Устройство контроля загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда

 

Изобретение относится к гидромеханизированной переработке горных масс и позволяет повысить точность и надежность контроля загрузки гидротранспорта за счет своевременного обнаружения его предельно допустимой загрузки. Устройство содержит грунтоприемник с приемной камерой и решеткой защиты от негабаритных включений, присоединенный фланцевым соединением к приемному патрубку восходящего участка всасывающего пульпопровода (ПП), и два электрода-датчика (ЭД) электропроводности пульпы. Причем первый ЭД заглублен в поток пульпы, выполнен в виде металлического плоского обтекаемого элемента и размещен в центральной зоне приемной камеры на изоляторе, а второй ЭД установлен в верхней части ПП и выполнен в виде металлической полосы, заглубленной в ПП и ориентированной вдоль потока пульпы. Площади поверхности ЭД одинаковы. Подключены ЭД к входам блока обработки результатов измерения электропроводности пульпы в контролируемых зонах, к выходу которого подключен индикатор загрузки гидротранспортной системы и вход блока регулятора системы автоматического управления процессом всасывания грунта. Блок обработки результатов измерения электропроводности пульпы в контролируемых зонах содержит два трансформатора тока, два мостовых выпрямителя и пять резисторов, включенных в плечи моста постоянного тока. С увеличением содержания твердого в пульпе мост разбалансируется, что фиксируется индикатором загрузки гидротранспортной системы. При появлении мертвого слоя и предельно допустимой загрузке земснаряда первый ЭД оказывается целиком в горной массе, а второй ЭД в это время омывается пульпой с пониженным содержанием твердой фазы. Разбаланс моста резко возрастает и индикатор индипирует "аварийный режим". Изменения загрузки во всем диапазоне рабочих режимов земснаряда определяется устройством без транспортного запаздывания. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (51)5 Е 02 F 3 88

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHSIM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4414734/27-03 (22) 25.04 .88 (46) 07.03.90. Бюл. N - 9 (71) Центральное конструкторское бюро Министерства речного флота РСФСР в г.Горьком (72),В.И.Попов (53) 621.879.45(088.8) (56) Попов В.И., Терешкин Д.С. Электрооборудование и автоматика речных земснарядов. — М.: Транспорт, 1980, с. 136-146.

Демичев Н. Пульпоанализирующая установка "Злектрооптимер Д1!". — Речной транспорт, 1966, N - 4, с ° 55-57. (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЗАГРУЗКИ

ГИДРОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЗЕМПЕСОСНОГО СНАРЯДА (57) Изобретение относится к гидромеханизированной переработке горных масс и позволяет повысить точность и надежность контроля загрузки гидротранспорта за счет своевременного обнаружения его предельно допустимой загрузки. Устройство содержит грунтоприемник с приемной камерой и решеткой защиты от негабаритных включений, присоединенный фланцевым соединением к приемному патрубку восходящего участка всасывающего пульпопровода (ПП), и два электрода-датчика (ЭД) электропроводности пульпы. Причем первый ЭД заглублен в поток пульпы, выполнен в виде металлического плоского обтекаемого эле2 мента и размещен в центральной зо= не приемной камеры на изоляторе, а второй ЗД установлен в верхней части ПП и выполнен в виде металлической полосы, заглубленной в ПП и ориентированной вдоль потока пульпы.

Площади поверхности ЭД одинаковы.

Подключены ЭД к входам блока обработки результатов измерения электропроводности пульпы в контролируемых зонах, к выходу которого подключен индикатор загрузки гидротранспортной системы и вход блока регулятора системы автоматического управления процессом всасывания грунта. Блок обработки результатов измерения электропроводности пульпы в контролируемых зонах содержит два трансформатора тока, два мостовых выпрямителя и пять резисторов, включенных в плечи моста постоянного тока. С увеличением содержания твердого в пульпе мост разбалансируется, что фиксируется индикатором загрузки гидротранспортной системы. При появлении мертвого слоя и предельно допустимой загрузке земснаряда первый ЭД оказывает:ся целиком в горной массе, а второй

ЭД в это время омывается пульпой с пониженным содержанием твердой фазы. Разбаланс моста резко возрастает и индикатор индицирует "Аварийный режим". Изменения загрузки во всем диапазоне рабочих режимов земснаряда определяются устройством без транспортного запаздывания.

1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1548353

Изобретение относится к технике гидромеханизированной переработки горных масс, а точнее к устройству систем контроля и автоматического управления технологическими процессами земснарядов.

50 разом.

При работе землесосного снаряда на воде и отсутствии загрузки гидротранспорта электропроводность воцы, заполняющей центральную зону пространства приемной камеры 2 грунтоприемника 1, контролируемая первым элек55

Цель изобретения — повышение точности и надежности контроля загрузки гидротранспорта за счет своевремен- 10 ного обнаружения его предельно допустимой загрузки.

На фиг.1 изображены восходящий участок всасывающего пульпопровода, продольный разрез, и принципиальная электрическая схема устройства; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 — се4ение Б-Б на фиг.1.

Устройство содержит грунтоприемник 1 с приемной камерой 2 и решет- 2р кой 3 зашиты от попадания негабаритных включений, который фланцевым соединением 4 присоединен к приемному патрубку восходящего. участка всасывающего пульпопровода 5 земле- 25 сосного снаряда, первый электроддатчик 6 электропроводности пульпы, заглубленный в поток пульпы и размещенный в центральной зоне приемной камеры 2 грунтоприемника 1 на изоляторе 7, закрепленном на верхней и нижней образующих приемной камеры

2 грунтоприемника 1, второй электрод-датчик 8 электропроводности пульпы, установленный в верхней части трубы всасывающего пульпровода

5, блок 9 питания и блок 10 обработки результатов измерения электропроводности пульпы, к входам которого подключены электроды-датчики 6 и 8 электропроводности пульпы, а к выходу подключены индикатор 11 загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда и вход блока 12 регулятора системы автоматического управления процессом всасывания грунта грунтоприемником 1. Блок 10 включает два трансформатора 13 и

14 тока, два мостовых выпрямителя 15 и 16 и резисторы 17-21, включенные в плечи моста постоянного тока.

Устройство работает следующим обтродом-датчиком 6 электропроводимости пульпы, равна электропроводности воды, заполняющей всасывающий пульпровод 5, контролируемый вторым электродом-датчиком 8. Поскольку площади поверхностей, контактирующих с контролируемой средой, электродовдатчиков 6 и S равны, то в этом режиме их электрическое сопротивление переменному току одинаково, поэтому через электроды-датчики 6 и 8 и первичные обмотки трансформаторов 13 и 14 тока соответственно блока 10 обработки сигналов от стабилизированного по напряжению источника переменного тока проходят равные токи, вследствие чего равные, но уменьшенные на коэффициент трансформации токи проходят через вторичные обмотки трансформаторов 13 и 14 тока, выпрямители 15 и 16 и резисторы 19-21, включенные в плечи моста постоянного тока блока 10. Если мост постоянного тока блока 10 сбалансирован, то в этом режиме, при любом значении удельной электропроводности воды, потенциал, измеренный в диагонали мостовой схемы индикатором 11, равен нулю, что соответствует нуЛевой загрузке гидротранспортной системы землесосного снаряда.

Если при работе гидротранспортной системы на воде потенциал в диагонали мостовой схемы блока 10, измеренный индикатором 11, не равен нулю вследствие разницы площадей контактных поверхностей электродовдатчиков 6 и 8, то перемещением подвижного контакта резистора 20 при работе на воде осуществляется балансировка на нуль мостовой схемы сравнения блока 10 с целью компенсации неравенства площадей контактных поверхностей датчиков 6 и 8 с помощью электрической схемы измерения.

При появлении в грунтоприемнике

1 и всасывающем пульпопроводе 5 пуль- пы, содержащей горную массу, под действием гравитационных сил крупные фракции горной массы опускаются в нижнюю часть грунтоприемника и всасывающего пульпопровода, и содержание твердой фазы в пульпе, перемещающейся в нижней части грунтоприемника 1 и всасывающего участка пульпопровода 5, окажется большим, чем в верхней части грунтоприемника 1 и всасывающего пульпопровода 5. Элек15483

20

30 тропроводность зоны, контролируемой первым электродом-датчиком 6 в приемной камере 2 грунтоприемника 1, нижняя половина которого омывается пульпой с повышенным содержанием твердой фазы, оказывается меньше, чем электропроводность зоны, контролируемой вторым электродом-датчиком 8 в верхней части всасывающего пульпопровода 5, который омывается пульпой с пониженным по сравнению со средним содержанием твердой фазы.

В связи с этим электрический ток через первичную обмотку измеритель— ного трансформатора 13 тока оказывается меньше, чем ток через первичную обмотку трансформатора 14 тока, вследствие чего балансировка мостовой схемы блока 10 нарушается и в диагонали мостовой схемы появляется ток рассогласования, пропорциональный разнице между электропроводностями зон, контролируемых электродами-датчиками 6 и 8, и пропорциональный загрузке гидротранспортной системы, который фиксируется индикатором 11.

При увеличении среднего содержания твердой фазы в пульпе или увеличении содержания крупных фракций в ней, а также при уменьшении общей подачи пульпы, связанном с нагруз35 кой гидротранспорта или с уменьшением подачи грунтового насоса по причине повышенного износа его элементов или уменьшения частоты вращения его рабочего колеса, неравно- 40 мерность распределения твердой фазы в потоке пульпы по его вертикали сильно увеличивается, при этом также в нижней части грунтоприемника 1 сильно увеличивается содержание твер11 дой фазы (включая появление мертвого слоя") и уменьшается электропроводность пульпы, контролируемой первым электродом-датчиком 6, по срав-. нению с электропроводностью пульпы в верхней части всасывающего пульпопровода 5, контролируемой вторым электродом-датчиком 8, и на выходе блока 10 сигнал, пропорциональный разности электропроводностей пульпы

55 в зонах, контролируемых электродамидатчиками 6 и 8, увеличивается, за счет чего увеличиваются показания .индикатора 11 загрузки гидротран53 6 спортной системы землесосного сна-ряда.

Таким образом, увеличению степе-: ни неравномерности распределения твердой фазы в потоке пульпы по его вертикали, характеризующей степень использования гидротранспортирующей способности потока рабочей жидкости, в предлагаемом устройстве соответствует увеличение показаний индикатора 11 загрузки гидротранспорта, а уменьшению степени неравномерности распределения твердой фазы в потоке пульпы по его вертикали соот ветствует уменьшение показаний индикатора 11.

При появлении "мертвого слоя" в грунтоприемнике 1 и в нижней части восходящего участка всасывающего пульпопровода 5 нижняя часть первого электрода-датчика 6 оказывается в неподвижном слое горной массы, в связи с чем площадь его контакта с пульпой уменьшается и сильно уменьшается электропроводность контролируемой им эоны и ток, проходящий через электрод 6 и первичную обмотку трансформатора 13 тока блока 10. При этом электропроводность зоны в верхней части всасывающего пульпопровода, контролируемой вторым датчиком 8 электропроводности, и ток через первичную обмотку трансформатора 14 тока блока 10 изменяются незначительно, и поэтому разбаланс мостовой схемы блока 10 и показания индикатора 11 загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда сильно увеличиваются.

При уменьшении загрузки гидротранtt спортной системы и размыве мертвого слоя в приемной камере грунтоприемника 1 показания индикатора 11 значительно уменьшаются.

При предельно допустимой загрузке гидротранспортной системы землесосного снаряда подача и скорость пульпы на восходящем участке всасывающего пульпопровода 5 уменьшаются настолько, что начинается сползание горной

It lt массы, находящейся в мертвом слое или в состоянии витания", из наклонного участка всасывающего пульпопровода 5 в грунтоприемник 1.

При этом количество горной массы и уровень "мертвого слоя" в приемной камере 2 грунтоприемника 1 начинают

1548353 быстро увеличиваться, создавая угро— зу закупорки (забоя) грунтоприемника горной массой изнутри, и первый электрод-датчик 6 быстро погружается

Il 5 в горную массу, образующую мертвыи слой, а второй электрод-датчик 8, размещенный в верхней части всасывающего пульпопровода 5, в этот момент омывается пульпой с пониженным содержанием твердой фазы в ней и поэтому разбаланс мостовой схемы сравнения блока 10 в этом режиме стремится к максимальному значению и индикатор 11 загрузки гидротранспорта показывает максимальное значение, соответствующее режиму Перегрузка гидротранспорта" или "Аварийный ре-!! жим

Таким образом, устройство позволя, ет во всем диапазоне рабочих режимов гидротранспортной системы землесосного снаряда производить непрерывные измерения степени неравномерности >5 распределения твердой фазы в грунтоприемнике 1 и в восходящем потоке пульпы по его вертикали и по резуль татам измерений осуществлять непре рывный контроль загрузки гидротран, спорта.

I!

Оптимальной по критерию максимальной производительности по грунту загрузке гидротранспортной системы землесосного снаряда всегда соответствует одна и та же степень неравномерности распределения твердой фазы в потоке пульпы по его вертикали вне зависимости от гранулометрического состава транспортируемой гор-ной массы, содержания твердой фазы в пульпе и колебаний подачи грунтового насоса. Поэтому предлагаемое устройство, контролирующее загрузку гидротранспортной системы землесосного снаряда по степени неравномерности распределения твердой фазы в грунтоприемнике 1 и в восходящем потоке пульпы на наклонном участке всасывающего пульпопровода 5, позволяет простыми техническими средствами определять и поддерживать квазиоптимальные по критерию максимальной производительности по грун55 ту режимы работы гидротранспортной системы землесосного снаряда. Это позволяет повысить производительность .землесосных снарядов по грунту на

20-30Х при снижении затрат энергии на тонну готовой продукции на 30-40Х.

Устройство позволяет практически мгновенно без транспортного запаздывания определять изменения загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда во всем диапазоне его рабочих режимов, а также позволяет своевременно обнаруживать предельно допустимое снижение подачи пульпы, угрожающее возникновением аварийной ситуации — забоя грунтоприемника и грунтовых путей горной массой.

Использование предлагаемого устройства в системе автоматического управления процессом всасывания грунта грунтойриемником землесосного снаряда позволяет простыми техническими средствами реализовать квазиоптимальное, по критерию максимальной производительности по грунту, с самонастройкой автоматическое управление процессом грунтозабора землесосного снаряда, при этом позволяет полностью исключить возможность возникновения в работе его гидротранспортной системы аварийных ситуаций — забоя грунтоприемника и грунтовых путей горной массой.

Формула изобретения

1. Устройство контроля загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда, содержащее электроды-датчики электропроводнодти пульпы грунтоприемника и всасывающего пульпопровода, подключенные к входам блока обработки результатов измерений.электропроводности пульпы в контролируемых зонах, к выходу которого подключен индикатор загрузки, блок питания,соединенный с блоком обработки результатов измерений электропроводности пульпы в контролируемых зонах, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и надежности контроля загрузки гидротранспорта за счет своевременного обнаружения его предельно допустимой загрузки, первый электрод-датчик электропроводности пульпы установлен с возможностью контроля электропроводности в центральной зоне пространства приемной камеры грунтоприемника непосредственно за ее защитной решеткой и выполнен в виде плоского обтекаемой формы элемента из металла, 1548353.установленного в вертикальной плоскости на изоляторе, закрепленном на корпусе приемной камеры грунтоприемника а второй электрод-датчик элекt

& тропроводности пульпы установлен с возможностью контроля электропроводности в верхней части всасывающего пульпопровода и выполнен в виде полосы из металла, заглубленной в пульпопровод и ориентированной вдоль потока пульпы по образующей верхней части внутренней поверхности пульпопровода, причем площади поверхности первого и второго электродов-датчиков электропроводности пульпы выбраны равными.

2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что блок обработки результатов измерения электропроводности пульпы в контролируемых зонах включает два измерительных трансформатора тока, два мостовых выпрямителя, измерительный мост постоянного тока, причем первичные обмотки измерительных трансформаторов тока соединены последовательно, а их выводы являются входами блока, вторичные обмотки измерительных трансформаторов тока подключены соответственно к двухполупериодным мостовым выпрямителям, положительный вывод одного из которых соединен с отрицательным выводом другого и общим проводом, другие выводы мостовых

I выпрямнтелей подключены к одной диагонали измерительного моста постоянного тока, один из выводов другой диагонали соединен с общим проводом, а другой является выходом блока.

1548353

Составитель И.Назаркина

Редактор Н.Тупица Техред Л.Олийнык Корректор В.Кабаций

Заказ 120 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство контроля загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда Устройство контроля загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда Устройство контроля загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда Устройство контроля загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда Устройство контроля загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда Устройство контроля загрузки гидротранспортной системы землесосного снаряда 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для исследования подводного разрушения грунтов

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для отделения сгущенной пульпы

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для подводной выемки грунта

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для крепления папильонажных канатов земснарядов и драг на берегу

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для подводной разработки грунта

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для подводной разработки грунта

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для разработки грунта под водой

Драга // 1521875
Изобретение относится к разработке россыпей дражным способом

Изобретение относится к экскавации и перемещению грунта и предназначено для дноуглубительных работ и для добычи полезных ископаемых со дна водоемов

Изобретение относится к гидромеханизации и предназначено для разработки грунтов из-под воды

Изобретение относится к выполнению подводных земляных работ и предназначено для заглубления трубопроводов в дно водоемов, разработки траншей и проведения дноуглубительных работ

Изобретение относится к машинам для зимнего сбора разливов нефти с поверхности земли, которые могут использоваться также для погрузки пастообразных и мелкофракционных материалов

Изобретение относится к гидромеханизации горных работ и может быть использовано, например, в угольной промышленности для очистки отстойников от шлама

Изобретение относится к области добычи придонных илов, а именно сапропеля, и может быть использовано при добыче сапропеля из закрытых водоемов и его использовании в качестве удобрения, наполнителя при производстве строительных материалов, в медицине

Изобретение относится к гидромеханизации добычи и транспортирования несвязных материалов

Изобретение относится к области разработки и добычи полезных ископаемых шельфовой зоны морей и океанов

Изобретение относится к области гидромеханизации, в частности к грунтозаборным устройствам земснарядов или других специальных машин с механическими рыхлителями, и предназначено для разработки под водой траншей в глинистых и песчано-глинистых грунтах при использовании преимущественно траншейного способа рабочих перемещений

Изобретение относится к области разработки илистых и шламовых донных осадков текучей и вязкотекучей консистенции
Наверх