Беспазовый статор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах переменного тока малой мощности. Беспазовый статор электрической машины с распределенной ферронаполненной обмоткой 1 в активной зоне 2 выполнен из пакетов, состоящих из чередующихся между собой слоев радиально ориентированных проводников обмотки, размещаемой вдоль оси машины на разных пространственных уровнях, и ферромагнитных элементов 7, продленных за пределы активной части обмоточной зоны 2 с образованием аксиальных выступов. Ребра 8 выступов , обращенные в сторону воздушного зазора, образуют поверхность двусторонней или односторонней расточки статора в виде заданной ротором поверхности тела вращения. 4 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

151)5 Н 02 К 3/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 ") 4695634/07 (22) 24.05,89 (46) 15.09,91, Бюл. ¹ 34 (71) Новосибирский электротехнический институт (72) В.М.Казанский (53) 621.313.04(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 394893, кл. Н 02 К 3/04, 1973. (54) БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах переменного тока малой мощности. Беспазовый статор электИзобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах переменного тока малой мощности.

Целью изобретения является упрощение технологии изготовления беспазового статора.

На фиг.1 изображен схематично предлагаемый статор в виде его части, образо ванной двумя, вставленными друг в друга секторообразными катушечными группами; на фиг.2 изображен безъяремный беспаэовый статор с двумя цилиндрическими расточками разного диаметра; на фиг.3 и 4 изображены разрезы беспазовых статоров с витыми ярмами.

Предлагаемый беспазовый статор, часть которого изображена на фиг.1, представляет конструктивную связку 2pm (р— число пар полюсов, m — число фаз статора), вставленных друг в друга секторообразных катушечных групп 1 с активными ферронаполненными пакетами, которые у разных каЫ2 1677786 А1 рической машины с распределенной ферронаполненной обмоткой 1 в активной зоне 2 выполнен из пакетов, состоящих из чередующихся между собой слоев радиально ориентированных проводников обмотки, размещаемой вдоль оси машины на разных пространственных уровнях, и ферромагнитных элементов 7, продленных за пределы активной части обмоточной зоны 2 с образованием аксиальных выступов. Ребра 8 выступов, обращенные в сторону воздушного зазора. образуют поверхность двусторонней или односторонней расточки статора в виде заданной ротором поверхности тела вращения. 4 ил, I тушечных групп в обмоточной зоне 2 разме- С щаются вдоль оси машины на разных flpoстранственных уровнях и содержат радиально ориентированные слои проводников обмотки 3, замк дутые через внешнюю

4 и внутреннюю 5 лобовые части. Чередующиеся с проводниковыми слоями в обмоточ- О ной зоне ферромагнитные пластины 6 продолжаются за ее пределы в обе стороны вдоль оси машины, образуя.прямоугольные . аксиальные выступы 7, ребра 8 которых, об- QQ ращенные в сторону воздушного зазора 9 и 0, ротора 10, образуют поверхность расточек беэъяремного статора, например цилиндрического. Крепление статора в корпусе или подшипниковых щитах машины осуществляется любым известным способом, например с помощью фиксирующих канавок 11, коллинеарных соответствующим формообразованиям на внутренних поверхностях подшипниковых щитов машины и сквозных стягивающих шпилек, размещаемых между ферронаполненными пакетами катушечных

1677786 стиг./ групп безъяремного статора, Соответствующие роторной геометрии цилиндрические поверхности расточек статора обеспечиваются при его монтаже на специальных тех-. нологических оправках при необходимости 5 с последующей механической обработкой.

Для удобства сборочных работ при изготовлении двухроторной электрической машины или по условиям компановки ее с приводным механизмом предлагаемый бес- 10 пазовый статор (см. фиг,2) может выполняться с двумя цилиндрическими расточками с различными главными размерами — диаметром и активной длиной. Кроме того, без усложнения технологии 15 изготовления беспазового безъяремного статора возможно его изготовление с ферромагнитными элементами — пластинами 6 при различной форме аксиальных выступов

7, расширяющее компоновочные свойства 20 этого статора. Последнее обусловлено возможностью широкого варьирования продольной геометрией выступов 7, которые помимо главных размеров позволяют варьировать как формой поверхности расточки 25 (цилиндрическая, частично конусная и даже полусферическая), так и поверхностью сочленения предлагаемого статора с приводным механизМом.

При использовании профильного про- 30 ката(например, в виде пластин с секторообразным сечением) для ферромагнитных элементов 6 с аксиальными выступами 7 легко обеспечивается универсальность конструкции безъяремного статора для элект- 35 рических машин как с внутренними, так и внешними роторами или их комбинацией.

Повышение компоновочных свойств и упрощение технологии изготовления предо лагаемого статора в основном сохраняются и в однороторном исполнении (см. фиг.3 и

4), когда цилиндрическая расточка статора образуется ребрами 8 аксиальных выступов

7 ферромагнитных элементов только с одной стороны активной зоны 2 статора, а с другой стороны они замыкаются витыми ярмами 12 из ленточной электротехнической стали или плашмя (см. фиг.3) или на ребро (см. фиг.4), В предлагаемом беспазовом статоре появляется возможность снижения относительной величины воздушного зазора за счет превышения технологического зазора в безъяремном статоре (см. фиг.1, 2) в часть рабочего зазора. Для снижения рассеяния магнитного потока в аксиальных ферромагнитных выступах можно использовать известный способ покрытия их хорошо проводящим материалом, например алюминием.

Формула изобретения

Беспазовый статор электрической .машины, содержащий активную зону, выполненную из пакетов, набранных из чередующихся между собой слоев радиально ориентированных проводников обмотки, размещенных вдоль оси машины на разных пространственных уровнях, и изолированных ферромагнитных элементов, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления беспаэового статора, ферромагнитные элементы выполнены с аксиальными выступами, расположенными за пределами активной зоны, поверхности которых, обращенные в сторону воздушного зазора, образуют расточку статора.

1677786

ФОГ. 2

ФигЗ

Составитель И.Осин

Техред M. Моргентал КорректорТ. Малец

Редактор В.Фельдман

Заказ 3119 Тираж 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины Беспазовый статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , в частности к асинхронным электродвигателям с трехфазной обмоткой с числом пазов на полюс и фазу равным 1/2

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике, касается выполнения электрических машин переменного тока и может быть использовано в гребных электродвигателях, двигателях приводов водяных насосов, гидрогенераторах и тому подобных устройствах, особенно размещенных в ограниченных габаритах, например в подводных капсулах

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам переменного тока широкого назначения

Изобретение относится к электротехнике, а именно - к особенностям конструктивного выполнения короткозамкнутых роторов для электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрической машине с насыщением стали магнитопровода, питаемой трехфазным током, имеющей комбинированную обмотку

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к двигателям с усовершенствованной обмоткой возбуждения на статоре
Наверх