Способ управления температурой дисков турбомашин при термоциклических стендовых испытаниях и система для его осуществления

 

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить качество испытаний дисков турбомашин. По сигналам с программно-задающего устройства 1 регуляторы 4 и 5 нагрева и охлаждения через ключи 15 и 20 формируют управляющие воздействия на контуры 14 и 13 регулирования мощности индукционного нагрева и расхода охлаждающего воздуха на испытуемый диск 7, которые одновременно запоминаются в блоке 21 запоминания. В моменты размыкания ключа 9 токосъемного устройства датчика 6 температуры, содержащего термопару 8 и преобразователь 10, управляющие воздействия на контуры 14 и 13 регулирования выдаются с блока 21. Такая реализация способа и системы позволяет повысить их надежность. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к управлению температурой диска турбомашины при термоциклических нагружениях на испытательных стендах. Цель изобретения - повышение надежности управления температурой дисков турбомашин при испытаниях. На фиг. 1 представлена структурная схема системы для реализации способа; на фиг. 2 - временная диаграмма работы устройства. Система для реализации способа управления температурой дисков турбомашин при термоциклических стендовых испытаниях (см. фиг. 1) содержит программно-задающее устройство 1, регулятор 2 температуры, выполненный в виде сумматора 3, регулятора 4 нагрева и регулятора 5 охлаждения, датчик 6 температуры диска 7, выполненный в виде термопары 8, соединенной токосъемным устройством через первый управляемый ключ 9 с входом нормирующего преобразователя 10, компаратор 11, делитель 12 частоты, контур 13 регулирования расхода охлаждающего воздуха и контур 14 регулирования мощности индукционного нагрева, первый выход программно-задающего устройства подключен к первому входу сумматора 3 и входу компаратора 11, выход которого через делитель 12 частоты подключен к управляющему входу первого управляемого ключа 9, второй вход сумматора 3 подключен к выходу нормирующего преобразователя 10, а его выход - к входам регулятора 4 нагрева и регулятора 5 охлаждения. Кроме того, система содержит второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой управляемые ключи 15-20 и блок 21 запоминания управляющего воздействия, первый и второй входы которого подключены соответственно через третий и пятый управляемые ключи 16 и 18 к выходам регулятора 4 нагрева и регулятора 5 охлаждения соответственно, а его первый и второй выходы соответственно через четвертый и шестой управляемые ключи 17 и 19 - к входам контура 14 регулирования мощности индукционного нагрева и контура 13 регулирования расхода охлаждающего воздуха, выход делителя 12 частоты подключен к управляющим входам второго, третьего, четвертого, пятого, шестого и седьмого управляемых ключей 15% 20 и первому управляющему входу блока 21 запоминания управляющего воздействия, второй управляющий вход которого подключен к второму выходу программно-задающего устройства 1, выход регулятора 4 нагрева через второй управляемый ключ 15 подключен к входу контура 14 регулирования мощности индукционного нагрева, выход регулятора 5 охлаждения через седьмой управляемый ключ 18 подключен к входу контура 13 регулирования расхода охлаждающего воздуха. Способ реализуется следующим образом. С первого выхода устройства 1 на вход компаратора 11 поступает сигнал V1.1, задающий циклическую программу испытаний (см. фиг. 2, график 22). Компаратор 11 преобразует программный сигнал V1.1 в последовательность прямоугольных импульсов (см. фиг. 2, график 23). Сигнал с выхода компаратора 11 Vвых1.1 поступает на вход делителя 12 частоты. Сигнал на выходе делителя 12 Vвых 12показан на фиг. 2, график 24. Длительность прямоугольных импульсов на выходе делителя 12 соответствует времени цикла испытаний. В течение времени одного цикла испытаний, когда имеет место сигнал на выходе делителя 12 частоты, ключи 9, 15, 16, 18 и 20 замкнуты, а ключи 17 и 19 разомкнуты. Сигнал с выхода делителя 12 поступает также на первый управляющий вход блока 21, на второй управляющий вход которого поступает импульсный сигнал с второго выхода устройства 1, являющийся сигналом таймера, задающего время цикла испытаний. Указанная комбинация сигналов на управляющих входах блока 21 соответствует команде "Запись управляющих воздействий". Регуляторы 4 и 5 формируют управляющие воздействия Vвых4 и Vвых5 (см. фиг. 2, графики 25 и 26), которые одновременно поступают на входы контуров 14 и 13 и на первый и второй входы блока 21, где они запоминаются. Система в этом цикле работает с обратной связью по текущей температуре диска, так как ключ 9 замкнут. На последующих (например, семи) циклах сигнал на выходе делителя 12 равен нулю (Vвых12 = 0). При этом ключи 9, 15, 16, 18 и 20 разомкнуты, а ключи 17 и 19 замкнуты. Сигнал на первом управляющем входе блока 21 также равен нулю, а на второй управляющий вход продолжают поступать импульсы с второго устройства 1 выхода, задающие период цикла. Указанная комбинация сигналов на управляющих входах блока 21 соответствует команде "Воспроизведение управляющих воздействий" с периодом, равным времени цикла испытаний. В этом случае система разомкнута по температуре (ключ 9 разомкнут), регуляторы 4 и 5 отключены и на входы контуров регулирования 14 и 13 через ключи 17 и 19 поступают сигналы с первого и второго выходов блока 21, соответствующие запомненным на первом цикле сигналам Vвых4 и Vвых5, т. е. Vвых21.1 = Vвых4 Vвых21.2 = Vвых5 (см. фиг. 2, графики 25 и 26). Это обеспечивает управление мощностью нагрева и расходом охлаждающего воздуха таким образом, чтобы обрабатывалась заданная программа испытаний. При появлении повторного сигнала на выходе делителя 12 (например, после 7 циклов испытаний) система опять работает в течение одного цикла с обратной связью по температуре диска и с регуляторами 4 и 5 нагрева и охлаждения, сигналы с выходов которых вновь запоминаются компаратором 11. В течение последующих (например, семи) циклов испытаний система вновь работает с разомкнутыми скользящими контактами, а управляющие воздействия на контуры 14 и 13 регулирования воспроизводятся блоком 21. Затем процесс повторяется и т. д. Использование способа и системы позволяет повысить качество стендовых испытаний дисков турбомашин. (56) Авторское свидетельство СССР N 1452299, кл. G 01 M 15/00, 1986.

Формула изобретения

1. Способ управления температурой дисков турбомашин при термоциклических стендовых испытаниях путем индукционного нагрева вращающегося диска и его воздушного охлаждения, измерения температуры диска контактным датчиком температуры, съема сигнала датчика температуры с вращающегося диска через управляемые скользящие контакты токосъемного устройства при периодическом размыкании скользящих контактов, формирования по сигналу датчика температуры управляющего сигнала и регулирования по этому сигналу мощности нагрева и расхода охлаждающего воздуха, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, дополнительно при замкнутых скользящих контактах токосъемного устройства измеряют и запоминают управляющие воздействия на регулирование мощности нагрева и расхода охлаждающего воздуха, а при разомкнутых скользящих контактах токосъемного устройства регулирование мощности и расхода охлаждающего воздуха осуществляют по запомненным управляющим воздействиям на регулирование мощности и расхода охлаждающего воздуха. 2. Система для управления температурой дисков турбомашин при термоциклических стендовых испытаниях, содержащая программно-задающее устройство, регулятор температуры, выполненный в виде сумматора, регулятора нагрева и регулятора охлаждения, датчик температуры диска, выполненный в виде термопары, соединенной токосъемным устройством через первый управляемый ключ с входом нормирующего преобразователя, компаратор, делитель частоты, контур регулирования расхода охлаждающего воздуха и контур регулирования мощности индукционного нагрева, первый выход программно-задающего устройства подключен к первому входу сумматора и входу компаратора, выход которого через делитель частоты подключен к управляющему входу первого управляемого ключа, второй вход сумматора подключен к выходу нормирующего преобразователя, а его выход - к входам регулятора нагрева и регулятора охлаждения, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она дополнительно содержит второй - седьмой управляемые ключи и блок запоминания управляющего воздействия, первый и второй входы которого подключены соответственно через третий и пятый управляемые ключи к выходам регулятора нагрева и регулятора охлаждения соответственно, а его первый и второй выходы соответственно через четвертый и шестой управляемые ключи - к входам контура регулирования мощности индукционного нагрева и контура регулирования расхода охлаждающего воздуха, выход делителя частоты подключен к управляющим входам второго - седьмого управляемых ключей и первому управляющему входу блока запоминания управляющего воздействия, второй управляющий вход которого подключен к второму выходу программно-задающего устройства, выход регулятора нагрева через второй управляемый ключ подключен к входу контура регулирования мощности индукционного нагрева, выход регулятора охлаждения через седьмой управляемый ключ подключен к входу контура регулирования расхода охлаждающего воздуха.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбостроению

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания , в частности к испытательным стендам

Изобретение относится к технической диагностике и обеспечивает повышение точности

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх