Реактивного двигателя

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Кл. 62Ь, 37os

4бд, 10

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 18.XI 1.1946 (№ 10682/350455/40-23) МПК В 64с

F 02k с присоединением заявки №

Приоритет—

Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР

Опубликовано 10.XI.1964. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 11.1.1965

ABTOp изобретения

К В Шуликов

Заявитель

СОПЛО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Подписная группа № 188

На известных турбореактивных двигателях применяются неподвижные цилиндрические сопла, ось которых совпадает с продольной осью двигателя. Такое сопло сообщает газовой струе движение только в одном продольном направлении. Это исключает использование тяги двигателя в качестве непосредственной подъемной силы.

Особенность предлагаемой конструкции сопла реактивного дви-ателя состоит в том, что оно оборудовано поворотными в вертикальной плоскости реактивными насадками, монтируемыми на опорно-упорных подшипниках и связанными червячной передачей с приводным механизмом. С помощью этих насадков можно изменять напраьление вектора тяги в вертикальной плоскости.

При такой конструкции сопла энергию газовой струи реактивного двигателя можно использовать непосредственно как источник подъемной силы для осуществления вертикального взлета, вертикальной посадки и тормо>кения летательного аппарата.

На фиг. 1 изображен реактивный двигатель с описываемым соплом, вид сбоку; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — поворотное сопло, вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг.4— сечение по Б-Б на фиг. 1.

Цилиндрическое сопло 1 реактивного двигателя 2 оканчивается двумя симметрично расходящимися каналами 8. В конце каждого капала имеется реактивный поворотный наса5 док 4, имеющий свою плоскость вращения.

Насадки крепятся к торцам каналов с помощью опорно-упорных подшипников 5.

Для отклонения реактивного насадка движение ему сообщается от электропривода 6, 10 установленного на неподвижной части сопла, через червячную передачу, состоящую из червяка 7 и зубчатого сектора 8, закрепленного ца насадке.

15 Сопло снабжено направляющими лопатками 9, а также кожухом 10, предназначенным для внутреннего охлаждения.

Плоскости вращения насадков могут быть как вертикальными, так и наклонными, что

20 диктуется конструктивными размерами и величиной нужного разноса каналов.

Насадки могут поворачиваться на любой заданный угол, благодаря чему достигается не25 сбходимое отклонение газовой струи в зависимости от режима полета. Максимальное отклонение соответствует взлету и посадке, которые выполняются на максимальных оборотах двигателя; для торможения сопло отклоЗо няется вперед.

1об "-.44

Предмет изобретения

Вид A

f г

Фиг 3

E-б

Составитель В. И. Гуслинников

Редактор Л. В. Калашникова Текред Т. П. Курилко Корректор Т. С. Дрожжина

Заказ 3499/ll Тираж 500 Формат бум. 60><90 /а Объем 0,16 изд. л. Цена 5 коп.

UHHIiHH Государственного комитета по делам изобретений п открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Повороты пасадков е требуют болыпих усилий.

Основными нагрузками па подшипник при работе двигателя являются аксиальпыс и опорные.

Управление силовым электроприводом может осуществляться дистанционно летчиком или автоматически.

Сопло реактивного двигателя, orëè÷àioùååся тем, что, с целью возможности управления

5 вектором тяги в вертикальной плоскости, оно снабжено поворотными в вертикальной плоскости насадками, монтируемыми на опорно-упорных подшипниках и связанными червячной передачей с приводным механизмом.

Реактивного двигателя Реактивного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкции жидкостных ракетных двигателей, содержащих охлаждаемый сверхзвуковой раструб сопла и неохлаждаемый составной сопловой насадок из композиционного материала

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к реактивным соплам воздушно-реактивных двигателей с изменяемым направлением вектора тяги

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к области снижения уровня инфракрасного излучения турбореактивных двигателей в заднюю полусферу самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности конструкции выходных устройств газотурбинных двигателей (ГТД), но может быть использовано в любых конструкциях, работающих в горячих средах

Изобретение относится к области авиационных турбореактивных двигателей, в частности, к поворотным соплам подъемно-маршевых двигателей

Выходное устройство авиационного двигателя содержит металлическую кольцевую деталь и деталь выходного устройства из композитного материала с керамической матрицей, имеющую в верхней по потоку части форму тела вращения. Деталь выходного устройства установлена на кольцевой детали с помощью упругих крепежных лап. Каждая крепежная лапа имеет первый конец, укрепленный на кольцевой детали, и второй конец, укрепленный на верхней по направлению потока части детали выходного устройства. При этом в одном из вариантов выполнения выходного устройства каждая крепежная лапа содержит осевой упорный элемент, отходящий радиально от второго конца лапы и расположенный напротив первого конца, и радиальный упорный элемент на уровне второго конца лапы, расположенный над первым концом в радиальном направлении. В другом варианте выполнения деталь выходного устройства установлена ниже по потоку от кольцевой детали, а кромка верхней по потоку части детали выходного устройства поддерживается в осевом направлении напротив наружной радиальной поверхности кольцевой детали, а в радиальном - над первым концом крепежных лап. Первый конец каждой крепежной лапы содержит выступ, проходящий по оси в направлении от кольцевой детали. Другое изобретение группы относится к авиационному двигателю, содержащему указанное выше выходное устройство. Изобретения позволяют повысить надежность узла крепления выходного устройства без повышения его веса. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх