Патент ссср 158825

 

Взамен ранее изданного № 158825

Класс С 04b; 80b, 251а

СССР

ОГ1ИО НИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа № 26б

О. Л. Фиговский и В. Г. Майдель

БИТУМ

Заявлено 28 апреля 1962 г. за K. 776646/23-5 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» М 22 за 1963 г.

Известен битум для дорожных и других покрытий, основным ингредиентом которого является нефтяной битум марок БН-IV и БН-V.

С целью улучшения реологических свойств, повышения водостойкости и стойкости к старению, в состав предложенного битума вводят

3 — 5,5а/р ненасыщенной полиэфирной смолы (например, МГФ-9, ПДЭА-V) и до 1,5а/а от веса битума поверхностно-активной добавки (например, винилпиридин) .

При введении в нефтяной битум ненасыщенной полиэфирной смолы некоторое ее количество реагирует с непредельными соединениями (особенно ряда кумарона и индена), а также с нестабильными гетероциклическими соединениями битума, образуя трехмерную структуру полимера. Это препятствует образованию пространственных связей между компонентами — битум долго не стареет.

Мономер винилового ряда, содержащий активные группы (например, винилпиридин), применяют 3 случае, когда в составе битума нет достаточного количества активных групп (типа AH, ОН и др.), что препятствует высокой адгезии вяжущего к минеральной части асфальтового бетона. Поэтому добавка такого компонента необязательна, его можно заменить каким-либо другим реакционноспособным активатором (например, фурфуролом, акризолом и др.).

В таблице приведены результаты испытаний компаундированного дорожного битума, предусмотренные ГОСТом 1344-52 для битумов следующего состава: 1) 95>/< битума и 5>/р полиэфира; 2) 95>/в битума, 4% полиэфира и 1о/а винилпиридина. В скобках указаны требования, предъявляемые ГОСТом 1544-52 к битуму БН-III-V. № 158825

С о с т а в

Данные испытания

77 (41 — 80) Не определено

52 (50) 654 (400) 217 (20) 80 (41 — 80)

) 2(5)

54(53)

672 (400)

249 (20) Пенетрация, 25 С

0 С

Температура размягчения, С

Дуктильность при 20 С

0 С

Потеря в весе при 160 С за 5 ча, ОР

Растворимость в бензоле, Температура вспышки, С

Вязкость абсолютная при — 25 С коэффициент динамической вязкости в интервале температур от + 50 до — 25 С

Старение (после 100 час испытания) по потере эластичности, о! по изменении растворимости в диоксане, %

Адгезия к кварцу полимолекулярного слоя, г/мм по методу СоюздорНИИ, балл

0,8 (1,0)

98,4 (98,0)

205 (200) 0,7 (1,0) 98,3 (98,0) 215 (200) 1,4

1,2

0,85

0,82

4,5

12,0

6,5

Предмет изобретения

Битум для дорожного строительства и других покрытий, основным ингредиентом которого является нефтяной битум марок БН-IV и БН-V, отличаюи(ийся тем, что, с целью улучшения реологических свойств, повышения водостойкости и стойкости к старению, в состав битума введены ненасыщенная полиэфирная смола (например, МГФ-9, ПДЭА-V и др.) в количестве 3 — 5,5% и поверхностно-активная добавка (например, винилпиридин) до 1,5% от веса битума.

Как видно из таблицы, предлагаемый компаундированный битум обладает хорошими реологическими свойствами при отрицательных температурах, достаточно теплостоек, старению подвержен слабо; активные группы полиэфира и особенно винилгвого мономера обеспечивают хорошую адгезию к большинству минералов (в том числе к монтмориллониту и каолиниту).

Асфальтобетон (песчаный) оптимального состава на предлагаемом компаундированном битуме отличается от известных высокой водо- и теплостойкостью.

Предлагаемый битум можно успешно применять для устройства дорожных покрытий методом пропитки. В частности, им можно укреплять грунты с повышенным содержанием глинистых минералов. Для укрепления тяжелых суглинистых грунтов в состав битума целесообразно вводить смесь (1,8: 1) фурфурола и анилина — 2 — 2,5% от веса битума или карбамидную смолу типа «Крепитель М» с кислым отвердителем (2 — 2,5р р от веса битума).

Битум можно применять для гидроизоляции сооружений, так как он обладает повышенной водостойкостью. Однако в этом случае, с целью сохранения его теплостойкости, количество полимерной добавки в нем не должно превышать 2%.

Патент ссср 158825 Патент ссср 158825 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к получению строительных материалов, а именно, к использованию поверхностно-активных веществ (ПАВ) для улучшения адгезии битума к кислым горным породам

Изобретение относится к области дорожного строительства, в частности к составам материалов конструктивных слоев дорожных одежд, и предназначено для использования при строительстве автомобильных дорог для устройства морозозащитных слоев, изолирующих прослоек, верхних и нижних слоев оснований под усовершенствованные облегченные и переходные типы покрытий, нижних слоев оснований под цементобетонные и асфальтобетонные покрытия, для устройства покрытий на временных автомобильных дорогах

Изобретение относится к производству асфальтобетонных смесей для дорожных и гидротехнических покрытий, а также для устройства стяжек полов в промышленных зданиях и складских помещениях, плоской кровли

Изобретение относится к способам приготовления комплексных пластифицирующе-уплотняющих добавок для строительных смесей, способствующих улучшению таких свойств как повышение подвижности, кольматация пор бетона, снижение водопоглощения и водопроницаемости, снижение расслаиваемости и улучшение перекачиваемости

Изобретение относится к битумным композициям, используемым в качестве изолирующего и герметизирующего материала при заливке кабельных муфт

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд

Изобретение относится к получению битумных композиций для дорожного строительства, кровельных материалов и гидроизоляции
Наверх