Устройство для защиты от асинхронного режима синхронного электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике , а именно к релейной защите электрических машин. Цель изобретения - уменьшение количества остановок электродвигателя при асинхронных режимах за счет формирования выдержки времени, на отключение в функции квадрата тока перед грузки. При возникновении асинхронного режима синхронного двигателя срабатывает блок 1 контроля режима статорной цепи, характеризующегося появлением сигналов логической единицы на обоих его выходах. Сигнал на первом выходе логического блока 7вызывает циклическое срабатывание (в соответствии с частотой ЭДС скольжения) реле 8ресинхронизации. Сигнал на втором выходе блока 7 запускает релеЭ времени. Ток статора воспринимается токовым датчиком 12, и на выходе амплитудного детектора 11 выделяется огибающая тока статора. При срабатывании порогового элемента 14 на блок 15 перемножения поступает ток статора, который превышает уставку блока. Квадрат тока статора поступает на вход интегратора 16. который запускается сигналом с второго выхода логического блока 7. Когда сигнал на выходе интегратора 16 превысит уставку второго порогового элемента 17, на его выходе появляется сигнал логической единицы, который , проходя через открытый (сигналом с второго-выхода логического блока 7) логический элемент И 18 и ИЛИ 10, вызывает отключение выключателя электродвигателя. 2 ил. (Л С о 4 vj 2 сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 Н 7/08

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРС<0Г "." СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4671020/07 (22} 30.03,89 (46) 07,05.91, Бюл. М 17 (71) Научно-производственный кооператив

"Та нор" (72) Н, В. Даки и А. П. Малый (53) 621.316.825(088.8) (56) Возбудители тиристорные ВТŠ— 320-6.

Техническое описание и инструкция по эксплуатации 1ТЛ.579.059.ТО.

Авторское свидетельство СССР

М 658686, кл. Н 02 К 29/04, 1974.

Авторское свидетельство СС<;.p

М 1 2963, кл. Н 02 Р 1/50, 1986.

Авторское свидетельство СССР йв 1552321, кл. Н 02 Р l/50, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ АСИНХРОННОГО РЕЖИМА СИНХРОННОГО

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к релейной защите электрических машин. Цель изобретения уменьшение количества остановок электродвигателя при асинхронных режимах за счет формирования выдержки времени на отключение в функции квадрата тока пере... Ы,, 1647745 Al грузки..При возникновении асинхронного режима синхронного двигателя срабатывает блок 1 контроля режима статорной цепи,. характеризующегося появлением сигналов логической единицы на обоих его выходах.

Сигнал на первом выходе логического блока

7 вызывает циклическое срабатывание (в соответствии с частотой ЭДС скольжения) реле

8 ресинхронизации. Сигнал на второмвыходе блока 7 запускает реле.9 времени. Ток статора воспринимается токовым датчиком 12, и на выходе амплитудного детектора 11 выделяется огибающая тока статора. При срабатывании порогового элемента 14 на блок 15 перемножения поступает ток статора, который превышает уставку блока, Квадрат тока статора поступает на вход интегратора 16, который запускается сигналом с второго выхода логического блока 7. Когда сигнал на выходе интегратора 16 превысит уставку второго порогового элемента 17, на его выходе появляется сигнал логической единицы, который, проходя через открытый (сигналом с второго. выхода логического блока 7) логический элемент И 18 и ИЛИ 10, вызывает отключение выключателя электродвигателя. 2 ил.

1647745

Изобретение относится к электротехнике, а именно к релейной защите электрических машин.

Цель изобретения — уменьшение количества остановок электродвигателя при асинхронных режимах за счет формирования выдержки времени на отключение в функции квадрата тока перегрузки, На фиг. 1 приведена схема устройства; на фиг. 2 — временные диаграммы работы устройства.

Устройство содержит блок 1 контроля статорной цепи синхронного электродвигателя 2, Тиристорный возбудитель 3 своими

10 выходными клеммами соединен c обмоткой ротора синхронного электродвигателя 2 и датчиком напряжения ротора 4, а обмотка статс ра синхронного электродвигателя 2 соединена с выключателем 5, Первый вход блока 6 выявления ЭДС скольжения соединен с функциональным выходом тиристорного возбудителя 3, а второй вход блока 6 соединен с выходом датчика напряжения

20 ротора 4; Входы блока 1 контроля режима статорной цепи синхронного электродвига- 25 теля соединены с соответствующими токовыми и напряженческими цепями статора синхронного электродвигателя, а выходы ка 7 соединены соответственно с первым и вторым выходами блока 6 выявления ЭДС скольжения. Первый выходлогического блока 7 через реле 8 ресинхронизации соединен с управляющим входом тирйсторного возбудителя 3, а второй выход логического блока через реле 9 времени соединен с первым входом логического элемента ИЛИ 10.

К входу амплитудного детектора 11 подсоединен токовый датчик 12, а выход соединен

40 с входами аналогового ключа 13 и первого порогового элемента 14. Выход первого порогового элемента 14 соединен с управляющим входом аналогового ключа 13, выход 45 которого через блок 15 перемножения соединен с входом интегратора 16, Выход интегратора 16 соединен с входом второго порогового элемента 17, выход которого соединен с первым входом логического эле50 мента И 18, а его второй вход соединен с вторым выходом логического блока 7 и управляющим входом интегратора 16. Выход логического элемента И 18 соединен с вторым входом логического элемента ИЛИ 10, а его выход соединен с выключателем 5 синхронного электродвигателя 2.

Устройство работает следующим образом. блока 1 соединены соответственно с первым и вторым входами логического блока 7. 30

Третий и четвертый входы логического блоПри возникновении асинхронного ре жима синхронного электродвигателя 2 срабатывает блок 1 контроля режима статорной цепи (фиг,1). Блок 1 контроля режима статорной цепи синхронного электродвигателя содержит реле полного сопротивления с характеристикой срабатывания. расположенной в первом квадрате комплексной плоскости сопротивлений или реле направления реактивной мощности с такой же характеристикой срабатывания и реле минимального тока, Срабатывание блока 1 при асинхронном режиме характеризуется появлением сигналов логической "1" на обоих его выходах. Сигнал на первом выходе логического блока 7 вызывает циклическое срабатывание (в соответствии с частотой

ЭДС скольжения, выделенной блоками 4 и

6) реле 8 ресинхронизации, которое подает циклически (с частотой скольжения) сигнал на управляющий вход тиристорного возбудителя 3. Сигнал на втором выходе логического блока 7 запускает реле 9 времени. Ток статора синхронного электродвигателя 2 воспринимается токовым датчиком 12, а на выходе амплитудного детектора 11 выделяется огибающая тока статора (фиг. 2а). Если значение огибающей тока статора превышает уставку первого порогового элемента

14, то открывается аналоговый ключ 13, и на блок 15 перемножения поступает лишь тот ток статора, который превышает уставку блока (заштрихованная область, фиг. 2а и в).

На фиг. 2 а, б приведены временные диаграммы работы устройства при асинхронном режиме с номинальной нагрузкой на валу синхронного электродвигателя 2.

Нэ фиг. 2в, г приведены временные диаграммы работы устройства при асинхрон.ном режиме синхронного электродвигателя с нагрузкой на валу меньше номинальной.

Сигнал на выходе блока 15 перемножения представляет собой значение квадрата тока статора электродвигателя в асинхронном режиме., Этот сигнал поступает на вход интегратора 16, который при асинхронном режиме запускается сигналом с второго выхода логического блока 7, Когда сигнал на выходе интегратора 16 (фиг. 2б) превышает устав ку второго порогового элемента 17 на его.выходе появляется сигнал логической "1", который проходя через открытый (сигналом с второго выхода логического блока 7) логический элемент И t8 и ИЛИ 10 вызывает отключение выключателя 5.

При возникновении асинхронного режима синхронного электродвигателя 2 с нагрузкой на валу меньше номинальной (фиг

2в, г) устройство работает аналогично описанному, но время нахождения электродви1647745 номинальной нагрузке. Длительность нахождения электродвигателя в асинхронном режиме зависит от реальной токовой нагрузки статора и при этом учитываются следующие обстоятельства: значение огибающей тока статора (фиг. 2а, в) зависит от нагрузки на валу, при этом от нагрузки изменяется, как амплитуда переменной составляющей, так и постоянная составляющая; частота переменной составляющей огибающей тока статора равна частоте скольжения, поэтому ее значение пропорционально нагрузке на валу электродвигателя, Определение допустимой длительности асинхронного режима по алгоритму устройства (фиг. 1) предполагает реализацию следующей концепции: процесс нагрева обмоток электродвигателя за время асинхронного режима является адиабатным; нагрев обмоток электродвигателя до температур,. превышающих номинальные (т. е. температуры при номинальной нагрузке на валу), вызван токами, превышающими номинальное значение (т. е, превышающими уставку первого порогового элемента

14).

Это решение дает некоторый запас по перегреву электродвигателя, поскольку при асинхронном режиме часть тепла выводится из машины системой вентиляции. При этом, чем длительнее асинхронный режим, тем больше тепла отводится системой вентиляции.

Реле 9 времени выполняет функции резервирования при отказе в работе блоков

11 — 18.

Значение уставки реле 9 времени выбирается больше, чем время срабатывания второго порогового элемента 17 при асинхронном режиме вхолостую работающего электродвигателя, Работа устройства при асинхронном пус«е синхронного электродвигателя аналогична описан ному. При этом обеспечивается защита от затянувшегося пуска с учетом степени тяжести пуска (т. е. пуск может быть осуществлен с различной нагрузкой на валу, что предусматривает в данном устройстве различное время действия защиты от затянувшегося пуска), Формула изобретения

Устройство для защиты от асинхронно5

10 вующими токовыми и напряженческими цепями статора синхронного

ЗО

50 го режима синхронного электродвигателя, содержащее блок контроля режима статорной цепи синхронного электродвигателя, логический блок, блок выявления ЭДС скольжения, датчик напряжения ротора, реле ресинхронизации и реле времени, при этом входы блока контроля режима статорной цепи синхронного электродвигателя предназначен для соединения с соответстэлектродвигателя, а выходы соединены соответственно с первым и вторым входом логического блока, третий и четвертый входы логического блока соединены соответственно с первым и вторым выходом блока выявления ЭДС скольжения, первый вход которого соединен с функциональным выходом тиристорного возбудителя, а второй вход блока выявления ЭДС скольжения соединен с выходом датчика напряжения ротора, входные клеммы которого предназначены для соединения с обмоткой ротора синхронного электродвигателя, первый выход логического блока через реле ресинхронизации соединен с управляющим входом тиристорного возбудителя, а второй выход соединен с входом реле времени, а тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения количества остановок при асинхронных режимах за счет формирования выдержки времени на отключение в функции квадрата тока перегрузки, оно снабжено токовым датчиком, амплитудным детектором, первым и вторым пороговыми элементами, аналоговым ключом, блоком перемножения, интегратором, логическими элементами И и ИЛИ, при этом вход амплитудного детектора соединен с токовым датчиком, а выход соединен с входами аналогового ключа и первого порогового элемента, выход которого соединен. с управляющим входом аналогового ключа, выход аналогового ключа через блок перемножения, интегратор, второй пороговый элемент ссединен с первым входом логического элемента И, второй вход которого соединен с управляющим входом интегратора и входом реле времени, выход логического элемента И и реле времени соединены с первым и вторым входами логического элемента ИЛИ, соответственно выход которого соединен с выключателем синхронного электродвигателя, 1647745

° с а откл

Составитель С.Евдокимов

Редактор О.Головач Техред М,Моргентал Корректор О.Ципле

Заказ 1408 Тираж 392 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для защиты от асинхронного режима синхронного электродвигателя Устройство для защиты от асинхронного режима синхронного электродвигателя Устройство для защиты от асинхронного режима синхронного электродвигателя Устройство для защиты от асинхронного режима синхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в схемах питания ручного переносного инструмента , приводимого в действие асинхронным электроприводом, в строительстве, сельском хозяйстве vt других отраслях Цель изобретения - повышение эксплуатационной безопасности путем предотвращения несанкционированного включения электроинструментов

Изобретение относится к электроприводу , в частности к устройствам защиты трехфазных электродвигателей от аномальных режимов работы Цель изобретения - упрощение схемы устройств Мазанная мель достигается тем что для создания обратнозаямсимои выдержки времени защиты используется свойство конденсатора 16 заряжзтося через резистор 13 до определенного уровня напряжения тем быстрее, чем выше уровень напряжения источника Защита обеспечивает ускоренное срабатывание при обрыве фазы и заклинивании ротора

Изобретение относится к схемам защиты электрических машин, реагирующих на отклонения от нормальной температуры, а также реагирующих на чрезмерное повышение температуры, вызванное токовыми перегрузками и другими возмущающими воздействиями

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике , а именно к устройствам автоматики и релейной защиты

Изобретение относится к устройствам для защиты электродвигателя от перегрузки и может быть использовано для защиты преимущественно маломощных электродвигателей, напри мер электродвигателей пассажирских лифтов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных системах электроприводов

Изобретение относится к электротехнике , в частности к приводам вентильных двигателей, асинхронных двигателей, синхронно-реактивных двигателей, в том числе и в генераторном режиме при перегрузках двигателя по мощности Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх