Учебный прибор по сопротивлению материалов

 

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет демонстрировать распределение остаточных главных напряжений растяжения и сжатия в двухосной напряженной области, возникающих в результате проведения сварочных работ. Прибор содержит моделирующую плоскую напряженную область пластину 1 с координатной сеткой, в узлах которой установлены штырьки 3 и нанесены угловые шкалы 4. и средство индикации главных напряжений в заданных зонах, состоящее из поворотных стрелочных указателей 5, 6 направлений действия главных напряжений растяжения и сжатия соответственно, выполненных в виде набора эталонных планок, каждая из которых соответствует напряжению +20 МПа или -20 МПа соответственно. В зависимости от полученных экспериментальным и расчетным путями численных значений главных напряжений и углов их направлений действия к оси X размещают в заданных зонах на штырьках 3 соответствующее количество стрелочных указателей 5, 6, устанавливая их по шкале 4 под соответствующими углами. В зависимости от конкретных параметров в каждой точке напряженной области возможны различные сочетания стрелочных указателей 5, 6. 7 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

s 6 09 В 23/06

ГОСУДАРСТВЕ ННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ЛГ 1, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4465401/12 (22) 25,07.88 (46) 30.01.91. Бюл. N. 4 (71) Воронежский политехнический институт (72) А.Т,Кучер, В.Н,Семыкин и В.Ф.Шмычков (53) 371.66(088.8) (56) Учебное оборудование по физике в средней школе/Под ред. А.А.Покровского.

М., 1973, с. 157-159. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ (57) Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет демонстрировать распределение остаточных главных напряжений растяжения и сжатия в двухосной напряженной области, возникающих в результате проведения сварочных работ.

Прибор содержит моделирующую плоскую напряженную область пластину 1 с коорди„„Я „„1624502 А1 нэтной сеткой, в узлах которой установлены штырьки 3 и нанесены угловые шкалы 4, и средство индикации главных напряжений в заданных зонах, состоящее иэ поворотных стрелочных указателей 5, 6 направлений действия главных напряжений растяжения и сжатия соответственно, выполненных в виде набора эталонных планок, каждая из которых соответствует напряжению +20

МПа или -20 МПа соответственно. В зависимости от полученных экспериментальным и расчетным путями численных значений главных напряжений и углов их направлений действия к оси Х размещают в заданных зонах на штырьках 3 соответствующее количество стрелочных указателей 5, 6, устанавливая их по шкале 4 под соответствующими углами. В зависимости от конкретных параметров в каждой точке напряженной области возможн ы различные сочетания стрелочных указателей 5, 6. 7 ил.

1624502

Изобретение относится к демонстрационным приборам и может быть использовано, например, при изучении остаточных напряжений в сварных конструкциях.

Цель изобретения — расширение диапа- 5 зона решаемых задач путем демонстрации направления действия и количественных параметров остаточных двухосных напряжений.

На фиг.1 представлено устройство, об- 10 щий вид; на фиг.2 — поле изолиний наибольших главных остаточных напряжений

«1 растяжения; на фиг.3 — поле изолиний наименьших главных остаточных напряжения 02 сжатия; на фиг. 4-7 пример конкрет- 15 ного использования прибора.

Прибор содержит моделирующую плоскую напряженную область пластину 1 с координатной сеткой 2, в узлах которой установлены штырьки 3 и нанесены угловые 20 шкалы 4, и средство индикации главных напряжений в заданных зонах, состоящее иэ поворотных стрелочных указателей 5 направлений действия главных напряжений растяжения и отличных от них по форме и 25 цвету стрелочных указателей 6 направлений действия главных напряжений сжатия, выполненных в виде набора эталонных планок с отверстиями для их размещения на каждом штырьке 3 в количестве. соответст- 30 вующем значению напряжений в заданной зоне, полученных предварительно выполненным расчетом, при этом каждая планка стрелочного указателя 5 соответствует напряжению растяжения, равному 20 МПа, а 35 стрелочного указателя 6 соответствует напряжению сжатия, равному — 20 МПа.

Прибором пользуются следующим образом.

Перед началом демонстрации опытным 40 путем с использованием например, магнитоупругого измерителя остаточных напряжений определяют в узлах координатной сетки (например, стальной стыковый сварной образец) 2, нанесенной на поверхность 45 натурной детали из ферромагнитного материала значения разности главных напряжений(о — о ) и углы а направлений действия наибольших главных напряжений о1 к оси

Х (на фиг.4 они показаны черточками 7).

Затем по известным зависимостям определяют численные значения наибольших главных напряжений растяжения о1 и наименьших главных напряжений сжатия о2 в каждой точке (уэле) координатной сетки и строят поле изолиний о1 (фиг.2) и поле изолиний о2 (фиг.3), Для удобства демонстрации по полученным полям изолиний с71,0 и Q конкретные значения этих параметров в заданных зонах сводят в таблицу.

Обучаемым объясняют, что для удобства пользования стрелочными указателями

5,6 значения о1,, не кратные цене указателей (20 МПа), определяют до ближайших кратных значений(например, +45 округляют до+40, а+54 округляют до +60). После этого приступают к демонстрациям плоского напряженного состояния образца.

В соответствии с таблицей значений о, 02 и а в заданных зонах (узлах координатной сетки 2) на штырьки 3 размещают вначале, например, стрелочные указатели 6 главных напряжений сжатия, а затем — стрелочные указатели 5 главных напряжений растяжения, располагая их при этом под соответствующими углами, используя для этого угловые шкалы 4. В зависимости от конкретных значений напряжений и направлений действия О1 и ог в каждой точке двухосной напряженной эоны 1 возможны различные сочетания стрелочных указателей 5,6 (фиг,4).

Использование изобретения позволяет наглядно и доходчиво демонстрировать распределение остаточных главных напряжений в двухосной напряженной зоне, возникающих в результате проведения сварочных работ.

Формула изобретения

Учебный прибор по сопротивлению материалов, содержащий моделирующую плоскую напряженную область пластину с координатной сеткой и средство индикации главных напряжений в заданных зонах в соответствии с предварительно выполненным расчетом, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач путем демонстрации направления действия и количественных параметров остаточных двухосных напряжений, в узлах координатной сетки установлены штырьки и нанесены угловые шкалы, а средство индикации состоит из поворотных стрелочных указателей направлений действия главных напряжений растяжения и отличных от них по форме и цвету стрелочных указателей направлений действия главных напряжений сжатия, выполненных в виде набора эталонных планок с отверстиями для их размещения на каждом штырьке в количестве. соответствующем значению напряжений в заданной зоне.

1624502

Иьслинии б;, МПа

1624502

1624502

1624502

Составитель Р. Увжий

Редактор М. Келемеш Техред М.Моргентал Корректор Т, Малец

Заказ 193 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Учебный прибор по сопротивлению материалов Учебный прибор по сопротивлению материалов Учебный прибор по сопротивлению материалов Учебный прибор по сопротивлению материалов Учебный прибор по сопротивлению материалов Учебный прибор по сопротивлению материалов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демонстрационным приборам по сопротивлению материалов и позволяет расширить демонстрационные возможности прибора путем исследования потери устойчивости гибкого элемента при действии на него центрально приложенной сжимающей силы и потери изгибной устойчивости гибким элементом

Изобретение относится к учебным приборам по механике, основанным на изменении силы сухого трения

Изобретение относится к демонстрационным приборам и может быть использовано при изучении в курсах строительной механики и сопротивления материалов теоремы о взаимности перемещений

Изобретение относится к учебным пособиям и позволяет идентифицировать расчетную модель для контролирования неравномерности распределения нагрузки по виткам резьбы с реальной моделью, а именно путем непосредственного измерения деформаций представить изменение этих деформаций по виткам резьбы, а также продемонстрировать увеличение силы затяжки при увеличении момента в резьбе

Изобретение относится к демонстрационным приборам и может быть использовано, например, при изучении в курсах сопротивления материалов и строительной механики напряженного состояния стержней

Изобретение относится к демонстрационным приборам и может быть использовано, например, при изучении в курсе сопротивления материалов кручения стержней

Изобретение относится к учебно-наглядным пособиям для изучения колебаний длинномерных грузов и позволяет наглядно и достоверно иллюстрировать изгибные и крутильные колебания при транспортировке этих грузов

Изобретение относится к учебно-демонстрационным приборам по механике и физике и может быть использовано для демонстрации явления прецессии гироскопа

Изобретение относится к учебным пособиям по теплотехнике

Изобретение относится к средствам обучения, к научным моделям в физике и оптике и может быть использовано в физических кабинетах учебных заведений

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх