Соединение деталей с односторонним доступом

 

Изобретение относится к машинои приборостроению и может быть использовано для соединения деталей с односторонним доступом. Цель изобретения - упрощение конструкции соединения и повышение производительности при его монтаже и демонтаже. В соединяемых деталях 1 и 2 выполнены соосные цилиндрические отверстия, в которых выполнены по два диаметрально расположенных паза, совпадающих при соединении деталей. В эти отверстия установлен с последующим поворотом элемент в виде цилиндрического стержня 5 с головкой и закрытой диаметральной прорезью 6, в которую входит стопорный элемент в виде пластины 7. Расстояние от края прорези до головки стержня меньше суммарной толщины соединяемых деталей. При повороте стержня 5 пластина 7 изгибается и стягивает соединяемые детали осевой силой. На пластине выполнены надрезы, облегчающие их изгиб. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (I! (gl)$ F 16 В 5/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

flPH ГКНТ СССР (2) ) 4402365/3) -27 (22) 04. 04 . 88 (46) 30..06.90. Бюл. ¹ 24 (71) Новгородский политехнический институт (72) В.Н.Емельянов (53) 621.882(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 521408, кл. F )6 В 5/02, 1 975. (54) СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ОДНОСТОРОННИМ ДОСТУПОМ (57) Изобретение относится к машинои приборостроению и может быть использовано для соединения деталей с односторонним доступом. Пель изобретения — упрощение конструкпии соединения и повышение производительности

2 при era монтаже и демонтаже. В соединяемых деталях 1 и 2 выполнены соосные цилиндрические отверстия, в которых выполнены по два диаметрально расположенных паза, совпадающих при соединении деталей. В эти отверстия установлен с последующим поворотом элемент в виде цилиндрического стержня 5 с головкой и закрытой диаметральной прорезью 6, в которую входит стопорный элемент в виде пластины 7. Расстояние от края прорези до головки стержня меньше суммарной толщины соединяемых деталей. При повороте стержня 5 пластина 7 изгибает— ся и стягивает соединяемые детали осевой силой. k)a пластине выполнены надрезы, облегчающих их изгиб..4 з.п. ф-лы, 10 ил.

1574932

D d+ 2, 1 = Н вЂ” h +

На Фиг. 10 показан вариант соеди55 нения, аналогичныР конструкции, представленноР на Фиг. 1-4. Отличие в том, что в отверстиях деталей 1 и 2 выполнен один паз 4. Соответственно плас(!

Изобретение относится к машинои приборостроению и может быть ис" пользовано для соединения деталей с односторонним доступом.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение производительности путем сокращения времени на монтаж-демонтаж соединения.

На Фиг. 1 показано соединение до поворота крепежного элемента, осевой разрез, на Фиг. 2 — соединяемые детали, вид сверху; на Фиг. 3 — соединение после поворота крепежного элемента на 15О, осевой разрез; на

Фиг. 4 — разрез А-А на Фиг. 1, на

Фиг. 5 — соединение с цилиндрическоР проточкой, осевой разрез на Фиг.6 разрез Б-Б на Фиг. 5; на Фиг. 7 разрез В-.В на Фиг. 6 (до поворота кре-20 пежног0 элемента); на Фиг. 8 и 9 разрез В-В на Фиг. 6 (после поворота ! крепежного элемента на различные углы); на Фиг. 10 — соединение при наличии в отверстиях одного паза, осе-25 воР разрез (вариант соединения).

Соединение (фиг.l и 4) содержит соединяемые детали l и 2, в ко горых выполнены соосные отверстия 3 (Фиг.3) с двумя диаметрально расположенными пазами 4. В отверстия 3 установлен . крепежный элемент в виде стержня 5 с гладкоР наружной поверхностью, в теле которого выполнена закрытая прорезь 6. В нее установлена пластина

7 с надрезами 8, симметрично расположенными на расстоянии друг от друга, равном диаметру стержня 5. Расстояние

1 от ближайшего к головке края закрытой прорези 6 до. головки 9 стерж- 40 ня 5 меньше суммарной толщины соединяемых деталей.

Стержень 5 с пластиной 7,, вложенной в прорезь 6, устанавливается в соосные. отверстия деталей 1 и 2. Затем стержень 5 поворачивают на некоторый угол. При повороте стержня 5 (Фиг,3) пластина 7 изгибается и стягивает детали l и 2 осевой силоР.

Для Разборного соединения угол о поворота стержня выбирают до 10-15 т ° е, таким, чтобы при изгибе пластины ее верхняя часть оставалась в пазах соединяемых деталеР. Тогда при демонтаже соединения достаточно повернуть стержень в противоположном направлении на тот же угол и извлечь стержень с пластиной из отверстия.

Для неразборного соединения угол поворота может быть любым (достаточно

20-90 ).

Пластина 7 может быть изготовлена из материала с памятью Формы (ПФ) и подвержена термомеханической обработке (TNO) с тем, чтобы при температуре обратного мартенситного превращения быть прямой, а при температуре прямого мартенситного превращения— изогнутой. Тогда после осуществления монтажа соединения с нагретой пластиной 7 и после охлаждения,до температуры Т< пластина 7 изгибается и стягивает детали 1 и 2.

На Фиг. 5-9 приведена конструкция соединения с цилиндрической проточкой 10 (Фиг.5), выполненной в детали 1 со стороны, противоположной головке крепежного элемента. Диаметр

D проточки выполнен в соответствии с выражением где d — диаметр стержня; толщина пластины.

Ширина пластины 7 и расстояние В (Фиг.7) между основаниями пазов, с которыми она взаимодействует, больше диаметра Р. Расстояние 1 от прорези 6 до головки стержня 5 соответствует зависимости где Н вЂ” суммарная толщина соединяемых деталей;

h — глубина цилиндрической прогочк и, осевой зазор (достаточно

i-- 0,l-2 мм).

Для разборного соединения угол поо ворота выбиракт до !0-15, чтобы при изгибе пластины ее концы оставались в пазах соединяемых деталей. Для демонтажа стержень поворачивают на тот же угол в противоположном направлении и извлекают из отверстия. Для неразборного соединения угол поворота принимают до 20-90 .

Стержень 5 (Фиг. 5 и 6) можно изготовить из материала с,ПФ с соответствукщей TYJO. Тогда создается сила, стягивающая детали 1 н 2.

5 157493 тина 7 выполнена несимметричной с одной прорезью 8.

Как вариант исполнения стопорный элемент может быть выполнен в виде цилиндрического стержня, расположенного в диаметральном отверстии крепежного стержня. Это упрощает конструкцию и удешевляет технологию изготовления пластины и особенно отверстия под нее.

Кроме того, стержень и стопорная пластина могут быть выполнены как одно целое. Это упрощает технологию сборки соединения. 15

Преимущества предлагаемого соединения по сравнению с протдтипом следующие.

Упрощается конструкция элементов соединения: стержень выполнен ци- 20 ..линдрическим без резьбы, нет шайбы с радиальными пазами, отверстий в головке стержня, следовательно, уменьшается трудоемкость их механической обработки, уменьшаются затраты вре- 25 мени на монтаж и демонтаж соединения, так как для этого необходимо и достаточно повернуть крепежный стержень на угол до 1 0-90 . В прототипе о .необходимо сделать несколько оборо- 30 тов, следовательно, повышается про изводительность монгажа и демонтажа соединения. Демонтаж соединения затруднений не вызывает, так как осуществляется двумя простыми двнжени- 35 ями: вначале поворот стержня, затем — его извлечение из отверстия.

Повышается надежность соединения, так как в предлагаемой конструкции отсутствует наименее надежный эле- щ мент — проволока.с многочисленными перегибами. что, с целью упрощения конструкции и повышения производительности путем сокращений времени на монтаж-демонтаж соединения, стержень выполнен с гладкой наружной поверхностью, прорезь — закрытой со стороны торца крепежного элемента, стопорный элемент .— в виде пластины с надрезами со стороны головки стержня, расположенными одни от другого на расстоянии, равном диаметру стержня, и симметричными относительно средней линии пластины, при этом расстояние от головки стержня до ближайшего края прорези меньше суммарной толщины соединяемых деталей, а стержень с размещенным в нем участком пластины повернут в вертикальной плоскости на,угол относительно оси, проходящей через ceредины пазов.

2. Соединение по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что пластина выполнена из материала с зФйек том памяти Формы.

3. Соединение по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в одной из соединяемых деталей со стороны, противоположной головке стержня, выполнена цилиндрическая проточка, диаметр D которой соответствует выражен ик

D d+ 23, где d — диаметр стержня; толщина пластины, и при этом меньше ширины пластины и расстояния между основаниями пазов в соединяемых деталях, а расстояние

1 от головки стержня до ближайшего края прорези равно

1 = Н вЂ” h + i

Формула изобретения

1. Соединение деталей с односторонним доступом; содержащее установленный в соосные цилиндрические отверстия соединяемых деталей крепежный элемент в виде стержня с головкой 50 на одном конце и диаметральной прорезью на другом конце, а также стопорный элемент, размещенный в прорези стержня и продольных диаметрально противоположных пазах соединяемых 55 деталей,- о т л и ч а ю щ е е с я тем, где Н вЂ” суммарная толщина соединяемых деталей;

h — глубина цилиндрической проточки — осевой зазор.

4. Соединение по п. 3, о т л и— ч а ю щ е е с я. тем,,что крепежный элемент изготовлен из материала с эФФектом памяти Формы.

S. Соединение по пп.1 -4, о т л ич а ю.щ е е с я тем, что крепежный и стопорный элементы выполнены за одно целое.

1574932

1574932

1 574932

Составитель С. Никулина

Техред М.Дидык Корректор Н. Король

Редактор И. Касарда.

Заказ 1773 Тираж 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101

Соединение деталей с односторонним доступом Соединение деталей с односторонним доступом Соединение деталей с односторонним доступом Соединение деталей с односторонним доступом Соединение деталей с односторонним доступом Соединение деталей с односторонним доступом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных соединений тонколистовых деталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных средних соединений деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многорядных срезных болтовых соединениях

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении многорядных средних болтовых потайных соединений

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям деталей, и может быть использовано при изготовлении многорядных срезных болтовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях, например, в приборостроении для соединения оси регулируемого прибора с ручкой управления

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным болтовым соединениям деталей

Изобретение относится к машиностроению, , в частности, к соединениям элементов универсально-сборных приспособлений

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх