Автотрансформатор с устройством резервной защиты

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и предназначено для селективного отключения защищаемого автотрансформатора в случае отказа защиты ошиновки или основной защиты автотрансформатора. Цель изобретения - повышение селективности и быстродействия при отключениях коротких замыканий на ошиновках. При коротком замыкании (КЗ) на ошиновке высшего напряжения (ВН) и двухстороннем питании автотрансформатора замыкаются контакты 28 и 34 реле мощности. В цепи реле времени 54 происходит отключение всех выключателей автотрансформатора. При КЗ на ошиновке высшего напряжения и отсутствии питания со стороны среднего напряжения отключение выключателей обеспечивается за счет замыкания контактов 32 и 32 в цепи реле времени 54. При КЗ на ошиновке ВН и отсутствии питания со стороны ВН происходит отключение автотрансформатора по цепи контактов: 23,30 и вновь введенных контактов 38 реле положения "включено" выключателя. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

t (я>ю Н 02 Н 7/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4281424/24-07 (22) 13.07.87 (46) 23.12,90. Бюл. № 47 (71) Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) В.И,Нагай, Э,Б.Пугачевский и В.Г.Шуляк (53) 621.316.925(088.8) (56) Поляков В.Е„Скутельников В.И. Структурная быстродействующая защита генераторов, трансформаторов и блоков генератор-трансформатор от коротких замыканий.

Изв. вузов. Энергетика, 1965, ¹ 9, с. 1 — 5.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1173483, кл. Н 02 Н 7/04, 1980, - „„ЯЦ „„1б15834 А1 (54) ABTOTPAt-: СООРМАТОР С УСТРОЙСТВ0М РЕЗЕРВНОЙ ЗАЩИТЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и предназначено для селективного отключения защищаемого автотрансформатора в.случае отказа защиты ошиновки или основной защиты автотрансформатора. Цель изобретения — повышение селективности и быстродействия при отключениях коротких замыканий на ошиновках. При коротком замыкании (КЗ) на ошиновке высшего напряжения (ВН) и двухстороннем питании автотрансформатора замыкаются контакты 28. и 34 реле мощности. В цепи реле времени 54

1615834

20

30

40 происходит отключение всех выключателей автотрансформатора. При КЗ на ошиновке вывшего напряжения и отсутствии питания со стороны среднего напряжения отключение выключателей обеспечивается за счет замыкания контактов 32 и 34 в цепи реле

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и предназначено для .елективного отключения загцищаемого авто рансформатора в случае, отказа защиты ошиноэки или основной за щиты автотрансфог.- ;атора, Цель изобретения — повышение селективности и бстродействия при отключениях коротких замыканий на ошиновках.

На фиг, 1 г риведена электрическая схема подста,-:ции, содержащей.два парадлельно работающих автотрансформатора, и схема подключения измерительных органов защиты к измерительным преобразователям тока и напряжения; на фиг,2 — схема, цепей оперативного постоянного тока устройства резервной защиты автотрансфор. матора, Автотрансформа--оры (AT) 1 и 2, включеííblå на параллельную работу, подключены к сети высшего напряжения (ВН) выклю.,чателями 3 и 4 через разъединители 5, б и 7,, 8. Шины BH соединены шиносоединигельным выключателем 9. К шинам среднего наг1ря> <ения (СН) AT подключены выключателями 10 и 11 через разъединители 12, 13 и 14, 15. Шины СН соединены шиносоединительным выключателем 16. К сети низшего напряжения (HH) АТ подключены выключа гели 17, Устройс пзо резервной защиты содержит трансформаторы тока ГТ 18 и 19, встроен -ые v, выключатели 3 и 10, ТТ 20 и

21, встроенные во втулки защищаемого AT, и трансформатор напряжения ТН 22, подключеннь и к стороне НН. комплект 23 защиты, устанавливаемый на сторонах ВН и

СН, вкл,очает в себя реле направления мощности (Рй1) 24, подключенное к TT 20 и TH данной =:г-ороны (не указан) и ориентированное в сторону сети, релетока(КА1)25, подключенное к ГТ20 и реле направления мощности (КО/2) 26, подключенное к TT 18 и ТН данной стороны и ориентированное в сторону AT, К Tt-! 22 подключено реле напряжения (ViV1) 2 с, Цопм переменного оперативного тока (фиг. ) :0/iàði<àã первые замыкающие конгакгы 28 и 29 реле напоавления мощности, ""Л/iI 2 -1, .амыкающие <онгакты 30 и 31 и времени 54, При КЗ на ошиновке ВН и отсутствии питания со стороны ВН происходит отключение автотрансформатора по цепи контактов: 28, 30 и вновь введенных контактов 38 реле положения "Включено" выключателя, 2 ил. раэмыкающие контакты 32 и 33 реле 25 тока, замыкающие. контакты 34 и 35 реле 26 направления мощности комплектов 23, установленных на сторонах ВН и СН соответственно, размыкающие 36 и 37 и замыкающие 38 и 39 контакты реле положения "Включено" выключателей 3 и 10, реле

40-43 реле. Цепи из последовательно соединенных замыкающих контактов 44, 45 и

46, 47 реле 26 направления мощности и реле

25 тока обеих сторон AT включены параллельно между собой и последовательно с размыкающими контактами 48 и 49 реле 24 направления мощности и замыкающим контактом 50 реле 51 времени, в цепь которого включен замыкающий контакт 52 реле

27 напряжения, Замыкающий контакт 53 реле 54 времени включен в цепь отключения всех выключателей AT. Замыкающие контакты 55, 56 и 57, 58 реле 40, 41 и 42, 43 времени включены в цепь отключения выключателей 9,3 и 16,10 соответственно

Работу устройства рассматривают при внешнем КЗ на стороне высшего напряжения на ошиновке ВН (т,е. между TT .18 и 20 при двухстороннем питании, при одностороннем питании,, а также при внутреннем

КЗ в AT 1).

При внешнем КЗ в сети ВН происходит срабать вание реле 24 мощности и реле 25 тока, что,приводит к образованию цепи из замыкающих контактов 28 и 30, замкнутого контакта.36 реле положения "Включено" выключателя 3 и реле 41 и 42 времени, Это

35 приводит к замыканию контакта 55, затем контакта 56, что обеспечивает отключение с первой выдержкой времени шиносоединительного выключателя 9, а с второй — выключателя 3, При КЗ на ошиновке BH AT 1 и двухстороннем питании происходит замыкание контактов 28 и 34 реле 24 и 26 мощности, что обеспечивает срабатывание реле 54 времени и отключение выключателей 3, 10, 17 с выдерж,<ой времени, отсроенной от времени разновременности включения фаз выключателей AT 1. При К3 на ошиновке ВН и отсутствии питания со стороны СН отключение выключателей AT 1 обеспечивается за счет замыкания контактов 32 и 34 в цепи

1615834 реле 54 времени. Уставка реле 25 тока выбирается по условиям отстройки от тока небаланса нулевой последовательности, Реле 25 тока предназначено для контроля наличия тока в цепи AT, При КЗ на ошиновке

ВН и отсутствии питания со стороны сети высшего напряжения (т,.п. при отключенном выключателе 3) проходит отключение по цепи контактов 28 — 30 — 38 — реле времени 54.

При внутреннем повреждении в предварительном возбужденном AT, т.е, при сработанных реле 27 напряжения, реле 51 времени и его замкнутом контакте 50, происходит срабатывание реле тока 25 и мощности 26 и не срабатывают реле 24 мощности. Это приводит к замыканию контактов

44, 45 и (или) 46, 47 и 48, 49, 50 в цепи р,еле

54 времени. Выдержка времени реле 51 времени выбирается из условия отстройки от времени затухания броска намагничивающего тока при включении AT на холостой ход до уровня срабаты вания реле 25 тока.

Таким образом, изобретение позволяет отключить внутреннее повреждение AT и К3 на ошиновке ВН и СН с минимальной выдержкой времени 0,2 — 0,5 с, а в отдельных случаях эту выдержку времени можно снизить и сохранить в работе второй автотрансформатор, что повышает надежность энергоснабжения.

Формула изобретения

Автотрансформатор с устройством резервной защиты, содержащий на стороне высшего и среднего напряжений защищаемого автотрансформатора реле тока и первые реле направления мощности, ориентированные в сторону сети и подключенные к трансформаторам напряжения и тока, встроенным в выводы соответствующей стороны автотрансформатора, при этом на каждой из сторон первые замыкающие контакты реле тока и первого реле направления мощности включены последовательно с обмоткой первого реле времени, замыкающий контакт которого включен в цепь отключения выключателя соответствующей стороны эвтотрансформатора, вторые замыкающие контакты реле тока обеих сторон включены параллельно между собой и последовательно с размыкающими-контактами первых реле направления мощности обеих сторон, замыкающим контактом второго реле вре30

45 вательно соединенные введенный размыкающий контакт реле тока и первый замыкающий контакт второго реле направления мощности сторон высшего и среднего напряжений включены параллельно между собой и последовательно с обмоткой третьего реле времени, второй замыкающий контакт второго реле направления мощности включен последовательно с вторым замыкающим контактом реле тока соответствующей стороны, на каждой из указанных сторон размыкающий контакт реле тока вклю ен параллельнос первым замыкающим контактом первого реле направления мощности, в цепь питания обмоток первого и четверТого реле времени-включен введенный размыкающий контакт реле положения "Включено" выключателя соответствующей стороны, между точкой соединения которого с первым замыкающим контактом реле тока и обмоткой третьего реле включен введенный замыкающий контакт реле положения

"Включено" выключателя соответствующей стороны, при этом все реле тока и направления мощности выполнены реагирующими на составляющие нулевой последовательНОСТИ . мени и обмоткой третьего реле времени, замыкающие контакты которого предназначены для включения в цепи отключения всех выключателей автотрансформатора, обмот5; ка второго реле времени включена последовательно с замыкающим контактом реле напряжения, подключенного к трансформатору напряжения низшей стороны автотрансформатора, отличающийся тем, 10 что, с целью повышения селективности и быстродействия при отключении коротких замыканий на ошиновках, на сторонах высшего и среднего напряжений дополнительно введены вторые реле направления

15 . мощности, ориентированные в сторону автотрансформатора и подключенные к трансформаторам напряжения и тока, предназначенным для вклю:: -ния в выключатеги сооТ ветствующей стороны, и четвертые рел.:20 времени, обмотки которых включены параллельно обмоткам первых реле времени, а замыкающие контакты предназначены для включения в цепь отключения шиносоединительного (секционного) выключателя соответствующей стороны, при этом последо1615834

Составитель В.Онучин

Техред M.Ìîðãåíòàë

Корректор Н.Король

Редактор Я.Зайцева

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3994 Тираж 474 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Автотрансформатор с устройством резервной защиты Автотрансформатор с устройством резервной защиты Автотрансформатор с устройством резервной защиты Автотрансформатор с устройством резервной защиты 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите электроустановок

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты автотрансформаторов, работающих в блоке с параллельными линиями, связанными взаимоиндукцией

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах для защиты трансформаторов мощных дуговых сталеплавильных печей от токов короткого замыкания

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для контроля неодинаковой загрузки трансформаторов при их совместной работе с двигательной или выпрямительной нагрузкой

Изобретение относится к области электротехники, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты от коротких замыканий и обрыва цепи вторичной обмотки трансформатора с несколькими параллельно включенными обмотками

Изобретение относится к технике релейной защиты и предназначено для защиты силового трансформатора от перегрева его несинусоидальным током

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для питания электрорадиоаппаратуры

Изобретение относится к электротехники и может быть использовано для защиты от витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток управляемых подмагничиванием реакторов, имеющих внешний источник постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для оперативного контроля за состоянием обмоток мощных силовых трансформаторов в процессе эксплуатации без отключения их от сети

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться для защиты от витковых замыканий и замыканий на корпус обмоток управляемых подмагничиванием реакторов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты силовых трансформаторов и автотрансформаторов с соединением обмоток , установленных в энергетических системах, от повреждений, сопровождаемых различными видами коротких замыканий

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите, и может быть использовано для защиты силовых трансформаторов и автотрансформаторов с соединением обмоток , установленных в энергетических системах, от повреждений, сопровождаемых различными видами коротких замыканий

Изобретение относится к автоматизации энергосистем и может быть использовано в защите устройств электроснабжения от токов КЗ

Изобретение относится к электрическим силовым или распределительным трансформаторам, в частности к масляным трансформаторам с автоматической защитой

Изобретение относится к трансформаторостроению и может быть использовано для предупреждения взрыва и пожара на электрических трансформаторах с охлаждением жидкой горючей охлаждающей жидкостью
Наверх