Рулевое устройство судна

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к передачам между рулевой машиной и рулем судна. Цель изобретения - уменьшение установочной мощности рулевой машины и снижение эксплуатационных расходов. Для этого на ступице румпеля 3 закреплен рычаг 5, связанный со штоком 6 толкателя, корпус 7 которого закреплен шарнирно на корпусе судна с возможностью поворота в обе стороны от среднего положения при перекладке руля на оба борта с помощью рулевой машины. При перекладке руля на борт используется потенциальная энергия сжатой пружины 9 толкателя, а при возвращении руля в исходное положение эта энергия вновь запасается за счет набегающего на руль потока воды. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 Н 25 34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4442650/40-11 (22) 20.06.88 (46) 15.05.90. Бюл. № 18 (72) А. И. Поцелуйко (53) 629. 12.014.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 761368, кл. В 63 Н 25/30, 1978. (54) РУЛЕ ВОЕ УСТРОЙ СТВО СУДНА (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к передачам между рулевой машиной и рулем судна. Цель изобретения — уменьшение установленной мощности рулевой машины и снижение эксплуата„„SU„„1564044 A 1 ционных расходов. Для этого на ступице румпеля 3 закреплен рычаг 5, связанный со штоком 6 толкателя, корпус 7 которого закреплен шарнирно на корпусе судна с возможностью поворота в обе стороны от среднего положения при перекладке руля на оба борта с помощью рулевой машины. При перекладке руля на борт используется потенциальная энергия сжатой пружины 9 толкателя, а при возвращении руля в исходное положение эта энергия вновь запасается за счет набегающего на руль потока воды. 4 з. и. ф-лы, 5 ил.

1564044

Формула изобретения

Изобретение относится к судостроению, в частности к передачам между рулевой машиной и рулем судна.

Целью изобретения является уменьшение установочной мощности рулевой машины и снижение эксплуатационных расходов.

На фиг. 1 схематично показан двуплечий румпель руля с приводом от гидравлической рулевой машины и пружинного толкателя, связанного дополнительным рычагом на румпеле; на фиг. 2 — то же, с двумя толкателями, соединенными с концами плеч румпеля; на фиг. 3 — то же, соединенными с румпелем через подпружиненные ползуны; на фиг. 4 — румпель, но пружины толкателя совмещены с пружинами ползунов; на фиг. 5 — секторный румпель с дополнительным рычагом на ступице и подпружиненным толкателем.

Рулевое устройство судна содержит рулевую машину с гидроцилиндрами 1, кинематически связанными штоками 2 с румпелем 3 через подпружиненные ползуны 4. На ступице румпеля 3 закреплен рычаг 5, кинематически связанный со штоком 6 толкателя, корпус 7 которого закреплен на оси 8 на корпусе судна и содержит пружину 9, поджимающую шток 6 в сторону рычага 5 румпеля. Толкатели могут быть установлены соосно с плечами румпеля 3 и соединены шарнирно с его концами (фиг. 2). При этом конструкция толкателей не меняется. Толкате и могут быть соединены с румпелем 3 через ползуны 4, при этом как показано на правом плече румпеля (фиг. 3), могут быть сохранены обе пружины — и толкателя и ползуна румпеля, или, как показано на левом пле че, пружина ползуна румпеля может быть совмещена с пружиной 9 толкателя, и тогда ползун 4 при нейтральном положении руля поджат к оси баллера силой пружины 9 толкателя.

При установке толкателей соосно с плечами румпеля 3 пружина 9 может быть расположена не на толкателе, а на румпеле, г е, совмещена с пружиной ползуна 4 (фиг 4).

Г1ри этом пружина размещена не по концам румпеля для поджатия ползунов 4 к оси баллера, а со стороны оси для поджатия ползунов к концам румпеля. Конструкция подпружиненного толкателя, соединенного с дополнительным рычагом на ступице румпеля, является универсальным средством, пригодным как для рычажных, так и других типов румпелей, например секторных (фиг. 5)

При этом дополнительный рычаг 5 может быть установлен как на ступице сектора 10, так и непосредственно на оси баллера руля и не зависит от типа привода 11 — червячного, зубчатого или тросового.

Устройство работает следующим образом.

Для перекладки руля на борт силовой привод воздействует через шток 2 на румпель 3, поворачивая его на требуемый угол вокруг оси баллера. На этот угол поворачивается рычаг 5, на который действует сила

P со стороны подпружиненного штока 6 толкателя. Пока руль и рычаг 5 находятся в среднем положении, сила Р направлена вдоль оси рычага и ее момент относительно оси баллера равен нулю. При повороте рычага вместе с румпелем на угол перекладки руля в результате роста плеча действия силы Р, на баллере появляется дополнительный крутящий момент. С ростом угла перекладки руля этот момент растет, так как растет плечо рычага 5 даже с учетом уменьшения силы Р пружины 9 при ее распрямлении на длину Л. При возвращении руля в исходное положение рычаг 5 сжимает пружину 9 толкателя, запасая ее потенциальную энергию. Этот запас энергии создается за счет воздействия набегающего на руль потока, т. е. без затрат энергии привода.

Аналогично работают все схемы рулевых устройств с подпружиненными толкателями, показанные на фиг. 1 — 5.

1. Рулевое устройство судна, содержащее руль с баллером и рычажным румпелем, рулевую машину, кинематически связанную с рычажным румпелем посредством штоков через подпружиненные ползуны, установленные на плечах рычажного румпеля с возможностью их перемещения вдоль этих плеч, отличающееся тем, что, с целью уменьшения установочной мощности рулевой машины и снижения эксплуатационных расходов, оно снабжено подпружиненным толкателем со штоком, причем корпус толкателя шарнирно закреплен на корпусе судна, а его шток шарнирно связан с румпелем.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено установленным на ступице румпеля дополнительным рычагом, причем упомянутый шток толкателя шарнирно связан с дополнительным рычагом румпеля.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено вторым подпружиненным толкателем со штоком, причем шток каждого из толкателей шарнирно связан с соответствующим плечом румпеля.

4. Устройство по и. 3, отличающееся тем, что шток каждого из толкателей шарнирно связан с ползуном соответствующего плеча румпеля.

5. Устройство по и. 4, отличающееся тем, что ползуны румпеля подпружинены со стороны оси баллера.

1564044

1564044

Фиг 5

Составитель Е. Игнатьев

Редактор Ю. Середа Техред И. Верес Корректор С. Шевкун

Заказ 1132 Тираж 361 Подписное

ВНИIIПИ Г<>сударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

I1рон>в» >с гнснн<>-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01

Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна Рулевое устройство судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к передачам между рулевой машиной и рулем судна

Изобретение относится к передачам между рулевой машиной и рулем судна
Наверх