Беспазовый статор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - улучшение охлаждения. Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1, охватывающий стержни 2 и 3 обмотки. Слой 1 натянут опорными элементами 4, сжатыми внутренними выступами 5 крепежных элементов 6. Внешний слой 12 упругой ленты фиксируется к крепежным элементам 6 при помощи гайки 13. Между внутренним 11 и внешним 12 слоями упругой ленты образована полость 11 для хладагента. Устройство позволяет улучшить охлаждение статорной обмотки, повысить надежность, снизить гидравлическое сопротивление в системе охлаждения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sIIs K 02 К 3/48

ГОсудАРстве нныи кОмитет

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTKPblTVIRM

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ о 4 О

Ф (Л 9 аГ /Г У Ю рие т

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4374672/07 (22) 08.02,88 (46) 15,08,91, Бюл, М 30 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И, Ленина (72) В.Ф. Болюх, В.г. Данько, С.M. Кожемякин и А,И, Станкевич (53) 621.313.713(088.8) (56) Патент США t+ 4137471, кл. Н 02 К 5/24, 1979, Авторское свидетельство СССР

М 1543499, кл, Н 02 К 3/48, 1989, (54) БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — улучшение. Ж» 1670745 А1 охлаждения. Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1. охватывающий стержни 2 и 3 обмотки.

Слой 1 натянут опорными элементами 4, сжатыми внутренними выступами 5 крепежных элементов 6. Внешний слой 12 упругой ленты фиксируется к крепежным элементам 6 при помощи гайки 13, Между внутренним 11 и внешним 12 слоями упругой ленты образована полость 11 для хладагента. Устройство позволяет улучшить охлаждение статорной обмотки, повысить надежность, снизить гидравлическое сопротивление в системе охлаждения. 2 ил.

1670745

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к беспазовым статорам электрической машины.

Целью изобретения является улучшение охлаждения, На фиг. 1 представлен участок поперечного сечения беспазового статора электрической машины; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, Беспазовый статор электрической машины содержит находящийся в напряженном состоянии внутренний слой 1 упругой ленты, охватывающий ряд групп, например

2 и 3 стержней обмотки. Внутренний слой 1 упругой ленты натянут боковыми сторонами упругих внутренних опорных элементов 4, сжатых внутренними выступами 5 крепежных элементов 6. Внешние выступы 7 крепежных элементов 6 выполняют страховочную функцию, предохраняя при закручивании гайки 8, а внешние опорные элементы 9 от продавливании в пространство между группами стержней (расстояние между группами стержней увеличивается по мере приближения к сердечнику статора), Отверстия 10 выполняются для свободной циркуляции хладагента по всей единой полости 11, расположенной между внутренним 1 и внешним

12 слоями упругой ленты, Внешний слой 12 упругой ленты фиксируется к крепежным элементам 6 при помощи гайки 13. В сердечнике статора 14 выполнены конусообразные пазы, в которые помещены клинья 15.

Крепежные элементы 6 закреплены в клиньях 15 при помощи резьбового соединения.

Между стержнями обмотки расположены изоляционные прокладки 16. От сердечника статора 14 группы стержней обмотки отделены изоляционными прокладками 17.

Между боковыми и внешними сторонами групп стержней обмотки и внутренним слоем 1 упругой ленты размещены опорные профильные прокладки 18 и 19. Для предотвращения проникновения хладагента в полость машины и герметизации полости 11 на прижимаемой поверхности выступа 5 и между гайкой 13 и внешним слоем 12 упругой ленты установлены упругие, например резиновые, прокладки 20. Внешние опорные элементы 9 своими боковыми сторонами осуществляют дополнительное фиксирование групп стержнеи обмотки статора в основном от боковых перемещений, уменьшая напряжение во внутреннем слое 1 упругой ленты. Внутренний слой 1 упругой ленты изготовлен из изоляционного материала высокой прочности, например из стеклоткани, пропитанной синтетической смолой, Внешний слой 12 упругой ленты изготовлен иэ высокопрочной пластмассы. Внутренние

4 и внешние 9 опорные элементы изготовлены из композитного материала, например пластика. армированного нитями из нержавеющей стали и в напряженном состоянии слегка изогнуты.

Статор работает следующим образом.

При вращении ротора электрической машины (на чертежах не показан), например, генератора переменного тока, по стержням обмотки 2, 3 и другим протекает ток и возникают электродинамические усилия, стремящиеся переместить стержни относительно сердечника статора 14. Эти силы, так же как и силы тяжести, инерции и другие передаются на внутренний опорный слой 1 упругой ленты, от него через упругие внутренние опорные элементы 4, на внутренние выступы 5 крепежных элементов 6. Дополнительное закрепление групп стержней обмотки осуществляется внешними опорными элементами 9, При подаче хладагента, например масла, через коллектор, установленный на одной из торцовых сторон машины, осуществляется заполнение хладагентом полости 11, и циркуляции его вдоль стержней обмотки. При этом хладагентом снимается тепло, выделившееся в обмотке статора электрической машины.

Данная обмотка беспазового статора технологична и легко монтируется к сердечнику статора. Вначале на группы стержней обмотки укладывается внутренний слой 1 упругой ленты. Затем устанавливаются упругие внутренние опорные элементы 4 и крепежные элементы 6. При вкручивании последних в конусообразные клинья 15 сердечника статора 14 внутренние выступы 5 крепежных элементов 6 распрямляют упругие внутренние опорные элементы 4, которые своими боковыми сторонами натягивают внутренний слой 1 упругой ленты. При помощи гайки 8 крепятся внешние опорные элементы 9, затем в расточку статора вводится внешний слой 12 упругой ленты, выполненный в виде изоляционного цилиндра, и закрепляется гайкой 13.

Предлагаемый беспазовый статор электрической машины позволяет значительно улучшить охлаждение статорной обмотки, сохранить механические свойства элементов крепления за счет снижения термических напряжений, повысить изоляционные свойства элементов обмотки за счет снижения температуры и снизить гидравлическое сопротивление в системе охлаждени

Формула изобретения

Беспаэовый статор электрической машины, содержащий сердечник, обмотку в виде группы стержней, охватывающую и

1670745

Составитель А. Воинов

Редактор В. Фельдман Техред М,Моргентал Корректор А, Осауленко

Заказ 2755 Тираж 327 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101 прижимающую стержни к сердечнику статора упругую ленту, размещенные между группами стержней крепежные элементы с выступами и выполненные в виде упругих пластин внешние и внутренние опорные эле- 5 менты с зазором между ними, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, упругая лента выполнена двухслойной с образованием полости для хладагента между слоями, а между внешним слоем упругой ленты и внешними опорными элементами расположен зазор, сообщающийся с упомянутым зазором между внутренними и внешними опорными элементами.

Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных турбогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к элек

Изобретение относится к магнитодиэлектрическим материалам, применяемым для изготовления магнитных клиньев

Изобретение относится к элекромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашинным преобразователям механической энергии в электрическую для создания мощных импульсных источников энергии, предназначенных для использования в системах питания крупных термоядерных установок, лазерных установок высокой мощности и в других областях техники

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для закрытия (замыкания) пазов, и касается системы замыкания заполненных проводящими стержнями или катушками пазов тела статора из листовой стали электрической машины с помощью концевых замков пазов, которые состоят соответственно из верхнего призматического тела, на нижней стороне которого имеется поверхность, проходящая наклонно, и нижнего призматического тела, обращенная к верхнему телу, поверхность которого проходит наклонно относительно нижней поверхности верхнего призматического тела в противоположном направлении, причем непосредственное заклинивание может быть выполнено путем относительного взаимного смещения обоих призматических тел

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к конструкции крупных электрических машин, преимущественно турбогенераторов и гидрогенераторов, а более конкретно к элементам крепления обмотки в пазах сердечника

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к конструкции статоров электрических машин, в которых для крепления обмотки в открытых пазах магнитопровода используют клин и прокладки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в динамоэлектрических машинах

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности к асинхронному сварочному генератору для ручной дуговой электросварки

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения якорей быстроходных электродвигателей с принудительным обдувом воздуха

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх