Устройство для автоматического переключения передач

 

Изобретение относится к машиностроению , к устройствам переключения передач. Цель изобретения - повышение надежности устройства для автоматического переключения передач - достигается за счет упрощения конструкции гидравлического распределителя, управляющего переключением . Распределитель содержит плунжер 13, составляющий с ведущим валом 1 кинематическую пару винт - гайка, укрепленную на промежуточном валу соосно с валом 1 гильзу 8 с отверстиями 9, 10 и 11. Плунжер 13 размещен в гильзе 8 с возможностью осевого перемещения по направляющей. На нем имеется буртик 23 и кольцевые канавки 14 и 15 для перекрытия, либо сообщения с отверстиями 9, 10 и 11 гильзы 8. Отверстия 9, 10 и 11 сообщены каналами с гидравлически управляемыми элементами коробки передач. В полость 12 по каналу 26 подводится жидкость с давлением, пропорциональным нагрузке на валу 1, что обеспечивается специальным дроссельным клапаном. При вращении вала 1 под действием нагрузки на плунжере 13, являющемся гайкой в паре вал 1 - плунжер 13, возникает осевая сила, компенсируемая давлением жидкости в полости 12. При изменении нагрузки на валу 1 под действием возникающей разности осевых сил плунжер 13 перемещается вдоль оси гильзы 8, перекрывая буртиком 23 соответствующие отверстия 9, 10 и 11, В результате происходит переключение соответствующих гидравлических элементов коробки, т.е. переключение передач, б ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю F 16 Н 59/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

СПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

74 10

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4619589/28 (22) i0.1 «,88

46) 15.06.91. Бюл. M 22 (75) Н,B.ÏëàòoíîB (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Рв 111369, кл, В 60 К 21/14, F 16 Н 5/40, F 16 Н 5/12, 1957. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТО1ЛАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ (57} Изобретение относится к машиностроению, к устройствам переключения передач.

Цель изобретения — повышение надежности устройства для автоматического переключения передач — достигается эа счет упрощения конструкции гидравлического распределителя, управляющего переключением. Распределитель содержит плунжер

13, составляющий с ведущим валом 1 кинематическую пару винт — гайка, укрепленную на промежуточном валу соосно с валом 1 гильзу 8 с отверстиями 9, 10 и 11. Плунжер

13 размещен в гильзе 8 с возможностью, Я2,, 1656244 А1 осевого перемещения по направляющей.

На нем имеется буртик 23 и кольцевые канавки 14 и 15 для перекрытия, либо сообщения с отверстиями 9, 10 и 11 гильзы 8.

Отверстия 9, 10 и 11 сообщены каналами с гидравлически управляемыми элементами коробки передач. В полость 12 по каналу 26 подводится жидкость с давлением, пропорциональным нагрузке на валу 1, что обеспечивается специальным дроссельным клапаном. При вращении вала 1 под действием нагрузки на плунжере 13, являющемся гайкой в паре вал 1 — плунжер 13, возникает осевая сила, компенсируемая давлением жидкости в полости 12. При изменении нагрузки на валу 1 под действием возникающей разности осевых сил плунжер t3 перемещается вдоль оси гильзы 8, перекрывая буртиком 23 соответствующие отверстия 9, 10 и 11, В результате происходит переключение соответствующих гидравлических элементов коробки, т.е, переключение передач. 6 ил.

1656244

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Целью изобретения является повышение надежности устройства для автоматического переключения передач путем упрощения конструкции гидравлического распределителя, управляющего переключением передач.

На фиг.1 изображена коробка передач транспортного средства; на фиг.2 — узел i на фиг.1 (гильза и плунжер гидравлического распределителя); на фиг.3 — узел II на фиг.1 (гидравлическая муфта переключения передач); на фиг.4 — разрез А-А на фиг.3; на фиг,5— разрез Б-Б на фиг.3; на фиг.6 — дроссельный клапан гидравлического распределителя, Устройство для автоматического переключения передач содержит коробку передач (фиг,1) с ведущим, выходным и промежуточными валами 1, 2 и 3, 4 соответственно, установленные на валах управляемые гидравлические муфты 5, 6 и 7 переключения передач и кинематически связанный с ведущим валом 1 гидравлический распределитель для управления муфтами 5, 6 и 7 в зависимости от нагрузки на валу 1. Гидравлический распределитель выполнен в виде закрепленной на промежуточном валу 3 соосно с ведущим валом 1 гильзы 8 с радиальными отверстиями 9 — 11 (фиг,2) для перепуска рабочей жидкости иэ соответствующих гидравлических муфт, размещенного в гильзе 8 и образующего с одной из ее торцовых стенок замкнутую полость 12 соосного осеподвижного плунжера

13 с канавками 14 и 15 для выборочного взаимного сообщения отверстий 9, 10 и 11 гильзы 8 при своем перемещении и дроссельного клапана (фиг,б) для подачи рабочей жидкости в полость 12 (фиг,2) между гильзой 8 и плунжером 13 с переменным в зависимости от частоты вращения ведущего вала 1 рабочим давлением. Кинематическая связь гидравлического распределителя выполнена в виде механизма винт — гайка, в котором винтом является ведущий вал 1, а гайкой — плунжер.13, На соответствующих валах коробки установлены образующие ступени передач зацепляющиеся зубчатые колеса 16 — 21, причем колеса 18 и 20 могут быть соединены с валом 4 жестко посредством управляемых муфт 6 и 7 соответственно, а вал 3 напрямую может быть соединен с валом 2 посредством управляемой муфты

5. Колеса 16, 17, 19 и 21 соединены со своими валами постоянно и жестко. Муфты 5, 6 и 7 связаны с гидравлическим распределителем, как и составные элементы последнего, системой трубопроводов. Для

51 предотвращения взаимного проворота плунжера 13 и гильзы 8 служит закрепленная на плунжере 13 шпонка 22 (фиг.2), размещенная в соответствующем направляющем пазу гильзы 8, Кольцевые канавки 14 и 15 плунжера 13 разделены буртиком 23 и сообщены каналами 24 с полостью 25, которая, в свою очередь, сообщена(не показано) со сливной емкостью коробки.

Ширина буртика 23 выбрана иэ условия обеспечения одновременного перекрытия двух соседних из отверстий 9, 10 и 11, Рабочая жидкость от дроссельного клапана в полость 12 подводится через каналы 26, Плунжер 13 подпружинен несиловой пружиной 27.

Конструкция управляемых гидравлических муфт 5, 6 и 7 показана на фиг.3, 4 и 5 на примере муфты 5, Внутренняя обойма 28 механизма свободного хода (обгонной муфты) закреплена на промежуточном валу 3 коробки, а наружная обойма 29 — на выходном валу 2 и выполнена в виде стакана с размещенным в его полости поводком 30 для управления заклиниванием тел 31 качения механизма свободного хода. Поводок 30 представляет собой установленную с возможностью относительного поворота на валу 3 втулку с винтовыми шлицами на наружной цилиндрической поверхности и с фланцем на обращенном к телам 31 торце, На упомянутом фланце закреплены козырьки 32 (фиг.4), размещенные равномерно по окружности между обоймами 28 и 29 механизма свободного хода. С возможностью взаимодействия со шлицами втулки поводка 30 и одновременного относительного осевого перемещения в полости стакана обоймы 29 установлен поршень 33, подпружиненный пружиной 34. Подпоршневая полость стакана обоймы 29 сообщена с камерой 35, в которую через дроссельную шайбу 36 подается, а через дроссельную шайбу 37 отводится на слив рабочая жидкость, При этом диаметр шайбы 36 меньше диаметра шайбы 37, что позволяет поддерживать давление жидкости в сети при сообщении камеры 35 со сливом. Дроссельный клапан (фиг.6) представляет собой размешенный в корпусе 38 поршень 39 с профилированной иглой 40, подпружиненный пружиной 41. Подпоршневая полость 42 сообщена отверстиями 43 с полостью 44 корпуса 38, Игла 40 служит регулирующим элементом для сообщающихся полостей 45 и 46, первая иэ которых соединена с полостью 44, а вторая каналом 47 — с входным патрубком маслонасоса 48. Последний кинематически соединен с ведущим валом 1 коробки. От выходного (нагнетательного) 1656244

55 патрубка маслонасоса 48 рабочая жидкость поступает в полость 44 корпуса 38 клапана и по трубопроводу 49 в полость 2 (фиг.2) гильзы 8 гидравлического распределителя.

Устройство работает следующим образом.

Ведущий вал 1 приводится во вращение двигателем (не показан) транспортного средства. При этом в полость 12 распределителя постоянно подводится рабочая жидкость под давлением, пропорциональным нагрузке на валу 1. Это обеспечивается дроссельным клапаном: пропорционально изменению частоты вращения маслонэсоса

48 меняется объемный расход жидкости, одновременно перемещением поршня 39 с иглой 40 изменяется сопротивление сети, подводящей жидкость в полость 12, т.е. изменяется давление в полости 12.

При вращении вала 1 под действием нагрузки на плунжере 13, являющемся частью механизма винт — гайка, возникает осевое усилие. которое компенсируется силой давления жидкости в полости 12. При изменении нагрузки на вал 1 происходит перемещение плунжера 13 вследствие возникновения неравенства между упомянутым осевым усилием и силой давления жидкости, Перемещение происходит до устранения неравенства сил, что является следствием при перемещении плунжера 13.

Процесс переключения передач происходит в следующем порядке, При неработающем двигателе плунжер

13 под действием пружины 27 занимает крайнее левое положение (фиг,2) — положение включения первой (низшей) передачи, При этом отверстие 9 гильзы 8 перекрыто буртиком 23 плунжера 13, а отверстия 10 и

11 сообщены между собой канавкой 15, т.е, перекрыт перепуск жидкости из муфты 7 и открыт иэ муфт 5 и 6. С включением в работу по мере падения момента на валу 1 (разгона транспортного средства) уменьшается осевая сила на плунжер 13, возникающая в паре винт — гайка. Плунжер 13 перемещается вправо и буртик 23 перекрывает вместе с отверстием 9 и отверстие 10. В результате перекрывается перепуск жидкости из муфты 6 и она включается в работу: перемещаясь влево, поршень 33 (фиг.3, 4 и 5) поворачивает поводок 30 относительно вала 3, вследствие чего козырьки 32, удерживающие тела

31 качения в гнездах обоймы 28, освобождают их и они заклинивают обоймы 28 и 29 друг с другом. Включение в работу муфты 6 соответствует включению второй передачи.

На второй передаче, несмотря на включенную муфту 7, заклинивания тел качения последней не происходит, так как ее наружная

40 обойма вращается быстрее внутренней (пе-. редаточное отношение ступени иэ колес 20 и 21 выше, чем ступени из-колес 18 и 19), При дальнейшем падении момента на валу 1 плунжер 13 опять перемещается вправо и буртик 23 перекрывает отверстия 10 и 11; В результате перекрывается перепуск жидкости из муфты 5 и она включается в работу, что соответствует включению третьей (прямой и высшей) передачи. Канавка 14 плунжера 13 в это время обеспечивает отключение муфты 7 (отверстие 9 гильзы 8 сообщено со сливом). Несмотря на включенную муфту 6, заклинивания тел качения последней не происходит, так как ее наружная обойма вращается быстрее внутренней (передаточное отношение ступени иэ колес 18 и 19 выше единицы — прямой передачи).

Дальнейшее перемещение плунжера 13 вправо вызовет отключение и муфты 6. Это положение плунжера 13 изображено на фиг.2, Переключение передач в обратном порядке происходит аналогичным образом.

Особенностью конструкции является то, что на неработающей в данный момент времени ступени передач соответствующая обгонная муфта отключена полностью, т,е, отсутствует относительное скольжение обойм и тел качения. Это повышает долговечность коробки. В то же время надежность переключения передач обеспечивается не одновременным, а последовательным переключением режимов работы муфт, что достигнуто условием перекрытия буртиком 23 плунжера 13 одновременно двух соседних из отверстий 9, 10 и 11 гильзы

8. Число ступеней передач, переключение которых обеспечивает конструкция, может быть любым.

Формула изобретения

Устройство для автоматического переключения передач, содержащее коробку передач с ведущим, выходным и промежуточными валами, установленные на валах управляемые гидравлические муфты переключения передач и кинематически связанный с ведущим валом гидравлический распределитель для управления муфтами в зависимости от нагрузки на валу, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем упрощения конструкции распределителя, последний выполнен в виде закрепленной на одном из промежуточных валов соосно с ведущим гильзы с радиальными отверстиями для перепуска рабочей жидкости из соответствующих гидравлических муфт, размещенного в гильзе и образующего с одной из ее торцовых стенок

1656244

2/ /у 3

/б 8 /5 замкнутую полость соосного осеподвижного плунжера с канавками для выборочного взаимного сообщения отверстий гильзы при своем перемещении и дроссельного клапана для подачи рабочей жидкости в полость между гильзой и плунжером с переменным в зависимости от частоты вращения ведущего вала рабочим давлением, а кинематическая связь гидравлического распределителя с ведущим валом выполнена в виде меха5 низма винт — гайка, в котором винтом является ведущий вал, а гайкой — плунжер.

1656244

1656244

Составитель В.Сергеев

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор С,Шевкун

Редактор А.Лежнина

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2041 Тираж 385 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач Устройство для автоматического переключения передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электрическим ручным перфораторам и сверлильным машинам, применяемым в строительстве, в геологоразведочных и буровзрывных работах

Изобретение относится к механизмам управления коробками передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройству и способу блокировки переключения многоскоростной коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для электрического дистанционного управления механическими коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами

Изобретение относится к устройствам индикации включенной передачи в механических коробках передач автомобилей

Изобретение относится к устройствам переключения ступеней в трансмиссии транспортных средств
Наверх