Устройство для тренировки памяти обучаемого

 

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для профессионального отбора операторов различных систем управления. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения возможности тренировки и исследования длительности сохранения материала за счет постоянного сравнения оператором предъявляемых стимулов между собой по величине с учетом их четности. Устройство содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, блок 3 заданий эталонов, пульт 4 обучаемого, блок 5 анализа ответов, блок 6 управления, блок 7 регистрации. Устройство обеспечивает возможность контроля действий оператора по определению большего из предъявляемых ему двоичных двухзначных чисел (стимулов) без учета и с учетом их четности и тем самым исследовать и тренировать оперативную память оператора. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕО(ИХ

РЕСПУБЛИК (191 (11) 1125 А1 (511 4 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4390626/24-24 (22) 09.03.88 (46) 23.12.89. Бюл. 1(" 47 (72) В.А.Кирюхин, В.В.Мухортов, В.С.Мельник и Н.Т.Нараева (53) 371.66(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1201863, кл. С 09 В 9/По, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЩИРОВКИ ПАМЯТИ

ОБУЧАЕМОГО (57) Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для профессионального отбора операторов различных систем управления. Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства путем

2 обеспечения возможности тренировки и исследования длительности сохранения материала за счет постоянного сравнения оператором предъявляемых стимулов между собой по величине с учетом их четности, Устройство содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, блок

3 заданий эталонов, пульт 4 обучаемого, блок 5 анализа ответов, блок

6 управления, блок 7 регистрации.

Устройство обеспечивает возможность контроля действий оператора по определению большего из предъявляемых ему двоичных двухзначных чисел (стимулов) без учета и с учетом их чет- с ности и тем самым исследовать и тренировать оперативную память оператора. 2 ил.

С::

1531125

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для профессионального отбора и тренировки памяти операторов различных сис5 тем управления.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства.

На фиг. 1 представлена структурная 1ð схема устройства на фиг ° 2 — функциональная схема устройства.

Устройство для тренировки памяти обучаемого содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, блок 3 задания эталонов, пульт 4 обучаемого, блок 5 анализа ответов, блок б управления, блок 7 регистрации.

Блок 1 генераторов включает генератор 8 случайных чисел и генератора 9 тактовых импульсов.

Блок 2 предъявления учебной информации содержит регистры 10 и 11,,дешифратор 12 и индикатор 13. 25

Блок 3 задания эталонов содержит устройства 14 и 15 контроля четности, устройство 16 сравнения, компаратор

17, элемент 2ИЛИ 18, элемент 19 2И.

Пульт 4 обучаемого включает переключатель "Серия", состоящий из двух кнопок 20 и 21, переключатели 22 "Гашение" и 23 "Результат".

Блок 5 анализа ответов содержит инвертор 24, элементы 2И 25-28.

Блок б управления имеет регистр

29, D-триггер 30, триггер 31 Имитта, элементы 2ИЛИ 32 и 33, элементы 2И 34 и 35.

Блок 7 регистрации содержит счет- 40 чики 36-39, дешифраторы 40-43, индикаторы 44-47.

Устройство работает следующим образом, Включают питание. Запускаются ге- 45 нераторы 8 случайных чисел и 9 тактовых импульсов блока 1 генераторов.

При нажатии на кнопку 20 (Серия 1) высокий потенциал поступает на первый вход регистра 29 и на второй вход элемента 2ИЛИ 32. При этом на выходе элемента 2ИЛИ 32 появляется высокий потенциал, который поступает на входы установки в "0" двоично-десятичных счетчиков 36-39 блока 7 и на вход установки в "0" триггера 31 блока 6.

Соответственно счетчики 36-39 блока 7 обнуляются, на выходе триггера

31 устанавливается низкий потенциал, который поступая на входы Г гашения дешифраторов 40-43, выключает индикаторы 45-47.

Кроме того, импульс с выхода элемента 2ИЛИ 32 поступает на вход С записи регистра 29, при этом по заднему фронту импульса (при отпускании кнопки 20) на выходе регистра 29 устанавливается высокий потенциал, который через элемент 2ИЛИ 33 поступает на второй вход элемента 2И 34 и разрешает тем самым прохождение тактовых импульсов с выхода генератора 9 блока 1 через элемент 2И 34 на вход

С записи регистра 10.

По заднему фронту каждого тактового импульса восьмиразрядный двоично-десятичный код случайного числа с выхода генератора 8 записывается в регистр 10. При этом предшествующее содержание регистра 10 (если цикл предъявления стимула не первый) переписывается в регистр 11.

Одновременно содержимое регистра

10 подается на информационный вход дешифратора 12. Тактовый импульс, поступая на вход записи триггера 30, вызывает появление на его выходе высокого потенциала (поскольку на информационный вход триггера 30 постоянно подан высокий потенциал), который подается на вход д шифратора 12, разрешая прохождение четырнадцатиразрядного кода на вход индикатора

13. Таким образом, на индикаторе 13 высвечивается стимул в виде двухзначного десятичного числа, предъявляемый испытуемому. Кроме того, тактовые импульсы с выхода генератора 9 блока 1, поступая на вход записи 36 блока 7, через дешифратор 40 фиксируют количество стимулов, предъявленных оператору, на индикаторе 44 блока 7.

После поступления двух первых тактовых импульсов на входы записи регистров 10 и 11 с их выходов поступают восьмиразрядные коды первого и второго стимулов на устройства 14 и 15 контроля четности соответствено и на соответствующие входы устройства 16 сравнения. Для первого режима (Серия 1), когда оператор не производит анализа на четность предъявленных стимулов, она не влияет на результат сравнения. Это достигается тем, что на второй вход элемента

2ИЛИ 18 с первого выхода регистра 29

5 153 подается высокий потенциал. Следовательно, независимо от результата проверки стимулов на четность, т.е. независимо от сигнала на выходе компаратора 17, поступающего на первый вход элемента 2ИЛИ 18, на выходе элемента 2ИЛИ 18 будет высокий потенциал.

Поэтому для первого режима работы устройства (Серия 1) применяются восьмиразрядные коды стимулов устройства 16 сравнения. В этом случае если код стимула, поступающего на вход устройства 16 сравнения, больше по величине кода стимула, поступающего на вход, на выходе устройства 16 сравнения появляется высокий потенциал. И наоборот, если меньше, то на выходе устройства 16 сравнения будет низкий потенциал.

Таким образом, в случае, если второй стимул больше первого, на обоих входах элемента 2И 19 будет высокий потенциал, а следовательно, и на выходе элемента 2И 19,-откуда он поступает на первые входы элементов

2И 28 и 26 и на вход инвертора 24.

После предъявления оператору двух первых стимулов он производит срав1 нение их числовых значений. Если второй стимул больше первого, то оператор должен "погасить" второй стимул нажатием кнопки 22 "Гашение".

При этом высокий поступает на вход установки в ноль триггера 30, а также на второй вход элемента 2И 35.

На выходе элемента 2И 35 вырабатывается импульс гашения, который поступает на вторые входы элементов

2И 28 и 27. Если оператор правильно погасил стимул, то на первом входе элемента 2И 27 — нулевой потенциал, поступающий с выхода инвертора 24.

Таким образом, на выходе элемента

2И 28 появляется высокий потенциал, поступающий на счетный вход С счетчика 37 блока 7, который фиксирует правильное решение оператора.

Если оператор ошибся, нажал на кнопку 22 "Гашение" при условии, то на выходе элемента 27 появляется единичный потенциал, поступающий на выход счетчика 39, который фиксирует количество неправильных решений опе1125 6

ro. Высокий потенциал поступает на вход установки в нуль регистра 29, прекращая предъявление стимулов на индикаторе 13 блока 2. и на единичный вход триггера 31 блока 6. При этом на выходе триггера 31 появляется высокий потенциал, который поступает на входы Гашение" лешифраторов 41-43 блока 7, высвечивая на индикаторах 45-47 блока 7 информацию, зафиксированную счетчиками 36-39 блока 7.

Далее начинается вторая часть эксперимента. Теперь оператор должен производить сравнение по величине для четных и нечетных чисел отдельно.

Если последующий предъявленный стимул будет больше по величине, чем предыдущий стимул, и одной с ним чет5

20 ности, оператор должен погасить его, нажав на кнопку пульта 3.

Для начала второй части эксперимента оператор нажимает на кнопку 21 переключателя "Серия". Единичный импульс поступает на второй вход регистра 29 и через элемент 2ИЛИ 32 на вход с записи регистра ?9, вызывая появление на его втором выходе высокого потенциала, который через

30 ратора.

После окончания первой части эксперимента, оператор нажимает на кнопку 23 "Результат" пульта 4 обучаемоэлемент 2ИЛИ 33 разрешает прохождение импульсов с генератора 9 на входы С записи регистров 10 и 11 блока 2 и счетчика 36 блока 7.

Оператору предъявляются случайные двухзначные десятичные числа, поступающие с генератора 8 блока 1.

Восьмиразрядный код первого числа,йоступает с выхода регистра 11 на

40 вход устройства 16 сравнения и на вход устройства 15 контроля четности, а восьмиразрядный код второго числа поступает с выхода регистра 10 на другой вход у устройства 16 сравнения и на вход устройства 14 конт45 роля четности. Если оба числа четные на выходах устройств 14 и 15 будут

"1", поступающие на входы компаратора 17. На выходе компаратора 17 так-, же появляется единичный потенциал °

Если оба числа будут нечетными, на

"выходах устройств 14 и 15 будут "0", которые, поступая на входы компарато11 11 ра 17. также вызывают появление 1 на его выходе. Единичный потенциал

55 через элемент 2ИЛИ 18 поступает на второй вход элемента 2И 19, на первый вход которого поступает сигнал с выхода устройства 16 сравнения. Если

1531125 второе число больше первого, на выходе устройства 16 будет "1". Следовательно, на выходе элемента 2И 19 появляется высокий потенциал. Если оператор принял правильное решение и при появлении на индикаторе 13 второго стимула нажал кнопку 22, то счетчик

37 через элемент 2И 28 зафиксирует правильный ответ. 1О

Если оператор не нажал кнопку 22, т.е. по каким-то причинам не принял правильного решения, на обоих входах элемента 2И 37 будут единичные потенциалы и соответственно на его выходе также будет "1". Это приводит к появлению "1" на выходе эдемента

2И 26 и счетчик 38 зафиксигует пропуск правильного решения.

В том случае, если одно из предъяв-2О ленных оператору чисел будет четным, а другое нечетным, на выходе уст« ройства 15 контроля четности будет

"0". Следовательно, на выходе компаратора 16 будет "0", что приводит к 25 появлению "0" на выходе элемента

2И 19.

Если второй стимул будет равен или меньше первого, то на выходе уст- 30 ройства 16 сравнения и на выходе элемента 2И 19 также будет "0". !

Если оператор не заметил хотя бы одно иэ условий правильного решения (одцнаковой четности, у, х), и нажал кнопку 22 "Гашение", то на выходе элемента 2И 27 появляется высокий потенциал и счетчик 39 блока 7 зафиксирует неправильное решение one40 ратора.

Для завершения второй части эксперимента оператору необходимо нажать на кнопку 23 "Результат". По результатам эксперимента, считываемым с индикаторов 44-47, судят о таких важнейших характеристиках оперативной памяти, как объем запоминания, длительность сохранения и точность воспроизведения материала.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для тренировки памяти обучаемого, содержащее пульт обучаемого, блок управления, блок предъявления учебной информации, блок задания эталонов и блок генераторов, вы- ходы группы которого соединены с информационными входами блока предъявления учебной информации, выходы первой группы которого соединены с информационными входами первой группы блока задания эталонов, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введен блок анализа ответов, выходы которого подключены к входам группы блока регистрации, управляющий вход которого соединен с первым выходом блока управления, второй, третий и четвертый выходы которого соединены с управляющими входами блока анализа ответов, информационный вход которого подключен к выходу блока задания эталонов, информационные входы второй группы которого подключены к выходам второй группы блока предъявления учебной информации, управляющий вход и вход записи которого подключены соответственно к второму и пятому выходам блока управления, информационные входы которого соединены с выходами пульта обучаемого, а синхронизирующий вход соединен с выходом блока генераторов °

1531125

Составитель О. Болдырев

Техред М.дидык Корректор N.Ïoæî

Редактор Г.Волкова

Заказ 7958/51 Тираж 469 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям лри ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам для обучения операторов АСУ, и может быть использовано в системах подготовки операторов сложных АСУ

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке оперативной памяти операторов различных систем управления

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управлению транспортными средствами при его боковом заносе и снижении устойчивости на скользких дорогах

Изобретение относится к техническим средствам обучения, применяемым при подготовке оператора по эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для профессионального отбора и тренировки внимания операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для тренировки и профессионального отбора операторов систем управления

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке навыков внимания операторов автоматизированных систем управления

Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано при обучении операторов профессиональным навыкам

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх