Устройство для обнаружения дефектов в обмотках якорей коллекторных электрических машин

 

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике, в частности к устройствам для испытания на электрическую прочность и обнаружение места дефектов изоляции в обмотках якорей коллекторных электрических машин. Цель изобретения -обеспечение автоматизации обнаружения дефектов в обмотках якоря. Высоковольтный электрод подает испытательное напряжение на ламель коллектора. Испытуемый якорь 3 начинает вращаться. При отсутствии витковых замыканий в катушках стрелка индикатора 45 колеблется в начале шкалы. При наличии дефекта стрелка индикатора 45 резко отклоняется. Для отыскания места дефекта каретка с датчиком автоматически перемещается вдоль пазовой и лобовой частей катушки. Место дефекта определяется по резкому уменьшению показаний индикатора 45. Испытуемый якорь 3 останавливается, датчик, закрепленный на каретке, останавливается над местом дефекта. Устройство снабжено системой приводов, концевых выключателей, системой управления. Изобретение обеспечивает автоматизацию отыскания места дефекта якорных катушек, в результате чего повышается производительность контроля. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (дд 4 G 01 R 31/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4258868/24-21 (22) 10.04.87 (46) 30.05.89. Бюл. № 20 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (72) Б. К. Савинков (53) 621.317.333.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1374155, кл. G Ol R 31/02, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ

ДЕФЕКТОВ В ОБМОТКАХ ЯКОРЕЙ КОЛЛ ЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и, в частности, к устройствам для испытания на электрическую прочность и обнаружение места дефектов изоляции в обмотках якорей коллекторных электрических машин. Цель изобретения — обеспечение автоматизации

ÄÄSUÄÄ 1483405

2 обнаружения дефектов в обмотках якоря.

Высоковольтный электрод подает испытательное напряжение на ла мель коллектора. Испытуемый якорь 3 начинает вращаться.

При отсутствии витковых замыканий в катушках стрелка индикатора 45 колеблется в начале шкалы. При наличии дефекта стрелка индикатора 45 резко отклоняется. Для отыскания места дефекта каретка с датчиком автоматически перемешается вдоль пазовой и лобовой частей катушки. Место дефекта определяется по резкому уменьшению показаний индикатора 45.

Испытуемый якорь 3 останавливается, датчик, закрепленный на каретке, останавливается над местом дефекта. Устройство снабжено системой приводов, концевых выключателей, системой управления. Изобретение обеспечивает автоматизацию отыскания места дефекта якорных катушек, в результате чего повышается производительность контроля. 4 ил.

1483405

30

40

50

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и предназначено для и с пыта н ия на электрическую проч ность и обнаружения места пробоя или межвитковых замыканий в обмотках якорей коллекторных электрических машин.

Цель изобретения — обеспечение автоматизации обнаружения дефектов в обмотках якоря, в результате чего повышается производительность контроля.

На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — вид А на фиг. 1; на фиг. 4 — принципиальная электрическая схема управления устройством.

Устройство состоит из опоры 1 с элекроприводом 2, служа шим для установки и вращения якоря 3.

Стойка 4 опоры 1 имеет возможность продольного перемещения относительно испытуемого якоря 3. Рама 5 одним концом жестко связана со стойкой 4, а другим концом опирается на направляющие 6 опоры 1 и также имеет возможность продольного перемещения.

На раме 5 размещены каретка 7, ходовой винт 8 с гайкой 9, два привода 10 и 11 и бесконтактные путевые выключатели 12—

17.

Ходовой винт 8 установлен в подшипниковых опорах 18. Один конец ходового винта 8 связан с приводом 10, а другой — с приводом 11.

Привод 10 содержит электродвигатель 19, редуктор 20 и электромагнитную муфту 21.

Привод ll представляет собой редуктор с двумя электромагнитными муфтами 22 и 23, обеспечивающими его реверсирование, кинематически, например цепной передачей 24, связанной с зубчатым колесом 25, размещенным на стойке 4. Зубчатое колесо имеет возможность вращения от втулки-шестерни 26, одеваемой на конец вала испытуемого якоря 3, имеющего возможность вращения от электропривода 2 опоры !.

Каретка 7 жестко связана с гайкой 9 и имеет возможность передвижения вдоль испытуемого якоря 3 по направляющим 27 рамы 5.

Бесконтактные путевые выключатели 12— ! 7 размещены на раме напротив концов лобовых и начала пазовых частей якорных катушек испытуемого якоря 3 и закреплены на планках 28.

Планки 28 имеют возможность регулирования местоположения вдоль испытуемого якоря 3 и фиксации винтами 29, Бесконтактные путевые выключатели 12— ! 7 электрически связаны с блоком управления 30.

Блок управления 30 включает в себя пускатели 31 и 32, обеспечивающие возможность реверсивного вращения электропривода 2, пускатели 33 и 34, обеспечивающие возможность реверсивного вращения двигателя 19 привода 10, реле 35 — 40 с одноименными контактами, соответственно электрически связанные с бесконтактными путевыми выключателями 12 — 17, реле 41, связанное с усилителем сигнала датчика 42 и реле управления 43 и 44.

Датчик 42 электрически. связан с индикатором 45 и закреплен в держателе 46, имеющем возможность регулирования местоположения в радиальном, относительно испытуемого якоря 3, направлении, Держатель 46 размещен на каретке 7 и имеет возможность взаимодействия с бесконтактными выключателями 12 — 17.

Устройство также содержит держатель 47 высоковольтного электрода 48, электрически связанного со шкафом испытательной аппаратуры 49 и ограждение 50.

На панели шкафа испытательной àïïàратуры 49 установлены индикатор 45, переключатель 51 режимов испытаний, кнопочные выключатели 52 — 61 и другие рукоятки управления.

Держатель 47 закреплен на оси редуктора 62, снабженного электромагнитной муфтой 63 и электромагнитным тормозом 64, и имеет возможность поворота соосно оси вращения испытуемого якоря 3.

Редуктор 62 установлен на опоре 1 и имеет возможность вращения от втулки-шестерни 65, размещенной на другом конце испытуемого якоря 3.

Устройство работает следующим образом.

На концы вала испытуемого якоря 3 на шпонках насаживают втулки-шестерни 26 и 65 и устанавливают его на опору 1. При этом втулка-шестерня 26 входит в зацепление с зубчатым колесом 25, а подвижное зубчатое колесо редуктора 62 вводят в зацепление с втулкой-шестерней 65, Переключатель 51 устанавливают в положение «Испытание». Кнопкой 60 включают привод 10, перемещая каретку 7 с датчиком 42 к коллектору испытуемого якоря 3.

Кнопкой 61 останавливают датчик 42 над обмоткой вблизи петушков.

Кнопкой 66 на опоре 1 отключают тормоз 64 держателя 47, устанавливают высоковольтный электрод 48 на коллекторную пластину на одной линии с датчиком 42 и опускают кнопку 66. Включают испытательную аппаратуру (не показана) и подают импульсное испь тательное напряжение на коллектор.

Кнопкой 54 включают пускатель 31 эл ектро п р и вода 2.

Испытуемый якорь 3 начинает вращаться. При этом поочередно испытываются катушки. При отсутствии BHTKQBblx замыканий в катушках стрелка индикатора 45 колеблется в начале шкалы. При наличии дефекта в соответствующей катушке стрелка индика1483405

20 формула изобретения

30

45

55 тора 45 резко отклоняется. Одновременно усиленный сигнал датчика 42 о наличии дефекта включает реле 41, которое отключает пускатель 32 электропривода 2 и испытуемый якорь 3 останавливается у дефектной катушки под датчиком 42.

Для отыскания места в катушке устанавливают переключатель 51 в положение

«Отыскание дефекта». Кнопкой 52 включают реле 44, при этом реле 41 включено. Реле 44 включает бесконтактные путевые выключатели !2 — 17, цепи управления пускателей 31—

34 и электромагнитных муфт 21, 22, 23 и 63. Держатель 46 датчика 42 воздействует на бесконтактный путевой выключатель 12 и включает реле 35, которое отключает бесконтактные путевые выключатели 16 и 17 и включает пускатель 31 электропри вода 2 и электромагнитную муфту 22 привода 11. Испытуемый якорь 3 начинает вращаться. От втулки-шестерни 65 через редуктор 62 в ту же сторону с синхронной скоростью вращается держатель 47 высоковольтного электрода 48. От втулки шестерни 26 через зубчатое колесо 25, цепную передачу 24 вращается ходовой винт 8 и перемещает каретку 7 с датчиком 42. За время поворота испытуемого якоря 3 от середины катушки до ее пазовой части датчик 42 проходит вдоль якоря от начала катушки до ее пазовой части. Таким образом датчик 42 перемещается над лобовой частью катушки.

При совмещении держателя 46датчика 42 с бесконтактным путевым выключателем 13 включается реле 36, в результате чего отключается пускатель 32 электропривода 2, включается пускатель 33 двигателя 19 и электромагнитная муфта 21 привода 10.

Вращение испытуемого якоря 3 при этом прекращается, а ходовой винт 8 продолжает вращаться от привода 10, перемещая каретку 7 с датчиком 42 вдоль пазовой части катушки.

При совмещении держателя 46 с бесконтактным выключателем 14 включается реле 37. При этом отключается пускатель 33 и электромагнитная муфта 21 привода 10 и включается пускатель 32 электропривода 2 и электромагнитная муфта 23 привода 11. При этом испытуемый якорь 3 вращается в обратную сторону, а каретка 7 с датчиком 42 продолжает перемещаться в том же направлении.

При совмещении держателя 46 с бесконтактным путевым выключателем 15 включает ся реле 38 и отключаются реле 35, 36 и 37; включается пускатель 32 электропривода 2 и электромагнитная муфта 22 привода 11. При этом испытуемый якорь 3 продолжает вращаться в том же направлении, а ходовой винт

8 меняет направление вращения и каретка 7

50 с датчиком 42 перемещается в обратном направлении. При совмещении держателя 46 с бесконтактным выключателем 16 испытуемый якорь 3 останавливается, а каретка 7 с датчиком 42 перемещается.

Далее процесс идет аналогично.

Место дефекта якорной катушки определяетсяя по резкому уменьшению показаний индикатора 45. Одновременно при снижении уровня сигнала датчика 42 реле 41 отключается и отключает реле 44. Испытуемый якорь 3 останавливается, и каретка 7 с датчиком 42 останавливается над местом дефекта катушки.

Аналогично проводятся испытания повышенным переменным напряжением и отыскание места пробоя. При этом все пластины коллектора шунтируются.

Изобретение обеспечивает автоматизацию отыскания места дефекта якорных катушек, в результате чего повышается производительность контроля.

Устройство для обнаружения дефектов в обмотках якорей коллекторных электрических машин, содержащее опору для установки испытуемого якоря с электроприводом для его вращения, одна из стоек которой имеет возможность продольного перемещения, ра му, ка ретку, установленную на раме с возможностью перемещения вдоль испытуемого якоря, держатель датчика, электрически соединенного с индикатором, имеющий возможность регулирования местоположения в радиальном направлении относительно испытуемого якоря, шкаф с испытательной аппаратурой, держатель высоковольтного электрода и ограждение, отличаюи1ееся тем, что, с целью обеспечения автоматизации обнаружения дефектов, оно снабжено двумя приводами, установленными на раме, ходовым винтом с гайкой, каждый из концов которого соединен соответственно с одним из указанных приводов, о.-.ин из которых кинематически соединен с приводом испытуемого якоря, блоком управления,бесконтактными путевыми выключателями, электрически соединенными с блоком управления, установленными на раме вдоль испытуемого якоря напротив концов лобовых и начала пазовых частей якорных катушек и имеющими возможность регулировки их расположения относительно испытуемого якоря, при этом держатель датчика закреплен на каретке, жестко связанной с гайкой, а держатель высоковольтного электрода закреплен на осн редуктора, соосной с осью испытуемого якоря, и имеет возможность вращения от привода испытуемого якоря.

A Вь".Л/

Составитель E. Березов

Редактор М. Андрушенко Техред И. Верес Корректор Т. Колб

Заказ 2828/44 Тираж 713 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для обнаружения дефектов в обмотках якорей коллекторных электрических машин Устройство для обнаружения дефектов в обмотках якорей коллекторных электрических машин Устройство для обнаружения дефектов в обмотках якорей коллекторных электрических машин Устройство для обнаружения дефектов в обмотках якорей коллекторных электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к обнаружению межвиткового замыкания, и является дополнительным изобретением к а.с

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля ротора

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к средствам контроля состояния изоляции трансформаторов.Цель изобретения - повьшение достоверности контроля

Изобретение относится к области электроизмерительной техники и может быть использовано при контроле межвитковой изоляции и обнаружении замыканий в обмотке асинхронных электрических машин

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для обнаружения межвитковьк замыканий при испытаниях витковой изоляции обмоток якорей коллекторных электрических машин

Изобретение относится к области электроиспытйтельной техники

Изобретение относится к электроиспытательной технике

Изобретение относится к электроизмерительной технике и позволяет повысить точность испытания междувитковой изоляции обмоток электрических машина В устройстве испытание электричеслой прочности междувитковой изоляции обмоток производится коммутационными импульсами

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля пра вильности укладки обмоток электрических машин

Изобретение относится к измерению электрических переменных величин, в частности к способу определения полярности выводов обмоток встроенных трансформаторов тока при монтаже и наладке силовых трансформаторов и автотрансформаторов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в устройствах для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю технического состояния силовых трансформаторов, и может быть использовано при диагностировании повреждений обмоток, вызванных воздействием токов короткого замыкания

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения групп соединения обмоток трехфазного трансформатора

Изобретение относится к электрическим измерениям, в частности к измерениям сопротивления постоянному току обмоток силового трехфазного трансформатора, соединенных в звезду и выведенной на корпус нейтралью

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для испытания силовых трансформаторов во время пуско-наладочных и профилактических работ, а также при комплексном их обследовании
Наверх