Учебный прибор по физике

 

Изобретение относится к учебным приборам по физике, в частности к приборам для выявления и устранения у учащихся ошибок в понимании законов сложения движений тела, состоящих из движения под действием силы тяжести и поступательного горизонтального движения. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей прибора. Учебный прибор по физике содержит доску с направляющими, на которой расположен электродвигатель с редуктором, на валу которого установлен шкив, связанный гибким элементом с концом направляющих, ступенчатый диск, свободно установленный на валу, и средство для сцепления его с валом. При этом ступени диска образуют спиральную канавку, радиус которой возрастает по квадратичному закону, а шнур с грузом закреплен в этой канавке. На нижнем краю доски укреплена мишень, в которую должен попасть груз. 2 ил.

СОЮЗ 1111ь1 НИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ÄÄSUÄÄ 1517057 (51) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ.А,:; i,.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4359369/31-12 (22) 05,01,88 (46) 23, 10,89, Б1ол. N 39 (71) - Омск1ьй государственный университет (72) И.Л,Блесман, А,Н.Закутаев и Л,Л,Люзе (53) 535.08(088.8) (56) Совершенствование процесса обу— чения физике в средней школе ° — Челябинск, вып, 5, 1978, с. 77-8!, (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ (57) Изобретение относится к учебным приборам по физике, в частности к приборам для выявления и устра»е»»я у учащихся ошибок в понимании законов сложения движений тела, состоящих из движения »од действием силн тяжести

Изобретение относится к учебш1м приборам по физике, в частности к IIp»борам для ныянлени» и устра»ения у учащихся ошибок н пон11ма»»1» зако»ов сложения движений тела,,состоящ11х .1з движения под действием силы тяжести и поступательного гор1»зонтал».»o1о движения.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей прибора, На фиг. 1 изображен прибор, общий вид; на фиг, 2 — взаимное расположение шкивов и тормоза °

Прибор состоит из доски 1 с горизонталь»ыми»аправляющими 2, уста»овленного на»и:» ээллееккттррооддвв1и»ггааттеелля 3 с редуктором, на вачу 4 которого устаи поступательного горизонтального движения ° Цел11о изобрет(»ия яв lяется расширение дидактических возможностей прибора. Учебный прибор по физике со— держит доску с направляющими, на которой расположен электродн»гатель с редуктором, на валу которого установлен шкин связанный гибким элементом с концом»аправляюс»1»х, ступе»чатый диск, свободно установленный на валу, и средство для сце1ше1»1»я его с валом.

При этом ступени диска образуют спиральную кан анку, рад1»ус которой воз— растает по квадрат:»чному э ако»у, а шнур с грузом закре»лен в этой ка»авке. На нижнем краю доски укрепле»а мишень, в которую должен попасть груз

1 з ° и. ф-лы, 2 ил ° новлен шкив 5> связанный гибким элементом 6 с концом направлякщ»»х, ступенчатый диск 7, свободно установленЭеиб ный на валу 4 и средство для сцепле- 3 ния его с валом. При этом ступенчатый 1 ) диск 7 имеет спиральную канавку 8, ЯД радиус которой возрастает по квадратичному закону, а шнур с грузом 9 закреплен в этой канавке, Средство для сцепления ступенчатого диска с валом содержит фрикционную муфту 10, сняв зь1вающую между собой диск и шкив, е выступ 11 по валу 1, в который упирается ступенчатый диск 7, тормоз 12 задания момента начала вращения, электромагнит 13 управления тормозом с кнопочным выключателем 14 ° На нижнем краю доски 1 укреплена мишень 15, в котору1о долже1» попасть груз 9, 1517057

20

С указанным прибором работают следующим образом.

При включении электродвигателя груз начинает двигаться в горизонтальном направлении, На доске имеется

5 мишень. Перед учащимся ставится задачаа включить диск 7 таким образом, чтобы груз попал в мишень.

Если учащийся основывается на ньютоновской механике, то он должен учесть, что груз будет двигаться по параболе, следовательно, груз надо привести в движение перед мишенью, учитывая скорость горизонтального движения, Часть учащихся, основываясь на житейских представлениях, связанных с ложным зрительным восприятием, пытается отпустить груз непосредственно над мишенью, считая что груз будет падать вертикально вниз, а некоторые даже отпускают груз после прохождения мишени, считая, что груз будет падать назад, Повторяя опыт, учащие- 25 ся находят правильньп» ответ, опровергающий их неверные представления и псдтверждающий правильность ньютоновской механики °

Пспользование диска с переменным диаметром позволяет замедлить падение груза для большей наглядности опыта, Квадратичная зависимость радиуса диска соответствует квадратичному изменению высоты падающего тела Н = gt /2. формулаизобретения

1. Учебный прибор по физике, содержащий доску с горизонтальными направляющими > электродвигатель с редуктором, на валу которого установлен шкив, связанный гибким элементом с концом направляющих, и шнур с грузом, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, он имеет ступенчатый диск, свободно установленный на валу электродвигателя, и средства для сцепления его с валом, при этом ступени диска образуют спиральную канавку, радиус которой непрерывно возрастает по квадратичному закону, а шнур с грузом закреплен в этой канавке.

2, Прибор по п, 1, о т л и ч а юшийся тем, что средство для сцепления ступенчатого диска с валом состоит из тормоза задания момента начала вращения, электромагнита управления тормозом с кнопочным выключателем и фрикционной муфты, связы- . вающей между собой шкив и диск.

151 7057

Тираж 469

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор В, Бу гренко ва

Заказ 6395/53

Составитель М,Коноваленко

Техред А. Кравчук Корректор М,Максимишинец

Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике Учебный прибор по физике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет изучать, например, в курсе сопротивления материалов характер изменения напряжений, возникающих внутри круглого закручиваемого стержня в зависимости от ориентации в нем элементарного объема

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано для демонстрации взаимодействия твердого тела с когерентным излучением при изучении разделов физики: механика, электромагнетизм, оптика, твердое тело

Изобретение относится к приборам, предназначенным для выявления и устранения у учащихся ошибок в понимании механики кругового движения

Изобретение относится к демонстрационным приборам по сопротивлению материалов и строительной механике и позволяет в лекционных демонстрациях иллюстрировать эпюру напряжений, возникающих в стержнях, нагруженных осевыми силами

Изобретение относится к учебным пособиям по физике и может быть использовано в целом ряде лекционных курсов, например статистической физике, молекулярной физике, термодинамике и т.д

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям , в частности, к приборам по сопротивлению материалов

Изобретение относится к учебным наглядным пособиям по теоретической механике и позволяет расширить демонстрационные возможности посредством показа принципа гироскопической компенсации постоянно действующего внешнего возмущения

Изобретение относится к учебным приборам по напряжениям и деформациям при сварке ,в частности, к демонстрации динамики формирования главных напряжений при сварке стыковых соединений

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх