Судовой секторный румпель

 

Использование: судостроение. Сущность изобретения: на секторе 1 неподвижно закреплены упоры 4, в отверстиях которых установлены винтовые тяги 5 с регулировочными гайками 6. Каждая винтовая тяга 5 имеет проушину 7 со свободно установленным в ней на оси 8 натяжным роликом 9. Каждая ветвь штуртроса 11 неподвижно закреплена на секторе 1 и свободно расположена в наружной канавке натяжного ролика 9 и в направляющей 3 секторного румпеля. На ступице 2 секторного румпеля неподвижно установлена серьга 16 с отверстием 17 для шарнирного соединения с буферным устройством. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам преимущественно малых судов и катеров.

Известен судовой секторный румпель, содержащий сектор с направляющими и зажимами для крепления концов штуртроса и ступицу [1] Данный румпель взят за прототип.

Недостатком известного секторного румпеля является то, что он требует обязательного применения в штуртросовом приводе натяжных талрепов и буферных устройств.

В условиях маломерных судов и катеров с близко расположенными друг к другу рулевой машиной, баллером руля с румпелем и ахтерпиковой переработкой часто не представляется возможным разместить эти талрепы и буферные устройства в короткой штуртросовой магистрали (с учетом относительно большого хода штуртроса при перекладке руля с борта на борт).

Сущность изобретения заключается в том, что судовой секторный румпель, содержащий сектор с направляющими и зажимами для крепления концов штуртроса и ступицу, снабжен закрепленными неподвижно на секторе серьгой и упорами, в каждом из которых выполнено отверстие, и винтовыми тягами с регулировочными гайками каждая из которых установлена в отверстии соответствующего упора и выполнена с проушиной, в которой установлен на оси вращения натяжной ролик с канавкой, причем каждая ветвь штуртроса расположена в соответствующей направляющей сектора и канавке соответствующего натяжного ролика и своим концом неподвижно закреплена на секторе, а в упомянутой серьге выполнено отверстие для ее шарнирного соединения с буферным устройством.

На фиг. 1 изобpажен судовой секторный румпель, сверху; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Судовой секторный румпель состоит из сектора 1 и неподвижно соединенных с ним ступицы 2 и направляющих 3. На секторе 1 неподвижно закреплены упоры 4, в отверстиях которых установлены винтовые тяги 5 с регулировочными гайками 6. Каждая винтовая тяга 5 имеет проушину 7 со свободно установленным в ней на оси 8 натяжным роликом 9. На ролике 9 снаружи предусмотрена канавка 10 для штуртроса 11. Каждая ветвь штуртроса 11 закреплена неподвижно на секторе посредством прижимной планки 12 и болтов 13 и свободно расположена в канавке натяжного ролика 9, а также в соответствующей направляющей 3 и дальше через систему направляющих роликов поступает к рулевой машине.

Ступица 2 снабжена конусным отверстием 14 и шпоночным пазом 15 для крепления на баллере руля. На ступице 2 неподвижно установлена серьга 16 с отверстием 17 для шарнирного соединения с буферным устройством.

В случае применения в судовом рулевом приводе цепного штуртроса вместо рассмотренного выше тросового, например, из короткозвенных калиброванных цепей устройство судового секторного румпеля остается идентичным описанному, только вместо натяжного ролика 9 в проушину 7 винтовой тяги 5 устанавливается цепная натяжная звездочка, соответствующая по своим параметрам применяемому калибру цепи штуртроса.

Судовой секторный румпель работает следующим образом.

В зависимости от необходимого направления поворота судового руля усилие от рулевой машины передается секторному румпелю 1 посредством соответствующей ветви штуртроса 11. Направления этих усилий в штуртросе показаны на фиг.1 стрелками. Под воздействием соответствующего усилия в штуртросе, концы которого планками 12 и болтами 13 неподвижно закреплены на секторе румпеля 1, последний вместе со ступицей 2 поворачивается, отклоняя в ту или иную сторону баллер и перо руля (не показаны).

Баллер руля соединен с секторным румпелем с помощью шпоночного соединения, для чего на ступице 2 предусмотрен шпоночный паз 15.

При необходимости регулировки натяжения штуртроса вращают регулировочные гайки 6, в результате чего винтовые тяги 5 с проушинами 7 и натяжными роликами 9 получат поступательное перемещение. Вместе с натяжным роликом 9 поступательное перемещение получает и петля штуртроса. При перемещении ролика 9 внутрь сектора длина штуртроса в штуртросовой магистрали уменьшается, чем выбирается слабина и увеличивается натяжение штуртроса.

При необходимости уменьшения натяжения штуртроса 11 винтовую тягу 5 с натяжным роликом 9 перемещают регулировочными гайками 6 во вешнюю сторону секторного румпеля.

Демпфирование работы штуртросового привода осуществляется посредством буферного устройства, например пружинного или гидравлического типа (не показано), установленного шарнирно непосредственно на секторном румпеле, для чего на ступице 2 закреплена серьга 16 с отверстием 17.

Формула изобретения

СУДОВОЙ СЕКТОРНЫЙ РУМПЕЛЬ, содержащий сектор с направляющими и зажимами для крепления концов штуртроса и ступицу, отличающийся тем, что он снабжен закрепленными неподвижно на секторе серьгой и упорами, в каждом из которых выполнено отверстие, и винтовыми тягами с регулировочными гайками, каждая из которых установлена в отверстие соответствующего упора и выполнена с проушиной, в которой установлен на оси вращения натяжной ролик с канавкой, причем каждая ветвь штуртроса расположена в соответствующей направляющей сектора и канавке соответствующего натяжного ролика и своим концом неподвижно закреплена на секторе, а в серьге выполнено отверстие для ее шарнирного соединения с буферным устройством.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к передачам между рулевой машиной и рулем судна

Изобретение относится к судостроению , в частности к передачам между рулевой машиной и рулем судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к передачам между рулевой машиной и рулем судна

Изобретение относится к области обеспечения переправ через водные рубежи и может быть использовано при проектировании и улучшении амфибий, управление рулями которых осуществляется дистанционно

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, а именно к узлам соединения двух валов, преимущественно вала пера руля с баллером

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым рулевым машинам
Наверх