Приводное колесо тележки рельсового транспортного средства

 

Изобретение относится к рельсовому транспорту и предназначено для оснащения транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров и грузов по зубчатым железным дорогам с различным рельефом пути. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности устройства. Приводное колесо содержит закрепленную на валу 8 ступицу 2. К ступице через амортизаторы 10 прикреплен зубчатый венец 5. На ступицу с возможностью свободного вращения посажен бандаж 3. Этот бандаж состоит из наружного 12 и внутреннего 13 колец, между которыми замоноличен слой упругого материала 14. Амортизаторы 10 обеспечивают самоустановку зубчатого венца 5 при его взаимодействии с размещенной вдоль рельсов 4 зубчатой рейкой (или цепью). Слой упругого материала 14 обеспечивает перераспределение напряжений, а свободное вращение бандажа 3 относительно ступицы 2 компенсирует геометрические несоответствия, связанные с наличием разности диаметров делительной окружности зубчатого венца 5 и наружного диаметра бандажа 3. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3969963/27-63 (22) 28.10.85 (46) 07.06.90. Бюл. № 21 (71) Специализированное конструкторское бюро эскалаторостроения (72) В. К. Христич, М. Я. Геншафт, А. А. Синеокий и Г. Е. Иванов (53) 625.3.33 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 611803, кл. В 63 В 27/10, 1976.

Патент США № 4463683, кл. 105-29, 1984. (54) ПРИВОДНОЕ КОЛЕСО ТЕЛЕЖКИ

РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к рельсовому транспорту и предназначено для оснащения транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров и грузов по зубчатым железным дорогам с различным рельефом

„„Я0„„1569269 (51)5 В 61 В 13/02, В 6! С 11/04 пути. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности устройства. Приводное колесо содержит закрепленную на валу 8 ступицу 2. К ступице через амортизаторы 10 прикреплен зубчатый венец 5.

На ступицу с возможностью свободного вращения посажен бандаж 3. Этот бандаж состоит из наружного 12 и внутреннего 13 колец, между которыми замоноличен слой упругого материала 14. Амортизаторы 10 обеспечивают самоустановку зубчатого вен- ца 5 при его взаимодействии с размещенной вдоль рельсов 4 зубчатой рейкой (или цепью). Слой упругого материала 14 обеспечивает перераспределение напряжений, а свободное вращение бандажа 3 относительно ступицы 2 компенсирует геометрические несоответствия, связанные с наличием разности диаметров делительной окружности зубчатого венца 5 и наружного диаметра бандажа 3. 3 з. п. ф-лы, 3 ил.

1569269

Изобретение относится к рельсовому транспорту и предназначено для оснащения транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров и грузов по зубчатым железным дорогам с различным рельефом пути.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности устройства.

На фиг. 1 изображено транспортное средство во взаимодействии с рельсовой колеей, общий вид; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 (вид колеса с приводным валом, разрез); на фиг. 3 — вариант выполнения слоя упругого материала бандажа колеса.

Приводное колесо тележки 1 рельсового транспортного средства содержит ступицу 2, несущую охватывающий ее бандаж 3, предназначенный для опирания на рельс 4, и зубчатый венец 5 для взаимодействия с размещенной вдоль пути зубчатой рейкой (или цепью) 6.

Зубчатый венец 5 охватывает торцовый выступ 7 ступицы 2, необходимый для присоединения приводного вала 8, и связан со ступицей посредством стяжных элементов 9.

Каждый элемент 9 заключен в амортизатор 10, выполненный в виде втулки из упругого материала. Между зубчатым венцом 5 и выступом 7 образован радиальный зазор 11.

Бандаж 3 выполнен составным из наружного 12 и внутреннего 13 колец, между которыми замоноличен слой упругого материала 14. Составной бандаж посажен на ступицу 2 с возможностью свободного вращения, причем коэффициент трения между внутренним кольцом 3 и ступицей 2 меньше, чем коэффициент трения между наружным кольцом

1 2 ба нда жа 3 и рел ь сом 4. 35

Слой упругого материала 14 может быть выполнен (фиг. 3) в виде полой торообразной камеры 15 из эластичного материала, заполненной текучей средой (жидкость или газ) под избыточным давлением и имеющей запорный клапан 16.

Вращение вала 8 осуществляется от привода 17.

Приводное колесо работает следующим образом. 45

Перемещение тележки 1 осуществляется при вращении вала 8 за счет силового взаимодействия зубчатого венца 5 с рейкой 6.

При этом наличие амортизаторов 10 позволяет зубчатому венцу 5 самоустанавливаться относительно зубчатой рейки 6 в 5о случае ее перекоса в поперечном направлении или смещения относительно рельса 4 в каком-либо направлении при неизменном положении колеса на рельсе. Деформация амортизаторов разгружает элементы описываемого устройства от избыточных нагрузок, вызванных неточностью их монтажа.

Свободное вращение бандажа 3 относительно ступицы 2 колеса компенсирует несоответствия, связанные с наличием разности диаметров делительной окружности зубчатого венца 5 и наружного диаметра ба нда жа 3. Размещение между кольцами 12 и 13 бандажа слоя упругого материала 14 обеспечивает перераспределение напряжений, передаваемых со стороны рельса, на большую площадь в зоне контакта кольца 13 и ступицы 2.

Формула изобретения

1. Приводное колесо тележки рельсового транспортного средства, включающее ступицу, охватывающий ее бандаж для опирания на рельс и зубчатый венец для взаимодействия с размещенной вдоль пути зубчатой рейкой, причем зубчатый венец охватывает торцовый выступ ступицы, предназначенный для присоединения приводного вала, и связан со ступицей посредством стяжных элементов, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, бандаж выполнен составным из наружного и внутреннего колец, между которыми замоноличен слой упругого материала, и посажен на ступицу с возможностью свободного вращения относительно последней, связь каждого стяжного элемента с зубчатым венцом осуществляется через амортизатор, а между зубчатым венцом и торцовым выступом ступицы образован радиальный зазор.

2. Колесо по п. 1, отличающееся тем. что слой упругого материала выполнен в виде полой торообразной камеры из эластичного материала, заполненной текучей средой под избыточным давлением и имеющей запорный клапан.

3. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что коэффициент трения между внутренним кольцом бандажа и ступицей меньше, чем коэффициент трения между наружным кольцом бандажа и рельсом пути.

4. Колесо по п. 2, отличающееся тем, что амортизатор выполнен в виде втулки из упругого материала.

1569269

1 17

Составитель Б. Кузьменков

Редактор E. Папи Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 1422 Тираж 395 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССС»Р

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Приводное колесо тележки рельсового транспортного средства Приводное колесо тележки рельсового транспортного средства Приводное колесо тележки рельсового транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к промышленному транспорту и может быть использовано на внутрицеховых и межцеховых монорельсовых перевозках

Изобретение относится к монорельсовому транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для увеличения сцепления колес с рельсом

Изобретение относится к шахтной напочвенной дороге с зубчатым приводом с бесцепным тяговым органом

Изобретение относится к городскому транспорту с электрической тягой

Изобретение относится к конструкциям стрелочных переводов для зубчатых железных дорог

Изобретение относится к промышленному транспорту и может быть использовано на внутрицеховых и межцеховых 6-6 перевозках

Изобретение относится к транспортному устройству, используемому в подземных разработках. Транспортное устройство содержит направляющий рельс (2), составленный из рельсовых звеньев, и предназначенный для движения в подвешенном состоянии на нем транспортировочный состав, содержащий по меньшей мере одно взаимодействующее с направляющим рельсом (2) зубчатое колесо (11) в качестве составляющей части приводного блока (9) тяговой машины транспортировочного состава. Направляющий рельс (2) имеет два проходящих параллельно на расстоянии друг от друга фланца (19, 23) в виде планок и множество пальцев (13), соединяющих друг с другом расположенные друг над другом фланцы (19, 23). Зубчатое колесо (11) всегда находится в зацеплении с пальцами (13). Кроме того, приводной блок (9) опирается с помощью несущих роликов (17) на внутреннюю сторону (18) нижнего фланца (19). В результате обеспечивается надежное взаимодействие приводных блоков с направляющим рельсом даже при больших нагрузках на подъемах и спусках. 28 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к шахтной напочвенной дороге с зубчатым приводом с бесцепным тяговым органом

Изобретение относится к рельсовому транспорту, в частности к устройствам для повышения коэффициента сцепления колес локомотива с рельсами на участках с повышенными углами наклона

Изобретение относится к транспортному оборудованию и позволяет повысить грузонесущую способность
Наверх