Стенд для испытания шатунов на циклическую прочность

 

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для испытания шатунов на циклическую прочность. Цель изобретения - повышение достоверности испытаний за счет приближения испытаний к реальным условиям работы шатунов„ Изобретение

(gg)g G 01 М 13/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПРИ ГННТ CCCP

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHQ5Of СВИДЕ П:ЛЬСТВУ

А-д

©г. 2 (2!) 4811009/27 (22) 14.02.90 (46) 23.12. 91.Бюл. Ф 47 (71) Ленинградский сельскохозяйственный институт (721 В.Я.Сковородин и В.К.Янкаускас (53) 621.827.1,001{088,8, (56) Авторское свидетельство СССР

М 1075101, кл. С О! И 13/00, 1982,,SU„„1700416 А 1

2 (54) СТЕНД ДЛЯ ИСП !ТАНИЯ ИАТУНОВ НА

ЦИКЛИЧЕСКУЧ) ПРОЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для испытания шатунов на циклическую прочность. Цель изобретения — повышение достоверности испытаний за счет приближения испытаний к реальным условиям работы шатунов. Изобретение

170041б позволяет повысить эффективность и достоверность получаемых результатов испытаний шатунов на усталостную прочность путем включения в стенд дополнительного возбудителя циклической нагрузки в виде неуравновешенных шкивов 14, синхронизированных между со,бой и закрепленных к нижней головке испытуемого шатуна 5 посредством

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для испытания шатунов на циклическую прочность.

Известно устройство для испытания шатунов на циклическую прочность со- 20 держащее средства для установки испытуемого шатуна на станине и связанный с ним центробежный возбудитель циклической нагрузки, выполненный в виде неуравновешенного шкива.

Приводной неуравновешенный шкив установлен на валу, конец которого раз" мещен в отверстии нижней головки шату., на, а в число элементов средства для

1 установки испытуемого шатуна на ста(30 нине стенда входят три других испытуемых шатуна.

Такое выполнение стенда вызывает нАгрев нижней головки шатуна за счет трения вала в отверстии нижней головки шатуна и приводит к перекосу конца вала в этом отверстии за счет разброса размеров межцентровых расстояний шатунов, .устанавливаемых на стенде. Вследствие неодинакового расположения испытуемых шату40 нов на данном стенде относительно неуравновешенного шкива условия их испытания {нагружения) различны. Поэтому стенд не обеспечивает получения достоверных результатов испытаний.

Наиболее близким к предлагаемому является стенд для испытания шатунов на циклическую прочность, содержащий средство для установки испытуемо "o шатуна на станине и связанный с ним центробежный возбудитель циклической нагрузки, выполненный в виде неурав новешенного шкива, средство для установки испытуемого шатуна выполнено в виде коромысла, размещенного на станине и имеющего отверстие в его средней части, элементы лля шарнирной связи одной головки шатуна со втулок 12 и подшипников 13 качения.

Работа дополнительного возбудителя циклической нагрузки согласована с работой основного нагружателя испы туемого шатуна 5 — гидроцилиндра, который расположен параллельно оси испытуемого шатуна 5 и перпендикулярно осям нагрузочного стержня б и коромысла 3, 2 ил, станиной, стержень, одним концом установленный в отверстиях коромисла и другой головки шатуна, а другим шарнирно связанный со станиной

P и пружины для упругой подвески свободного коромысла относительно станины, Приводной неуравновешенный шкив стенда смонтирован на подшипниках качения, Однако при таком выполнении стенда не воспроизводится реальная нагрузка шатуна, так как центробежный возбудитель циклической нагрузки в виде неуравновешенного шкива способен нагружать испытуемую деталь силой

1 изменяющейся по величине и направлению аналогично синусоиде, т.е. испытуемый шатун подвергается только

1 растяжению-сжатию, а величины силы, если пренебречь гравитационными силами (силой тяжести нагружателя стенда}„ как при растяжении шатуна, так и при сжатии равны, и происходит испытания не шатуна, а шатунных болтов на растяжение. Действительную суммарную силу, воздействующую на нижнюю головку шатуна при работе двигателя, в любом положении коленчатого вала описывает годограф сил, действующих на шатунный подшипник. Кроме того, реальная нагрузка шатуна не воспроизводится потому, что не учтено влияние инерционных сил, возникающих при работе двигателя в кривошипно-шатуннам механизме, в частности шатуне, которыми при оборотах коленчатого вала автомобильных карбюраторных двигателей, достигающих 3200...

6000 об/мин, а в отдельных случаях

9000...12000 об/мин, пренебречь нельзя, Учесть инерционные силы необходимо и потому, что на нижней головке сосредоточено около 757 масси шатуна. В результате действующих сил при работе кривошипная головка

17004! 6 шатуна подвергается изгибу и растяжению в среднем сечении кривошипной

Крышки от действия сил инерции воз-. вратно-по-тупательно движущихся масс, Ероме того, центробежный возбудитель циклической нагрузки, применяе мый для создания сил величиной несколько тонн и более, не является безопасным из-за больших инерционных сил.

Цель изобретения — повышение достоверности испытаний за счет приближения испытаний к реальным условиям работы шатунов. 15

Стенд для испл;тания шатунов на циклическую прочность, содержащий уста.новленное на основании коромысло с концевой частью, стержень, снабженный посадочным местом для кривошип- 2О ной головки испытуемого шатуна и одним концом установленный в отверстии коромысла, а другим .шарнирно связанный с основанием, элементы для шарнирной связи поршневой головки шатуна с 25 основанием, пруяалны для упругой подвески концевой части коромысла относительно основания, центробежный возбудитель циклической нагрузки в виде неуравновешенного шкива, установленного на стержне, дополнительно снабжен пульсатором, гидроцилиндром и обоймой, гидроцилиндр гидравлически связан с пульсатором, шток гидро-. цилиндра шарнирно соединен с обоймой, обойма размещена на стержне, при этом ось гидроцилиндра расположена параллельно прямой, проходящей через ось элемента шарнирной связи поршневой головки шатуна и ось посадочно- 40 го места для кривошипной головки шатуна и перпендикулярно осям стержня и коромысла, а центробежный возбудитель циклической нагрузки выполнен в виде двух синхронизированных меяц у 45 собой шкивов, размещенных с двух сторон посадочного места для кривошипной головки шатуна.

Положительный эффект, заключается в создании условий испытания шатунов на циклическую прочность, приближен ных к реально существующим, Применение гидравлического нагружателя шатуна совместно с дополнительными центробежными возбудителями циклической нагрузки нижней головки шатуна . позволяет воспроизводить любую нагрузку на шатун с учетом сил инерции.

При включении стенда одновременно включается и испытательная машина, генерирующая импульсы давления, передаваемые в гидроцилиндр нагружения, и привод центробежного возбудителя циклической нагрузки, Воздействие штока гидроцилиндра нагружения на нагрузочный стержень посредством последнего передается на шатун. Испытуемый шатун нагружается продольно оси последнего согласно выбранному и заданному испытательной машине режиму нагружения в зависимости от числа тактов двигателя, степени нагружения, а также скоростного режима работы двигателя. Так как оси штока гидроцилиндра и испытуемого шатуна параллельны, а ось стержня нагружения им перпендикулярна, заданный закон нагружения сохраняется. Так как ось коромысла перпендикулярна оси испытуемого шатуна, нагружение на коромысло практически отсутствует, что также способству"

l ет сохранению закона нагружения.

Возбудители циклической нагрузки,например центробежные, выполненные в виде неуравновешенных шкивов, кре пятся к нижней головке шатуна посредством втулок и подшипников качения.

Возбудители циклической нагрузки на-. гружают нижнюю головку. шатуна циклической силой, аналогичной инерционным силам, изменяющейся по окружности нижней головки шатуна, Рабо" та возбудителя. циклической нагрузки нижней головки согласована с работой испытательной машины для вос-, произведения реальной нагрузки шатуна,. так как и осевая нагрузка шатуна, и направление инерционных сил зависят от угла поворота коленчатого вала. Согласование возбудителей циклической нагрузки осуществляется с целью исключения появления разворачивающего и изгибающего шатун момента сил, На фиг.1 представлена схема стенда для испытания шатунов, на фиг.2— разрез А-А на фиг, I .

На станине,1 с помощью пальца 2 смонтировано коромысло 3, Палец 4 предназначен для установки верхней головки испытуемого шатуна 5 на станине, Нагруэочный стержень 6 одним кольцом шарнирно связан со станиной

1. Другой конец стержня 6 размещен в отверстии. коромысла 3 и в отверстии

1700416

25

ЗО

50 нижней головки испытуемого шатуна 5, К нагрузочному стержню 6 через обойму 7 шарнирно прикреплен шток 8 нагруэочного гидроцилиндра 9, подключенного к пульсатору испытательной машины (не показана) . Ось штока 8 гидроцилиндра 9 параллельна оси испытуемого шатуна 5 и перпендику,лярна оси нагрузочного стержня 6, а

l.oñü коромысла 3 перпендикулярна осям шатуна 5, стержня 6 и штока 8, Конец, 10 коромысла 3 связан со станиной 1 через пружины 11, обеспечивающие .. . упругую подвеску этого конца коромысла. К нижней головке испытуемого ,.шатуна 5 с помощью втулок 12 и под, шипников 13 качения прикреплены не уравновешенные шкивы 14 (центробеж,ные возбудители циклической нагруз ки). Стенд имеет датчик 15 для отклю чения привода неуравновешенных шки вов 14 н испытательной машины при де формации испытуемого шатуна, превьппающей заданное значение.

Стенд работает следующим образом.

Испытуемый шатун 5 устанавливают

1 посредством пальца 4 на станине, Стержень 6 размещают в отверстии коромысла 3 и отверстии нижней головки шатуна 5, предварительно к которой прикреплены неуравновешенные шкивы 14 посредством втулок 12 и подшипников 13 качения, С.пуском испытательного стенда включается привод (не показан) пульсатора 16 и привод (не показан) вращения дополнитель.ного средства нагружения — шкивов 14.

Импульсы давления,.генерируемые пульсатором 16, в гидроцилиндре 9 превра-. щаются в возвратно-поступательное .,, перемещение штока 8, вследствие чего посредством стержня 6 шатун 5 нагружается согласно заданному режиму, Геометрия взаиморасположения узлов (деталей) стенда сохраняет заданный закон нагружения, Центробежные возбудители циклической нагрузки — неуравновешенные шкивы 14, нагружая нижнюю головку шатуна, работают согласованно с пульсатором 16 стенда и вращаются с частотой, равной частоте вращения коленчатого вала двигателя (частоте работы пульсатора), если испытываются шатуны компрессора, поршневого насоса или двухтактного двигателя внутреннего сгорания, или вращаются с частотой, в два раза большей частоты работ пульсатора, если испытывается шатун четырехтактного двигателя, Вследствие этого как частота нагружения шатуна, так и направление на" грузки согласованы, вследствие чего обеспечиваются реальная нагрузка шатуна и достоверные результаты испытаний.

В процессе испытаний при достижении деформации шатуна заданного значе-. ния датчик отключает стенд, Предлагаемый стенд позволяет расширить диапазон воспроизведения действующих нагрузок на шатун, повысить безопасность работы устройства за счет использования в качестве нагружателя гидроцилиндра, Таким образом, применение стенда повьппает эффективность испытаний, так как полностью воспроизводится любая реальная нагрузка на испытуемую деталь, в том числе с учетом сил инерции, и, следовательно, результаты испытаний являются достоверными.

Формула изобретения

Стенд для испытания шатунов на циклическую прочность, содержащий установленное на основании коромысло с концевой частью, стержень, снабженный посадочным местом для кривошипной.

f головки испытуемого шатуна и одним, концом установленный в отверстии коромысла, а другим шарнирно связанный с основанием, элементы для шарнирной связи поршневой головки шатуна с основанием, пружины для упругой подвески концевой части коромысла относительно основания, центробежный возбудитель циклической нагрузки в виде неуравновешенного шкива,. установленного на стержне, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения достоверности испытаний за счет приближения испытаний.к реальным условиям работы шатунов, он снабжен пульсатором, гидроцилнндром и обоймой, гидроцилиндр гидравлически связан с пульсатором, шток гидроцилиндра шарнирно соединен с обоймой, обойма размещена на стержне, при этом ось гидроциликдра расположена параллельно прямой, проходящей через ось элемента шарнирной связи поршневой головки шатуна и ось посадочного места для кривошнпной головки шатуна и перпендикулярно осям стержня,и коромысла, а центробежный возбудитель циклической нагрузки выполнен в

1700416 Риг. 7

Составитель Б.Барабанов

Редактбр И.Чулла. Техред А.Кравчук

Корректор Л.Патай

Заказ 4461 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,!01.виде двух синхронизированных между собой шкивов, размешенных с двух сторон посадочного места для крнво шипной головки шатуна.

Стенд для испытания шатунов на циклическую прочность Стенд для испытания шатунов на циклическую прочность Стенд для испытания шатунов на циклическую прочность Стенд для испытания шатунов на циклическую прочность Стенд для испытания шатунов на циклическую прочность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и позволяет расширить функциональные возможности шкива

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для комплектования подшипников, применяемых в прецизионных высокоскоростных шпиндельных опорах

Изобретение относится к машиностроению , в частности к аппаратуре контроля оборудования, и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения электрических машин в процессе эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для диагностики дефектов подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к прогнозированию долговечности работоспособности деталей машин

Изобретение относится к средствам неразгружающего контроля и может быть использовано для контроля подшипников железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению , в частности к измерительной технике.и может быть использовано в стендовом оборудовании для испытания ременных передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для испытания высокооборотных подшипников качения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля погрешности устройства для измерения угла контакта радиально-упорных шариковых подшипников

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации
Наверх