Патент ссср 162032

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

OII MICAH И E

ИЗ ОЙ РЕТЕН И.Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Л0 162032

Класс

62с, 15„4

МПК

В 64d

Заявлено 20Л!1.1963 (№ 826078/40-23) ГОСУДАРСТВЕННЫи

КОМИТЕТ ПО АЕЛАМ

ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

СССР

Опубликовано 1964. Бюллетень № 17

УДК

Подписная группа ¹ 189

В. H. Аксенов и В. С. Тарновицкий

ЩЕЛЕВАЯ ВОЗДУШНАЯ ТУРБИНА

Предлагается щелевая воздушная турбина, предназначенная для обеспечения электроэнергией летательных аппаратов, летающих со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями, при применении прямоточпых или жидкостных реактивных двигателей, не имеющих вращающегося ротора, с которым можно было бы связать электрический стартер-генератор.

Турбину устанавливают в продольной щели фюзеляжа самолета или корпуса ракеты. Работает турбина от скоростного напора воздуха. Верхнюю часть ротора воздушной турбины с шарнирно закрепленными по ее ободу рабочими лопатками вводят во встречный поток воздуха. Лопатки выпукло-вогнутого профиля состоят из рабочей части, выполненной в виде сот, средней части, имеющей ось, входящую в шарикоподшипники, установленные

«а роторе, и хвостовика, оканчивающегося опорным роликом, который обкатывается по эксцентрику.

Эксцентрик, смещаясь вверх и вниз, изменяет угол атаки лопаток в пределах 0 — 90 .

Ротор турбины снаружи закрыт листами из титанового сплава. В турбине применены вь|сокопрочные стали, алюминиевые или магниевые сплавы, рассчитанные для работы в большом диапазоне скоростей (М = 0,5 — 151 и высот (H = 0 — 80 000 u).

При повышенной прочности, простоте устройства и надежности турбина создает малое аэродинамическое сопротивление и может вырабатывать электроэнергию сравнительно невысокой стабильности, так как инерциоп ость системы регулирования числа оборотов и исполнительных механизмов регулирования довольно велика.

На фиг. 1 представлена воздушная турбина; на фиг. 2 — ее вид со стороны воздушного потока (разрез).

Корпус 1 турбины установлен в продол1..ной щели фюзеляжа самолета или отсека ракеты, В верхней части корпуса предусмотрен вырез, из которого выступает часть ротора с рабочими лопатками 2, вводимая в поток воздуха. Ротор турбины выполнен из двух звездообразных частей > . На концах звезд, соединенных ободом 7, во встроенных цапфах смонтированы подшипники 5, несущие оси 6, на которых закреплены рабочие лопатки, прижатые пру>кипой 7 к эксцентрику8.

Лопатки имеют выпукло-вогнутый профиль.

Верхняя, рабочая часть лопаток имеет сотовую конструкцию. Их нижняя часть оканчивается хвостовиком, на конце которого укреплен ролик 9, обкатывающийся по эксцентрику, жестко закрепленному на оси 10 турбины.

Ось 10 входит во втулку 11 ротора, на которой сидит ведущая шестерня 12, передающая движение ведомым шестерням, связанным с электро- или гидрогеператором (на чертеже не показаны).

Силовые цилиндры 18 в зависимости от заданных оборотов ротора, требуемой мо цности на валу и скоростного напора пере№ 162032

Фиг. Z

Фиг, 1

Составитель К. Д. Алексеев

Редактор Л. В. Калашникова Техред А. А. Камышникова

Корректор Новичкова

ГIодп. к печ. 6,VIII — 64 г. Формат бу .. 60Х90 !8 Объем 0,16 изд. л.

Заказ 183413 Тирагк 550 Цена 5 коп.

ЦНИИ11И Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4.

Типография. пр. Сапунова, 2 мещают ось 10 с эксцентриком и пазах втулки 11. Работой силовых цилиндров управляет регулятор с чувствительными элементами, воспринимающими обороты ротора и скоростной напор воздушного потока.

Предмет изобретения

1. Щелевая воздушная турбина, устанавливаемая в продольной щели (пазу) фюзеляжа летательного аппарата, работающая от возд5шного скоростного напора, состоящая из корпуса, ротора и приводных шестерен, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью использования ее в большом диапазоне скоростей и высот полета, уменьшения веса, упрощения конструкции и повышения надежности, корпус турбины выполнен в верхней части с вырезом (пазом) для вывода в поток ротора, состоящего из двух звездообразных частей с ьстроенными в цапфах на концах звезд подшипниками, несущими оси с закрепленными па них выпукло-вогнутыми лопатками, снабженными хвостовиками с роликами, обкатывающимися по закрепленному на подвижной оси. встроенной в пустотелую цапфу турбины, эксцентрику, служащему для изменения lòëà атаки лопаток.

2. Турбина по п. 1, отл ич а юща я ся тем, что, с целью изменения угла атаки лопаток в зависимости от требуемой мощности на валу и скоростного напора, ось эксцентрика связана с силовыми гидроцилиндрами, изменяю щими положение оси по высоте с управляющим регулятором числа оборотов.

Патент ссср 162032 Патент ссср 162032 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, в частности к самолетостроению

Изобретение относится к электрооборудованию самолета и предназначено для использования при реализации электроснабжения потребителей самолета в нормальных и аварийных условиях полета

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов и наземных транспортных средств

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при креплении выхлопной трубы вспомогательной силовой установки самолета, а также в других отраслях промышленности при креплении агрегатов с последующей регулировкой и фиксацией

Изобретение относится к области авиации

Изобретение относится к системам передачи энергии от двигателя

Самолет // 2220075

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к силовым установкам летательных аппаратов (ЛА) с группой вспомогательных силовых установок (ВСУ) для перспективных самолетов-истребителей с двухконтурными двигателями

Изобретение относится к авиационному электроборудованию

Изобретение относится к силовым установкам летательного аппарата вспомогательного назначения

Изобретение относится к электротехнической промышленности, а именно к изготовлению турбогенераторов для двигателей и движителей

Изобретение относится к теплотехнике, а именно к устройствам, преобразующим тепловую энергию в электрическую

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, преимущественно к малоразмерным авиационным двигателям
Наверх