Станок для намотки якорей

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении якорей электрических машин. Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение производительности. Для этого в формообразующих элементах 23 и 24, связанных посредством траверсы 22 с шаблоном 21 и расположенных над держателями лобовых частей якоря, выполнены вырезы 45 и 46, поверхности которых эквидистантны поверхности якоря. Длина вырезов равна произведению диаметра обмоточного провода на число витков, наматываемой секции, а глубина не более двух диаметров обмоточного провода. 9 ил.

(;1) 4 Н 02 К 15/08

1 6Г!Е6

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A8TOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ.> йЪ > > °

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

1., Чф-; РЕСПУБЛИХ ч

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4281395! 24-07 (22) 13.07.87 (46) 15.07.89. Вюл. 1 26 (71) Всесоюзный нлучно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии злеKòpîмл)линo строения (72) В.Ф.Слмлрчанц, А,I1.Пашков, В.11,8ерибиский и В,I1) ° Bp>II нко (53) 621.318 ° 44 (088.8) (56) Лвторское свидс тельство СССР

1339781, 1985.

11атент СШЛ Р 4320564, кл. 29-33, 1982. (54) СТЛИОК Д 1Я НЛ110ТКИ ЯКОР1,Г1 (57) Изобретение относится к злс кт„.,SU„„1494145 А 1

? ротехнике и может быть vcnoJIbëîíàíî при изготовлении якорей электрических

MëIIIIIII. Пенью изобретения является упрмцение конструкции и повьппение п1)оизводитель ности. Для этого в Аор мообрлзующих элементах 23 и 24, связл) ных посредством трлверсы 22 с пглблоном 21 и расположенных над держателями лс бовых члстей якоря, выполнены выре3bl 45 и 46, поверхности которых эквидистант сы поверхности лксря. Длина вырезов рлвна произведеIlIfII диаметра обмоточного проводл нл число витков на;.лтывлемой секции, а глубннл — более двух лилметров обмоточного провода. 9 ил.

149414

45

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при изготовлении якорей электрических машин. 5

Целью изобретения являются упрощение конструкции и повышение производительности.

Нл фиг.1 изображен общий вид станка для намотки якоря; на фиг.2 — раэ- 10 реэ А-Л на фиг.1; на фиг.3 — разрез

Б-Б на фиг.1; нл фиг,4 — разрез В-В на фиг.3; на фиг.5 — разрез Г-Г на фиг.1; на фиг.6 (л, б, в, r) — расположение формообрлзующих элементов и лобовой части первой намотанной катушки; нл фиг.7 (л, б, в) — то же,,перед намоткой второй катушки; нл фиг,8 (;l б, в) — образование и размещение лобовой части второй и последующих катушек; нл фиг,9 — развертка лобовой части обмотки.

Станок для намотки якорей (фиг.1) содержит станину 1, нлмоточную гo

25 ловку 2 с проводоводителем 3, приводом 4 и намоточным шаблоном 5, механизм 6 lIoDopoTA и фиксации якоря, механизм 7 укладки выводных концов катушек и смоточное устройство 8.

Нлмоточная головка 2 (фиг.?) смонтирована нл неподвижных плитах 9 и 10.

Проводоводитель 3 неподвижно установлен на вллу 11, Вал 12 связан с взлом 11 зубчатой передачей, а с приводом 4 клиноременной передачей

13. Концентрично с. валом 11 в опорлх качения установлены валы 14 и

15, связанные через подвижные корпу» са 16 и 17 с приводами 18 и 19, жестко устлноpïåííûìè нл плите 9 и кронштейне 20.

Свободный конец вллл 14 (фиг.3, 4) жестко связан с центральным шаблоном

21, л свободный конеll, нала 15 cosI злн с трлверсой 22, на которой закреплены периферийные формообрлзующие элементы 23, 24. Трлверса 22 с формообразующими элементами 23, 24 установлена подвижно относительно центрального шлблонл 21 на направляющих элементах 25, 26.

Фикслция вллл 14 с центральным шаблоном 21 в угловом направлении выполняется механизмом 27 фиксации шаблона (фиг,2), Фиксация трлверсы

?2 с формообразующими элементами

23, 24 относитель;и центрального

4 шаблона 21 осуществляется направляющими элементами 25, 26.

Подвижные корпуса 16 и 17 установлены с возможностью вращения вокруг оси нала 15 синхронно с проводоводителем 3. Корпус 16 — эа счет зубчлтой передачи от вала 12, л корпус 17 — зл счет штырей 28, 29, установленных жестко в корпусе 16 и подвижно в отверстиях корпуса 17.

Центральный шаблон 21 (фиг.3) имеет длину, равную длине магнитопроводл, и установлен в крайнем нижнем положении привода 18 таким образом, что направляющие кромки 30, 31 размещаются внутри щелей 32, 33 и защищают обмоточный провод 34 от повреждения при нлмотке. Нлружнь1е крля щелей 32 и 33 закрыты при намотке козырьками 35, 36 с приводлми (не показаны).

Механизм сталкивания (фиг.3) предстлвляет собой синусный механизм с приводом от косой шайбы 37, установленной нл валу 11. Косая шайба 37 через систему рычагов связана с толкателями 38, 39 через пружинные компенсаторы 40,41 ° Толкатели 38, 39 совершают возвратно-поступательные перемещения вдоль плоскостей центрального шаблона 21.

Плоскости перемещений толкателей совпадают с плоскостями симметрии тех пазов магнитопровода, в которые укладывается обмотка. В крайнем нижнем

1 положении (фиг.3) толкатель 38 не доходит до дна паза магнитопровода на несколько миллиметров при разжатой пружине компенсатора 41. В крайнем верхнем положении толкатель 39 поднимается выше плоскости намотки, определяемой положением фильеры 42 проводоводителя 3, и обеспечивает укладку провода 34 на поверхность центрального шаблона 21 (фиг.5) ° При сжатых пружинах компенсаторов 40, 41 в крайнем нижнем положении толкатели

38 и 39 расположены на 2-3 мм ниже шлица млгнитопроводл.

Формозбразующие элементы 23 и 24 (фиг.4, 5) расположены над держателями лобовых частей якоря и имеют выступы 43 и 44 на поверхностях 45 и 46, обращенных к оси якоря, Поверхности 45 и 46 эквидистлнтны обращенным к HHM поверхностям якоря.

Высora выступов 43 и 44 составляет

I 4 14 14

<»>но(,>,ц) (ь х 1>1„> "l(!i < 1> обм(>1 <» -НЫХ ItP<>11с>.((> (IО ((РPX EI О(Г >(в

МИ Н> р Г Э ОЛ » 1: -> 6 ll О О ОTВ Г Г(. Т13 "с>>(1>1!>(И держат(11)(((и,(: б< I3(,.х чл< тс ll им< (:Tcf( рлнномер>I!1!I ".л", р !(п(р((!<о((, рлннои ньн оте икту::.. 4, 44, . It 4 > 1 1(ль оси якоря — не

ИЕНС Р НЕЛ(((". I! (, P, t(II< и 1,> ИЭГ>ЕДс 11!ii)

ДНЛМЕтРЛ 11 И: .-:; ТЫНЛ ай О k(,lffr!.

Из при((ел (!и(fx (о ть"!!<.!Illй (енидно (T(> ооъс-i: (3ь(р Р:3 11 <1>о IoACipл— э ующих э.l(k(((f он .". 3 if .".4 (; ) Г:1 ыш;>(. т объем лобов. и (лети кл .. «>!.

Привод 19 терс Il(lil 1, и трл 3ерсу

22 прижимлет EIE>(«<@IIII -)3 > 44 ф< рмооб— рлэующих эл(ме <тс 23 и 2 (к Eteрж телям лобовt lс г(-„, Станок раб т ((т "", 1- .. ">(1(1,! oC— разом. (3GpaEi7 Е> I;„3(!«(,fi(я:<а)»<-т.- лв;и л— ет<я и Ликci!1!.е сл )1, ..», Г>)- и (>c ном наг>ран((е((и((с (.. (од(.1»," t . !>!эма 6 поьоротл и (>1::;с л> >(и >iêoI) <: . Пни эт,)м магнит()прс>на 1 рл(.;(гл("1 ">; пол 1>

p;1J7I> kIhf) i>I 7c; 1< >н i> 2 1, а Iië (j(ко(I l,! (.! Ili метрии и;() i, Iг пл; лl<)T С 1(ЛО О (> (.,ii(i(; !i! 3 i (i>i !> (i(! ТО!11 (1 телей 38; . .9. 1 р н )и 34«от с Г тсчноГО )j I Нс p (J>НГ ГC Я К НЛМО та (ной а (о;31> 2,,7e чсрс э корпуса

16 и 17, гг; ipl 78 If нал 1 1(xаднт н фильсры 42 Ii, ц г >.н т.,tk(J °

П;)И 1 l .. 1v rt (. .>3)(:I C 7 (i:.:. 7 !3 с> ()ТОМ(! I I lческом ре)3 и(!.: 1-.)1!!>ол 19 и(.Ä)(ме(:ает с нлзлннун) c им ((р е! .;..л 1 5 трлн Рр су 22 с ((>ар(»бр 1 ующи«.! эл((. нтлми

23 и 24 да теx 1>ор, гк>;-л «ь(тсу!!11 43

44 oli",е, Ef l,с rl il;1 с(о!1(,;xi:. е г(f ïep-! ((ATf>Jf(1. .<»)(>о!(! (x (;l! т(11 ((>l!г 6л), IIT)1! нод 18 tli I: ",: ща. 1> !р((»(>>< е !(It»!(f)e положе>!и(нн 3->, вгй с 1!иь: .1 > грлль«(1>н(шл<).(()1<, 1. t..!> !i>1>ки 3 > .1 6 1(ереt(e(цяют s1 н э(l« i)! 1 ;< ((>(; (>. k "и l,(с H а ими (7pfft.< -(ми (нР 11<)г;>:.(!>(!) . I:ðè вк" >"(е(:, а 4 (>р:<1.;(ни<. >Рре:3

KJ11! ((op< ((ll! i с к> "p Г, сi > у I ) flep Рдсl (.т ся нлл I . рпу " С и 1<:>л 11 приI3<) JIE(TC Л li i 1! н .. <>1!!i i > (1 !) 11(e I I 1f()((»p eэ

1>;б !л с >-, Р по(>(ч;1>1;(,>1 1<(>.1;3 1, 1(орпус 17 — чс:р(-э 1:(ть(р (28, 79. 1 ехлt(и )м 27 (t> кc лини шлбл, tt,7 Аиксifрует влл 14 с (f t(òð7!(I,t(t ttf шаблоном 21 в уг 7о(3ам !!;(прлн.>! нlнi, Косая шайб>л (7 11(>((с р(>I>IIñ по(!нимлет толглтс. и IH ll 39 н: t(I>(«f(ук:17E(ки про>(о 1;1 >4 ф(гl; р.»i 42 lii с(>от НЕТСтЛУl< Ь<)о ГН,> 1>ТР:1:Ih!I()i шаблона 21 !f си(уcK>lf т толкате!Ikt нос.>!е укллдки прана.>л 34 ((<)иг.3) .

Контур, нл к<тарый укладывается провод 37> фильерой (2, представлен

5 нл фиг.5 tf Elpeдстлллнет собой чередующиеся поверхности центрального шлблонл 21 и формаоб>рлзующих элементов 23 и 24. Пс ; д йстнием силы натяжеги(я прс вода 34, а также толклтелей 38 и 39 пернь(й виток пров<)да

3 > по мере проноротл фильера 42 соскальзывает по направляющим кромкам

30 и 31 н илзы млгннтопронодл

15 ((1)1:г. 3) и э лтя гид", е Tcÿ на выступах >3 и 44 в зазоре !ежду держателями лобовых члсTei(» ((онерхностями вырезс н 45 и >6 формос брлзующих элеМЕНтав 23 И ?4 ((k>III 4, 6Л) . ПОСЛЕ20 дующие витки проводя образуют лобоE3h1e части катушки, расположенные р:.нномерt(o слоем один-дна провода н эяэорс q между поверхностями 45 и 46 и поверхностями держателей лобовых члстей. >(1(!инл лобовых частей ндоль оси якоря не превышает длин поверхностей 45 и 46.

Тлкик! образом, нлматанная катушка в пазовых частях приж(смается ка

30 *;«y плэон стллкинлтелями витков, а н лобовых частях рлсполлгается макЕИМЛЛЬНа б>11(э«О К С СИ МЛГНИталранадл и формируется н объeMRx сооТВеТс т Вующих нь(р ел а н p7 t> t(o(f ep»bm слоем т:)лщиной в один-днл провода (фиг. 6б н> г) . При этом л<>бовля часть катушки не перекрыс<яет незлполненную зону с(чения плэан маг(11!Т<)((ранадл.

После окончания намотки клтушки

40 пранодонагитель 3 останавливается и м(хлниэм 7 ук:(алки выводных.канцон

«лтушек разводит выводные концы катушки по каллектс рным пластинам.

Затем с помощью приводов 18 и 19

45 центральный шлблан 21 и траверса 22 с формос>брлзую(((и(и элементами 23 и

24 паднимлютсн н 1(c .(Г) ill(oe положение.

Следует отмс тить, (то после отвода формообразующих элементов 23 и ?4 лобовые части катушек сохраня-. ют свое положение.

Козырьки 35 и 36 атно;(ятся. Мехлнизм 6 понорс тл и h(IKc ÿöèè якоря выполняет программ thtit поворот и фиксацию якоря н новом угловом положении, козырьки 3 .) и 36 закрываются.

II(нтрл!(ь!((III !1!л(>.>он 2 1 H трлнерсса

27 с

7 1494145 8 и 24 опускаются. При этом центральный шаблон 21 с направляющими кромками 30 и 31 занимает крайнее нижнее положение (как и в описанном цикле), а Аормообразующие элементы 23 и 24 опускаются дп упора выступов 43 и 44 в лобовые части реже намотанной катушки, прижимая их к обмоткодержателю (фиг,7 а, б), а между лобовыми частлльн ранее намотанной катушки и обращенными к ним поверхностями 45 и 46 образуется зазор с1, равный высоте выступов 43 и 44. Усилие, развиваемое приводом 19, ограничено и исключает вдавливание выступов 43 и 44 в лобовые части ранее намотанных катушек

Для HBMnTKlt следующей катушки созданы те же начальные условия, что и для намотки первой.

При намотке следующей катушки, например, в соседние пазы магнитопровода обмоточный провод 34 укладывается фильерой 42 на поверхности центрального шаблона 21 и Аормообразующих элементов 23 и 24, Под действием силы натяжения провода 34 и толкателей 38 и 39 провод 34 укладывается в пазовых частях на дно пазов, а в лобовых частях — в зазор о между .лобовой частью ранее намотанной катушки и поверхностями 45 и 46 (фиг.йа), По мере намотки катушки провод 34 заполняет зазор а равномерно слоем в один-два провода. Длина лобовых частей не превышает длин поверхностей 45 и 46 (фиг.8в). Из фиг.8б (вид .на лобовую часть со

40 стороны держателя лобовых частей) видно, что лобовая часть вновь намотанной катушки раскладывается по лобовой части ранее намотанной катушки, 45 создавая упорядоченную раскладку лобовых частей вдоль оси якоря, Очевидно, что и в этом случае лобовая часть катушки не перекрывает незаполненную зону сечения пазов магнитопровода.

По окончании намотки. катушки выполняются описанные операции разведения выводных концов катушек по коллекторным пластинам, подъем шаблонов, поворот и Аиксация якоря и

55 опускание шаблонов. При этом центральный шаблон 21 с направляющими кромками 30 и 31 вновь занимает крайнее нижнее положение, а Аормообразующце элементы 23 и 24 опускаются до упора выступов 43 и 44 в лобовые части последней катушки, прижимая ее к обмоткодержателю (Аиг.7а, б).

Пазор д для размещения лобовых частей следующей катушки образован между ",.oáoò ütMè частями ранее уложенной катушки и поверхностями 45 и 46 формообразующих элементов 23 и 24.

При намотке последующих катушек обмотки по мере заполнения пазов магнитопровода толкатели 38 и 39 опускаются г, крайние нижние положения на меньшую глубину, уплотняя обмотку в пазовых .частях за счет сжатия пружинных компснсаторсв 40 и 41, Форл1ообразукн ие эпементы 23 и 24, раскладывая лобовые части описанным образом, также удаляются от оси магнитопронода в положениях намотки катушек, »о при намотке любой катушки лобовые части не перекрывают незаполненную ttpoBopoM зону сечения пазов чагнитопровола.

Лобовая часть готогой обмотки якоps. представлена развертке на фиг.9. Она состоит из упорядочено уложенных одна на другую лобовых частей отдельных катушек, каждая из которых разложена вдоль оси якоря слоем в один-два провода.

Использование предлагаемого станка для изготовления якорей электрических машин позволяет упростить конструкцию благодаря принудительному расположению витков в лобовых частях катушек, что позволяет в процессе намотки отводить лобовые части из во ы сечения пазов якоря без дополнительных формующих приспособлений и повысить производительность станка для намотки якорей в результате устранения цикловых операций вертикального и горизонтал»ного подвода Аор мующих приспособлений.

Ф о р м у л а и з о б р е т е и и я

Станок для намотки якорей, содержащий станину, шаблон с подвижными формообразующими элементами, на поверхности которь.х, обращенной в сторону устамовки якоря, выполнены вырезы, проводоводитель с приводом и механизм поворота якоря, о т л и ч а ю шийся тем, -tTo с целью

1496145

1г1 упрощения конструкции и лоньпнения производительности, вырезы формообразующих элементов выполнены длиной, равной произведению диаметра обмоточного провода на число витков наматываемой секции, и глубиной — IIL более двух диаметров сбмоточиого провода, при этом поверхность выреза эквидистантна поверхности якоря.

1 li94I 5

11 Д

В

Фаг. 3 дд д4

1494145

43 (юЧ

1494145

Фиг.д

Составитель И.Белля

Техред Л.Кравчук

Редактор ).Спесивых

Корректор H.Êîðîëü

Злклэ 41?4/5? Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитетл по илобретепиям и открытиям при ГКНТ СССР

1130.35, Москва, Ж-35, Рлу1яская нлб., д. 4/5

Произво" ñ.твенно-илдл г."Ihr кий комедии»т "Нл гент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 1П1

Станок для намотки якорей Станок для намотки якорей Станок для намотки якорей Станок для намотки якорей Станок для намотки якорей Станок для намотки якорей Станок для намотки якорей Станок для намотки якорей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промьшшенности

Изобретение относится к электромашиностроению и м.бо использовано для изготовления электрических машин Цель изобретения - улучшение качества изделия путем повьшения коэффициентов заполнения пазов и лобовых частей

Изобретение относится к электротехнике , а именно к оборудованию для изготовления электрических машин, и может быть использовано в электротехнической, радиотехнической, электронной и других отраслях промышленности при изготовления обмоток статоров асинхронных, шаговых двигателей и микромашин общепромышленного применения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для намотки и укладки электрических катушек в пазы статора, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к технологическому оборудованию для намотки статоров электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к техиологическому оборудованию для изготовления электрических машин, является развитием технического решения по авт

Изобретение относится к технологическому оборудованию для производства электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности

Изобретение относится к электротехнике, касается выполнения электрических машин переменного тока и может быть использовано в гребных электродвигателях, двигателях приводов водяных насосов, гидрогенераторах и тому подобных устройствах, особенно размещенных в ограниченных габаритах, например в подводных капсулах

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения вращающихся электрических машин с осевым охлаждением, которые прежде всего предназначены для работы на электростанциях и производства электроэнергии

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вращающимся электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вращающимся электрическим машинам

Изобретение относится к области электротехники и тяжелого машиностроения
Наверх