выхода блока

11 поискарежима ивыпрямитель 1 не ра.ботает, Дроссели 6 и 7 обеспечивают непрерывность тока инвертора 3 на период коммутации вентилей 13 и 15 выпрямителя 5 для устойчивой работы тиристоров 14 и 16 инвертора 3.

Начальная установка угла управления системы 4 управления инвертора 3 выбирается, как правило, близкой к

90 эл,град. (угол отсчитывается от точки естественного зажигания тиристоров). При протекании тока в выпрямителе 5 и инверторе 3 с датчика 9 тока через регулятор 10 тока на вход системы 4 управления поступает сигнал, суммирующийся с сигналом блока

11 поиска режима так, чтобы угол управления сдвигался в сторону предельных углов устойчивой работы инвертора 3, Таким образом осуществляется автоматическое изменение угла управления инвертора 3 от предельных углов в начале пуска до углов, близких к

90 эл. град., в конце пуска. Работа инвертора 3 с углом управления, рав55 ным 90 эл. град., эквивалентна замыканию обмотки 12 возбуждения накоротко, т.е. пуску синхронного двигателя с нулевым сопротивлением в цепи обмотки возбуждения, а увеличение угла управления инвертора 3 эквивалентно введению дополнительного сопротивления в цепь возбуждения. Выбором коэффициента передачи регулятора IO тока осуществляется наиболее оптимальный закон регулирования угла управления тиристоров инвертора 3 для обеспечения наибольшего среднего асинхронного момента, обусловленного обмоткой 12 возбуждения, при асинхронном пуске.

С выхода датчика 8 напряжения возбуждения на вход блока 11 поиска режима поступает напряжение частоты скольжения, которое измеряется блоком

ll поиска режима. При достижении частотой скольжения заданной подсинхронной величины блок 11 поиска режима подает на вход системы 4 управления сигнал, запрещающий формирование импульсов на тиристоры 14 и 16 инвертора 3, а на вход системы 2 управлениясигнал, разрешающий формирование импульсов управления на тиристоры выпрямителя 1.

В результате связь цепи обмотки 12 возбуждения с питающей сетью через инвертор 3 разрывается, необходимый для синхронизации синхронного двигателя постоянный ток от питающей сети через выпрямитель I поступает непосредственно к обмотке 12 возбуждения.

В случае выпадения синхронного двигателя из синхронизма наведенная

ЭДС частоты скольжения в обмотке 12 возбуждения превышает напряжение питающей сети, выпрямитель 1 запираетя, блок 11 поиска режима получает сигнал с датчика 8 напряжения и че- . рез систему 4 управления формирует импульсы управления на тиристоры 14 и 16, вводя в рабочий режим инвертор

3, а также дает сигнал на блокирование импульсов управления в системе 2 управления. При уменьшении частоты скольжения ротора до заданного значения ресинхронизация осуществляется аналогично режиму асинхронного пуска.

Описанное устройство позволяет обеспечить надежный асинхронный пуск и ресинхронизацию, сокращает время пуска за счет повышения среднего асинхронного момента, что особенно важно для мощных синхронных двигателей, когда неуспешный пуск или ре1480073 синхронизация двигателя приводят к значительному экономическому ущербу.

Формул а и з о б р е т ения

Составитель В.Тарасов

РедактоР А.МаковскаЯ ТехРед JI. Сердюкова - .

Корректор С,Шекмар

Заказ 2555/53 Тираж 551 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101

Устройство для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины, 1 содержащее m-фазный управляемый мос- товой выпрямитель, управляемый m-фазный мостовой инвертор, две системы управления, выходы которых соединены соответственно с управляющими входа" ми упомянутых выпрямителя и инвертора, одноименные входы управляемых выпрямителя и инвертора объединены и снабжены выводами для подключения к одноименным фазам питающей сети, выходы управляемого выпрямителя снабжены выводами для подключения к соответствующим выводам обмотки возбуждения синхронной машины и датчика напряжения возбуждения, датчик тока, блок поиска режима, входы которого соединены. с выходами датчиков тока и напряжения возбуждения, а выходыс входами систем управления, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с це- лью повышения надежности путем устра5 кения необходимости переключения тиристоров выпрямителя и инвертора с частотой тока возбуждения и уменьше-. ния времени пуска путем увеличения среднего асинхронного момента, введе1р ны однофаэный мостовой выпрямитель, два дросселя, регулятор тока, входные выводы однофазного мостового выпрямителя соединены с выходными выво. дами m-фазного управляемого мостово15 го выпрямителя, катодный выход однофазного мостового выпрямителя через один дроссель соединен с анодным входом m-фазного управляемого мостового инвертора, катодный вход которого через второй дроссель и датчик тока „ соединен с анодным выходом однофазного мостового выпрямителя, выход датчика тока подключен к входу регулятора тока, выходом соединенного с

25 входом системы управления упомянутого инвертора.

Устройство для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины Устройство для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины Устройство для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины Устройство для асинхронного пуска и ресинхронизации синхронной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, где требуется глубокое регулирование скорости, высокая перегрузочная способность, обеспечение тяжелого пуска из стопорного режима и эксплуатация в загрязненных, влажных и агрессивных средах (электрическая тяга, шахтные подъемные механизмы и др.)

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для возбуждения синхронных машин с преобразователем с двухсторонней проводимостью

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических двигателях переменного тока общепромышленного исполнения, работающих в длительном режиме с редкими пусками

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах управления пуском и синхронизацией синхронных машин, главным образом двигателя специальной конструкции

Изобретение относится к области электроники и может быть использовано в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах управления пуском синхронных двигателей специальной конструкции

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам управления синхронными двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления током возбуждения преимущественно электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления пуском синхронных двигателей, а более конкретно для синхронизации синхронных двигателей с двойной якорной обмоткой
Наверх