Способ управления радиальными магнитными опорами ротора

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к управляемым магнитным опорам. Цель изобретения - повышение надежности. Измеряют коэффициенты усиления токов радиальных магнитных опор в функции интеграла по времени от рассогласования измеренной и заданной амплитуд радиальных колебаний ротора. Это позволяет снизить амплитуду радиальных колебаний ротора в резонансных областях до заданного значения, сделать ее инвариантной к величине дисбаланса и динамическим характеристикам радиальных магнитных опор. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 1= !6 С 32, 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЬП ИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4622366/31-27 (22) 20.12.88 (46) 15.12.90. Бюл. № 46 (71) Московский энергетический институт (72) А.А. Карпов и В.А. Трегубов (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Лимэн Дж. и Ямамура А. Магнитные подшипники и высокие скорости вращения.

Магниты из сплавов редкоземельных металлов с кобальтом. М.: Металлургия, 1978, с. 161-175. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАДИАЛЬНЫМИ МАГНИТНЫМИ ОПОРАМИ POТОРА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к управляемым радиальным магнитным опорам.

Цель изобретения — повышение надежности путем снижения амплитуды колебаний ротора в резонансной области.

На фиг. 1 дана блок-схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 электрическая схема элемента контура управления с изменяемым коэффициентом усиления; н а фи г. 3 — за виси мости а млитуды а вынужденных радиальных колебаний ротора, вызванных остаточным дисбалансом, от частоты при различных величинах коэффиента усиления р; на фиг. 4 — амлитудная характеристика ротора при управлении по предложенному способу; на фиг. 5 — качественные зависимости рассогласования (разности амплитуд) Ла и вольт-добавки

U, пропорциональной разности коэффициейтов усиления Лр, от времени в процессе разгона и торможения ротора при регулировании коэффициента усиления по предложенному способу; на фиг. 6 — амплитудно- и фазочастотные характеристики разомкнутой системы магнитной опоры. (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к управляемым радиальным магнитным опорам. Цель изобретения — повышение надежности. Измеряют коэффициенты усиления токов радиальных мапштных опор в функции интеграла по времени от рассогласования измеренной и заданной амплитуд радиальных колебаний ротора.

Это позволяет снизить амплитуду радиальных колебаний ротора в резонансных областях до заданного значения, сделать ее инвариантной к величине дисбаланса и динамическим характеристикам радиальных магнитных опор. 6 ил.

Устройство 1 для осуществления способа содержит фильтр нижних частот (ФНЧ) у

2, вход которого соединен с датчиком 3 положения (ДП) контура 4 регулирования магнитной опоры 5, а выход — с вычитающим 2 блоком 6 (сумматор с обратным знаком), с которым соединен также задатчик 7 амплитуды. Вычитающий блок 6 соединен выходом с логическим блоком 8 типа триггера и управляемым ключом 9. Логический блок © )

8 своим выходом соединен с управляющим элементом 10 ключа 9. Ключ 9 своим выходом соединен с входом интегратора 11, который выходом подключен при необходимости через усилитель к регулятору 12 или усилителю !3 мощности (УМ) контура 4 регулирования магнитной опоры 5. Место подключения выхода интегратора 11 может быть разнообразным. Например, он может быть ф подключен к входу 14 элемента контура управления с изменяемым коэффициентом усиления, управляемым напряжением U

Устройство снаб;кено логическим блоком

15, соединенным входом с выходом интегратора 11, а выходом — с управляющим элементом 16 ключа 9 и с входом логичес1613724

6 1 д

16

20 кого блока 8. При необходимости обеспечения требуемых динамических качеств регулирования между интегратором 11 и регудятором 12 или УМ 13 может быть включен блок коррекции.

Способ управления радиальными магНитными опорами зак.цочается в следую

Шем.

При разгоне ротора 17 в радиальных магнитных опорах 18, например электромаг« итных (ЭМ), измеряют амплитуду колебаний ротора 17, например, с помогцью дат1ика 3 контура регулирования магнитной поры. Определяют величину рассогласова«1ия, т.е. разность между сигналом, пропорциональным измеренной величине амплитуды колебаний, и заданным значением этого

1)игнала, вырабатываемым задатчи ком 7 фмплитудь1. Определение ряссогласова1:.Ия

1 1ожко осуществить посредством вычHòBto1цего блока 6. Момент измене11ия знака рас1 „.Огласования фиксируют с цомогцью блока

8 типа триггера и управляемого ключа 9.

Сигнал рассогласования интегрирую - по времени посредством интегратора 11, который подключается к выходу вычитаюгцего блока

6 ключом 9 при первом и1менекии знака рассогласования (c отрицателькогс ка 1юло«кительный). Для исключения Jlo)K!II!x срабатываний устройства 1 при едки-;чных IIIM11ульскых возмущениях между,г(П 3 и блоком

6 включен ФНЧ 2, выделяющий действующее йли среднее значение сигнала ДП 3, прспорциокальное амплитуде кол еба ни Й. При

11ервом изменении знака рассогласования логический блок 8 блокируется и Ite реагН11ует на изменение знака расс>r J!BcoaB;IHst

1 о поступления на него сигнз lа с логичес) ого блока 15, возвращающего блок 8 в исходное положение. Коэффи циент усиления контура 4 регулирования изменяют B фукк— ции сигнала интеграла от рассогласовакия 11о времени, уменьшая коэффициент усиления при положительном знаке cHI IIBJIB рассогласования и увеличивая го при отрицательном знаке рассогласования. Для этого сигнал интегратора 11 через усилитель и соответствующий корректиру1О1ций блок, если они необходимы для обеспечения устойчивости системы у правлен.-.:я, подают на управляемый элемент контура регулирования в виде, например, постоянного напряжения (вольтдобавки). Управляем -.1й элемент может быть расположен в любом месте контура регулирования, например в регуляторе

12, усилителе 13 мошности и тл1.

Когда сигнал, пропорциональный интегралу от рассогласования, станет равным нулю, прекращают изменение коэффициента усиления в функции амплитуды колебаний ротора.

При разгоне ротора вследствие наличия неуравновешенности от остаточного деба, ланса, который не может )otTb полностью устранен, возникают колеба.-гия ротора, частота которых равна частоте вращения. Эти колебания су1цественно возрастают по амплитуде на частоте вращения, ссютветствующей собственной (резонансной) частоте магнитной опоры ц1,. Поэтому амплитуда колебаний может достигать значений, которые недопустимы как с точки зрения требований к функциональным характеристикам исгользуемого привода (электродвигатель, турбомашина), так и с точки зрения задевания ротора и OTaropa магнитных опор.

Кроме гого, при колебаниях ротора часть энергии врашения через колебания от дисбаланса передается магнитной опоре вследствие эксцентричного вращения ротора, рассеивается в кей и создает тормозной момент,, являющийся нагрузкой для привода. Частотная характеристика этого момента имеет

tBKcH. l "iv; 13 резонансноЙ Области и Определяется, в частное."H, величиной дисбаланса и амплитудой колебаний. В некоторых случаях ротор может «застревать» в области ,собственной частоты радиальных колебаний

:1ли HB час rоте вращения, близкОЙ к НеН.

Эти явления характерны для приводов ограниченной мощности и происходят вследствие уравновешивания момента привода моментом сопротивления, вь1зваккым радиальны:;1И колеоакиями от дебаланса.

При OHèæetrHH коэффициента усиления контуров регулирования радиальных магнитнь х опор кх собственнач частота смещается в область низки". частот с одновременным снижением максимума амплитуды радиальных колебаний. Величина и 1 характеризует установившу1ося ам пл итуду а колебаний.

1ipH смещении собственной частоты системы

)ютор — опоры в Область низких частот враtrreHHa максималь .1ая амплитуда колебаний уменьшается, так как уменьшается возму1цающаяся сила. вызванная дисбалансом, которая пропорциональна о1 . Кроме того, снижение максимальной амплитуды колебаний приводит к соответствующему снижению максимума моменfB сопротивления магнитных опор, вызванного колебаниями от дисбаланса.

Изменение коэффициента усиления происходит в диапазоне м (со(в1", причем при разгоне началу ре1улирования (точка 10 ) соответствует момент, когда амплитуда радиальных колебаний ротора впервые превышает заданную, а точке ю" — — консц регулирования; когда коэффициент усиления вновь достигает номинального значения, соответствующего собственной частоте в (сигнал интегратора равен нулю).

При снижении амплитуды колебаний.ниже заданной величина рассогласования (ошибки), поступающая на вход интегратора 11, меняет знак. При этом начинает уменьшаться выходной сигнал интегратора

1! и вместе с ним управляющее напряжение (/„, пропорционал1>ное изменению коэффиtrиента усиления. Снижение управляющего

1613724

Формула изобретения напряжения U и соответствующее повышение коэффициента усиления р должно осуществляться до тех пор, пока сигнал, пропорциональный интегралу от рассогласования, не станет равным нулю, что соответствует номинальному значению коэффициента усиления магнитной опоры, который должен удовлетворять требуемым статическим и динамическим характеристикам магнитной опоры в номинальном режиме, т.е. при отсутствии управления по предложенному способу. В этот момент сигнал, пропорциональный интегралу от рассогласования, должен быть отключен, что приведет к прекращению изменения коэффициента усиления.

После прекращения изменения коэффициента усиления система управления должна быть приведена в исходное положение, чтобы при повторном разгоне она могла реагировать на изменение знака рассогласования. Логический блок 14 при снижении управляющего напряжения U> ниже нуля отключает выход вычитающего блока 6 от входа интегратора 11 и одновременно возвращается логический блок 8 в исходное положение. Далее амплитуда колебаний ротора изменяется по естественной амплитудночастотной характеристике. Предложенный способ можно использовать как в магнитных опорах с внешним контуром регулирования, например ма гнитоэлектрических, электромагнитных, так и в магнитных опорах с внутренней обратной связью (с саморегулированием), например магниторезонансных. В этом случае коэффициент усиления внутренней обратной связи опоры и, соответственно, ее жесткости можно изменять, воздействуя на частоту питания опоры, добротность резонансного контура и т.д.

При торможении ротора происходят те же процессы, что и при разгоне. Поскольку система приведена в исходное положение, при уменьшении частоты вращения в резонансной области возникают колебания ротора повышенной амплитуды. Здесь также необходимо зафиксировать момент, когда амплитуда колебаний превышает заданную величину, а далее регулировать коэффициент усиления по сигналу, пропорциональному интегралу по времени от рассогласования амплитуды колебаний ротора от заданной. В этом случае началу регулирования соответствует точка в", а точка в концу регулирования. При этом повышение момента сопротивле н и я может оказывать при маломощных приводах и значительном дебалансе ротора существенное влияние на время разгона. В ряде случаев возможно

«застревание» ротора на частоте вращения в резонансной зоне. Снижение коэффициента усиления в этой зоне частот позволяет исключить «застревание» и уменьшить время

Е0

55 разгона, а следовательно, и энергию, потребляемую приводом при разгоне

При управлении магнитной опорой с внешним контуром регулирования по предлагаемому способу целесообразно устанавливать сочетание амплитудно- и фазочастотной характеристик разомкнутой системы магнитной опоры (фиг. 6) . При этом при снижении коэффициента усиления р((( (p ) и соответствующем снижении собственной (резонансной) частоты (а (а (а) происходит возрастание запаса по фазе (V )Vi VQ что означает одновременное повышение демпфирующих свойств магнитной опоры, т.е. более резкое снижение максимальной амплитуды колебаний при снижении коэффициента усиления Р.

Предложенный способ позволяет снизить (или полностью устранить) также субгармонические и у.пыра гармонические колебания, поскольку на кратных в„«частотах вращения система управления находится в исходном состоянии и при превышении амплитуды колебаний заданной величины а ф происходит аналогичное регулирование коэффициента усиления, который определяет и области существования суб. и ультрагармонических колебаний.

Таким образом, изобретение обеспечивает понижение амплитуды радиальных колебаний ротора в управляемых магнитных опорах при разгоне и торможении до уровня заданной амплитуды и тем самым повышение надежности ротора в магнитных опорах, предотвращая возможность задевания вращающихся частей за неподвижные даже при относительно высоких уровнях дисбаланса.

Способ управления радиальными магнитными опорами ротора при разгоне, заключающийся в том, что изменяют жесткость опор путем одновременного изменения коэффициентов усиления токов контуров регулирования опор, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности управления, определяют величину рассогласования амплитуды колебаний с заданной, фиксируют момент изменения знака рассогласования, формируют сигнал, пропорциональный интегралу по времени от рассогпасования, и изменяют коэффициенты усиления токов контуров регулирования опор в функции сигнала, пропорционального интегралу от рассогласования, уменьшая коэффициенты усиления токов при положительном знаке сигнала рассогласования и увеличивая их при отрицательном знаке сигнала рассогласования, а - изменение коэффициентов усиления прекращают при нулевом значении интеграла от рассогласования

1613724

1613724

0ycm

Now ©аз 4 ог

Jk J4,Фг -А

0зад

Oem

N @оюм

1613724

201дА(и)

ШЦ3 нам

zo rgb> гогу д

v (a))

Составитель В. Пучинский

Редактор М. Келемеш Техред А. Кравчук Корректор О. Кравцова

Заказ 3878 Тираж 526 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ управления радиальными магнитными опорами ротора Способ управления радиальными магнитными опорами ротора Способ управления радиальными магнитными опорами ротора Способ управления радиальными магнитными опорами ротора Способ управления радиальными магнитными опорами ротора Способ управления радиальными магнитными опорами ротора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подвешиванию тел в магнитном поле

Изобретение относится к приборостроению, а именно к прецизионным приборам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесконтактных подвесах вала в двигателях транспортных средств

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к конструкции опор

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для бесконтактного подвеса вала сберхлроводниковых устройств

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в гироскопических торцовых гиродвигателях для подвески роторамаховика

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в химическом и тяжелом машиностроении , а также в станкостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесконтактного подвеса вращающихся тел

Изобретение относится к бесконтактным опорным устройствам с электромагнитными подшипниками и может быть использовано при создании, например, газоперекачивающих агрегатов и других высокооборотных машин с активным магнитным подвесом роторов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесконтактным опорным узлам с электромагнитными подшипниками, и может быть использовано при создании крупных трансмиссионных высокооборотных агрегатов, например, газоперекачивающих (ГПА) или турбодетандерных (ТДА)

Изобретение относится к магнитным подшипникам и, в частности, к упорным магнитным подшипникам

Изобретение относится к устройствам для бесконтактного центрирования или удерживания массы во взвешенном состоянии

Изобретение относится к приборостроению - к магнитным системам фиксации подвижных узлов измерительных устройств

Изобретение относится к верхней магнитной опоре ротора с вертикальной осью вращения

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для использования в электромеханических устройствах на переменном токе для демпфирования поступательных и угловых колебаний тел, статическое или динамическое состояния которых заданы магнитным или электрическим полями соответственно электромагнитов или электродов, питаемых переменным током

Изобретение относится к машиностроению и, преимущественно, к магнитным опорам вертикальных роторов быстровращающихся приборов, накопителей энергии, центрифуг, в которых верхняя магнитная опора ротора обеспечивает радиальную жесткость и центровку ротора относительно корпуса и, одновременно, разгружает нижнюю опору от осевой нагрузки
Наверх