Электропривод гребного винта

 

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в гребных электрических установках. Целью изобретения является повышение надежности путем улучшения демпфирующих свойств при повышенных моментах сопротивления на гребном винте. Устройство содержит электропривод в составе синхронного генератора 4, выпрямителя 5, электродвигателя 1, сочлененного через валопровод 2 с гребным винтом 3, а также контур демпфирования колебаний с переменной структурой, выход которого подключен к обмотке возбуждения синхронного генератора. В зависимости от ледовых условий движения судна происходит корректировка коэффициента передачи контура демфирования под действием сигнала датчика 12 напряжения. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4205480/24-07 (22) 06.03.87 (46) 30.12.90. Бюл. hh 48 (71) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С.О. Макарова (72) А.С. Быков и В.С. Иванов (53) 621.316.718,5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hk 1221059, кл. Н 02 P 5/06, 1985.

Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 889534, кл. Н 02 P 5/06, 1981, (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ГРЕБНОГО ВИНТА (57) Изобретение относится к электротехни.ке и может найти применение в гребных электрических установках. Целью изобрете.!Ж 1617596 А1 ния является повышение надежности путем улучшения демпфирующих свойств при повышенных моментах сопротивления на гребном винте. Устройство содержит электропривод в составе синхронного генератора 4, выпрямителя 5, электродвигателя 1, сочлененного через валопровод 2 с гребным винтом 3, а также контур демпфирования колебаний с переменной структурой, выход которого подключен к обмотке возбуждения синхронного генератора. В зависимости от ледовых условий движения судна происходит корректировка коэффициента передачи контура демпфирования под действием сигнала датчика 12 напряжения. 1 ил.

1617596

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в гребных электрических установках.

Цель изобретения — повышение надежности путем улучшения демпфирующих свойств при повышенных моментах сопротивления на гребном винте, На чертеже представлена схема электроприводэ.

Электропривод гребного винта содержит гребной электродвигатель 1 постоянного тока, сочлененный через валопровод 2 с гребным винтом 3 и подключенный к синхронному генератору 4 через выпрямитель 5 и датчик 6 тока, к выходу которого подключены последовательно соединенные узкополосный фильтр 7, фазовращатель 8, сумматор 9, усилитель 10 и возбудитель 11, выходом подключенный к входу синхронного генератора 4. Выходы датчика 6 тока и датчика 12 напряжения синхронного генератора подключены к входам второго сумматора 13. выходом соединенного с управляющим входом ключа 14, через который выход фэзовращателя 8 соединен с вторым входом сумматора 9.

Электропривод работает следующим образом.

При ходе судна в легких ледовых условиях среднее значение момента сопротивления на гребном винте 3 относительно невелико, в результате чего электропривод работает на пологом участке внешней характеристики системы синхронный генератор 4 — выпрямитель 5. При этом напряжение, поступающее нэ вход второго сумматора 13 от датчика 12 напряжения, превышает по абсолютному значению напряжение, поступающее на другой вход от датчика 6 тока. На выходе сумматора 13 формируется сигнал, обеспечивающий разомкнутое положение ключа 14. При взаимодействии гребного винта 3 со льдом в механической системе якорь гребного электродвигателя 1 — валопровод 2 — винт 3 возникают крутильные колебания, что приводит к колебаниям момента сопротивления на еалу, а следовательно, к колебаниям частоты вращения и тока якоря электродвигателя 1. Переменная составляющая выходного сигнала датчика 6 тока проходит через узкополосный фильтр 7 и поступает на вход фазовращателя 8, Колебания напряжения с выхода фазовращэтеля поступают через сумматор 9, усилитель 10 и возбудитель 11 на обмотку возбуждения генератора 4, что приводит к колебаниям на5

35 пряжения генератора 4 и выпрямителя 5.

Угол сдвига, вно имый фазовращателем 8, устанавливается таким, чтобы при работе данной обратной связи колебания тока якоря электродвигателя 1 возрастали и, кроме того, находились в противофазе с колебаниями его частоты вращения. При этом имеет место максимальное демпфирование крутильных колебаний.

При ходе судна в тяжелых ледовых условиях среднее значение момента сопротивления на гребном винте 3 возрастает, что приводит к переходу рабочей точки электропривода на крутопадающий участок внешней характеристики системы синхронный генератор 4 — выпрямитель 5. При этом напряжение, поступающее на вход сумматора

13 от датчика 12 напряжения, становится меньше по абсолютному значению напряжения, поступающего на второй вход сумматора 13 от датчика 6 тока. Нэ выходе сумматора 13 формируется сигнал, обеспечивающий замкнутое положение ключа 14, Коэффициенты усиления по входам сумматора 13 устанавливаются такими, чтобы было обеспечено срабатывание ключа 14 в момент перехода с пологого участка внешней характеристики системы на крутопадающий. При срабатывании ключа 14 сигналы, поступающие на вход сумматора 9. складываются, что приводит к возрастанию коэффициента передачи демпфирующей обратной связи и улучшению демпфирующих свойств. В результате обеспечивается повышение надежности электродвигателя.

Формула изобретения

Электропривод гребного винта. содержащий электродвигатель постоянного тока. сочлененный через валопровод с гребным винтом и подключенный к синхронному генератору через выпрямитель и датчик тока, к выходу которого подключены последовательно соединенные узкополосный фильтр, фэзовращатель, сумматор, усилитель и возбудитель, выходом подключенный к входу синхронного генератора, а также датчик напряжения синхронного генератора, о т л ыч а ю шийся тем. что. с целью FloSbllUBHNI надежности, в него введены управляемый ключ и второй сумматор, входы которого соединены с выходами датчика тока и датчика напряжения синхронного генератора. а выход — с управляющим входом ключв, включенного между выходом фазовращэтеля и вторым входом сумматора,

Электропривод гребного винта Электропривод гребного винта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам автоматического фазирования синхронизированных электроприводов с фазовой автоподстройкой частоты вращения по опорному импульсному сигналу, и может быть использовано в системах записи и воспроизведения информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах прокатных станов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в позиционных и следящих электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в стендах и системах для испытаний электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления тяговым электродвигателем постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления тормозными режимами электродвигателя постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока, преимущественно в электроприводах шахтных подъемных установок

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх