Способ определения качества смазочного масла

 

Изобретение относится к химмотологии, в частности к определения качества смазочного масла. Цель - повышение точности и достоверности определения. Определения ведут путем измерения тангенса угла диэлектрических потерь, по которому судят о кислотном числе масла. Масло нагревают до получения максимального значения тангенса угла диэлектрических потерь. Новый способ не уступает по точности известному, однако превосходит его по скорости проведения анализа. 5 ил. 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 N 33/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4)04191/23-04 (22) 05.08.86 (46) 23.05.90. Бюл, Р 19 (71) Одесское высшее инженерное морское училище им.Ленинского комсомола (72) А.М.Бардецкий и С.А.Ханмамедов (53) 621,891.2(088 ° 8) (56) Эме Ф. Диэлектрические измерения, ГОСТ 11362-76. Масла. Метод определения кислотного числа.. M.: Химия, 1967, с.)68. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНОГО МАСЛА

Изобретение относится к способам анализа смазочных масел и может быть использовано при определении качества работающего в машинах и механизмах смазочного масла с целью установки срока его смены.

Цель изобретения — повышение достоверности оценки качества смазочного масла.

На фиг.! приведена структурная схема для осуществления способа опоеделения качества смазочного масла; на фиг.2 — емкостный датчик, общий вид, разрез; на фиг.3 — 5 — градуировочные кривые.

Структурная схема состоит из нагревательного элемента 1, емкостного датчика 2, подключенного к измерительному прибору 3, дифференцирующего устройства 4, предназначенного для выявления момента максимума (тангенса угла диэлектрических потерь) „„Я0„„1566291 А !

2 (57) Изобретение относится к химмотологии, в частности к определению качества смазочного масла. Цель повышение точности и достоверности определения. Определение ведут путем измерения тангенса угла диэлектрических потерь, по которому судят о кислотном числе масла. Масло нагревают до получения максимального значения тангенса угла диэлектрических потерь. Новый способ не уступает по точности известному, однако превосходит его по скорости проведения анализа. 5 ил. 2 табл.

tgd и сигнализирующего устройства

5, подающего сигнал о наступлении этого момента. Контроль температуры масла осуществляют после емкостного датчика 2 термоизмерительным устройством 6 °

Емкостный датчик представляет собой плоскую измерительную ячейку с тарельчатыми электродами 7 и 8 площадью 2 -10 м, выполненными из корт розионностойкой стали, например нержавеющей стали марки 12Х18Н9Т, и имеющими возможность подключения к измерительному прибору. Зазор 9 между электродами равен 0,001 м. Электроды 7 и 8 жестко крепятся в герметичном корпусе 10, выполненном из органического стекла и имеющим отверстия

11 для подвода и 12 для отвода рабстающего анализируемого масла.

Способ реализуется следующим образом.

1566291

Часть потока работающего масла пропускают через нагревательный элемент 1. Нагреваясь масло направляется в емкостной датчик 2, где на масло накладывается высокочастотное электрическое поле, вызывающее возникновение диэлектрических потерь, текущее значение которых регистрируется измерительным прибором 3. Нагрев масла осуществляется до тех пор, пока температура и вязкость масла не достигнут величин, IlpH KoTOpblx Выполняются условия максимума tg Р . B момент достижения максимума tg d срабатывает дифференцирующее устройство 4, включает сигнализирующее устройство 5, и подающее сигнал для регистрации температуры, соответствующей максимальному значению tgd с помощью термоиз- 20 мерительного устройства 6. По величине этой температуры, с помощью градуировочной кривой, представленной на фиг.4,определяют вязкость анализируемого масла, а по величине tgР с помощью градуировочной кривой, представленной на фиг.5, определяют его кислотное число.

Пример 1. Для определения качества смазочного масла по указанно- 30 му способу используют турбинное масло марки Тп-46 системы смазки судового турбонагревателя. Устройство (фиг.l) подключено вначале к трубопроводу цистерны запаса свежего масла, которое при начальной температуре о

35 С имеет принимаемые за эталонные показатели качества: динамическую вязкость, равную 0,9 П и кислотное число, равное 0,3 мг/г КОН. Измерение динамической вязкости проводят согласно ГОСТУ 33-82, а кислотного числа согласно ГОСТУ 11362-76. По градуировочной кривой (фиг.3) по отношению абсолютной температуры к динамичес45 кой вязкости масла, равному 69 С/П, определяют частоту измерения, которая должна быть не ниже критической частоты дисперсии для начальной температуры и вязкости масла. Критическая частота дисперсии равна 26 МГц, частоту измерения определяют в 40МГц станавливают на измерительном приборе частоту измерения 30 МГц, после чего нагревательным элементом осуществляют постепенный нагрев проходящего

55 через емкостной датчик эталонного масла до появления максимума 8 Р, Температура масла на данной частоте измерения, соответствующая максимальному значению tgd равна 37,3 С, а величина равна 1,! 10 - . По градуировочной кривой, изображенной на фиг.4, определяют вязкость эталонного масла при 37, 3 С. Она равна О, 78 П.

Затем устройство (фиг.l) подключают к трубопроводу циркуляционной системы смазки судового газотурбонагнетателя и определяют показатели качества масла. Начальная температура исследуемого масла 35 С. Нагревательный элемент осуществляет нагрев исследуемого масла, проходящего через емкостной датчик до момента появления максимума. Температура масла на данной частоте измерения соответст— вует максимальному значению tgd 39 С, а величина 8 „ равна 2,51 10

По градуировочной кривой, изображенной на фиг.4, определяют вязкость исо следуемого масла при 39 С. Она равна

0,842 П или на 87 выше значения вязкости эталонного масла. По градуировочной кривой, представленной на фиг.5, пользуясь полученным значением tgd „, равным 2,51 ° 10 определяют кислотное число исследуемого масла. Оно равно 0,685 мг/г КОН °

Результаты испытаний приведены в табл ° 1.

Предлагаемый способ по точности не уступает известному, однако превосходит его по скорости проведения анализа.

Пример 2. В качестве объекта испытаний используют пробы турбинных масел марки Тп-46, взятые из циркуляционной системы смазки судовых газотурбонагнетателей, При испытаниях используют следующие измерительные приборы: дифференциальный цифровой вольтметр В2-34, измеритель добротности марки BM-560, термометр ТЛ-2, хромелькапелевая термопара типа ТХК, емкостная измерительная ячейка (датчик) с межэлектродным зазором в 1,0 ьм.

Испытания по определению кислотного числа известным способом проводят в емкостной измерительной ячейке на частоте измерений переменного электрического поля 30 МГц и при температуре анализируемого масла 30 С, Значение величины 8 1 регистрируют прибором BM-560,подключенным к ячейке.

Результаты испытаний предлагаемого и известного (прототипа) в сравне5 1566291 6 нии с лабораторными анализами масел угла диэлектрических потерь, по копо методике ГОСТ 11362-76, принятыми торому судят о кислотном числе масв качестве эталонных, приведены в :ла, отличающийся тем, табл.2. что, с целью повышения точности и

5 достоверности определения, масло нагревают до получения максимального значения тангенса угла диэлектрических потерь.

Формула изобретения

Способ определения качества смазочного масла путем измерения тангенса

Таблица 1

Наименование пробы

Известный способ

Предлагаемый способ

Опыт

Кислот- Время

Кислотремя спыное чис- испыло, таний, мгКОН/г мин ное число,мгКОН/г аний, мин

Турбинное масло марки Тп-46

Математическое ожидание и доверительйый интервал

Таблица 2

ГОСТ 11362КЧ мг/г

Прототип при температуре

30 С

Предлагаемый способ при температуре, С

Опыт

37

38,7

39,3

tgd „, КЧ tgÇ КЧ

l0 t l0 с8 макс

10 к

tg d КЧ

10 мг/г

0,30 1, 10 0,3

Ъ

О, 36 1, 320 О, 36 .

0,48

0,52

0,65

1, 067

1,270

1,718

1,846

2, 309

1,794 0,49

1,940 0,53

2,428 0,66

4,5 .10

Фиг. ) 1 0,30

2 . 0,36

3 0,49

4 0,53

5 0,67

Среднее квадратичное отклонение значений кислотных чи сел от ГОСТа

2

4

Динамическая вяз-2 кость 10

Па с при

50 С

3,87

4,0

3,98

4,12

4,05

4,004-

+О, 237

0,67

0,65

0,69

0,63

0,7

3,9+

ЙО,187

13,3

14,1

13,9

14,2

13,8

О, 668»

+О, 074;

Динамическая вязкость

° 10 Па с при 50 С

3,99

3,85

3,81

3,9

3,95

О, 685+

+О, 012

0,68

0,69

0,68

0,69

0,68

13, 86 «+О, 81

31,3

30,!

30,9

31,1

30,5

30, 78+О, 62

1566291

1566291

ОЯЭб

095 а,7ВО

g 702

ОбГФ

Z,5

2,0

05 0б 07 08 РУ и у „

05 00

Составитель Л.Иванова

Техред М.Дидык Корректор В.Кабаций

Редактор С.Патрушева

Заказ 1219 Тираж 506 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения качества смазочного масла Способ определения качества смазочного масла Способ определения качества смазочного масла Способ определения качества смазочного масла Способ определения качества смазочного масла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к исследованию масел, в частности к определению совместимости моторных масел, и может быть использовано в соответствующем производстве

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к определению термической стабильности смазочного масла

Изобретение относится к исследованию смазочных материалов , в частности, к оценке моющих свойств моторных масел

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к оценке качества отработанных нефтепродуктов (НП)

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх