Гирокомпас

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для определения азимутов ориентирных направлений . Цель изобретения - повышение точности и упрощение конструкции. Данная цель достигается тем, что в известной системе , содержащей чувствительный элемент 1, подвешенный в следящем корпусе 2. звтоколлимационный датчик 3 угла, базисную призму 4, датчик 6 угла поворота следящего корпуса, базисная призма 4 закреплена неподвижно и оптически сопрягает автокоялимационный датчик 3 угла и чувствительный элемент 1, а при повороте следящего корпуса 2 базисная призма располагается между оптическим контрольным элементом 7 и соответствующим иллюминатором 8. 1 ил ш

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

EI9) EI й)

EsE)s 6 01 С 19/38

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ с г2

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4811419/22 (22) 06,04.90 (46) 07.02.92. Бюл. М 5. (71) Производственное обьединение "Завод

Арсенал" (72) Э.C. Машинистов, С.И. Есипенко, В.И.

Пугач, С.8. Соловьев, А.С. Сосуновский и

8 П. Шуть (53) 528.526.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hh 1259774, кл. G 01 С 19/38, 1985.

Воронков H.Н., Кутырев В.В. Гироскопическое ориентирование. — М.: Недра, 1989, с. 109-110. (54) ГИРОКОМПАС (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для определения азимутов ориентирных направлений. Цель изобретения — повышение точности и упрощение конструкции. Данная цель достигается тем, что в известной системе, содержащей чувствительный элемент

1, подвешенный в следящем корпусе 2. asтоколлимационный датчик 3 угла, базисную призму 4, датчик 6 угла поворота следящего корпуса. базисная призма 4 закреплена неподвижно и оптически сопрягает автоколлимационный датчик 3 угла и чувствительный элемент 1, а при повороте следящего корпуса 2 базисная призма располагается между оптическим контрольным элементом 7 и соответствующим иллюминатором 8. 1 ил, 1711003

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для определения азимутов ориентирных направлений.

Целью изобретения является повышение точности, удобства в эксплуатации и упрощение конструкции.

На чертеже представлен предлагаемый гирокомпас.

Чувствительный элемент 1 подвешен в следящем корпусе 2, содержащем автоколлимзционный датчик 3 угла и базисную призму 4 и установленном в наружном корпусе 5, который имеет датчик 6 угла поворота следящего корпуса 2. Наружный корпус 5 также содержит оптические контрольные элементы 7, установленный внутри таким образом, что между ним и иллюминаторами

8 имеется промежуток, в котором при nosoроте следящего корпуса 2 может размещаться базисная призма 4. Чувствительный элемент 1 на торце гиромотора 9 имеет отражатель 10. Чувствительный элемент 1, следящий корпус 2, автоколлиматор 3, датчик 6 угла электрически связаны с системой

11 преобразования информации и управления, з теодолит 12 находится в оптической

08$l3H с контрольным элементом 7.

Гирокомпас работает следующим образом.

Следящий корпус 2 разворачивается в наружном корпусе 5 таким образом, что призма 4 оказывается в промежутке между контрольным элементом 7 и иллюминатором 8. Ори этом осуществляется оптическая привязка автоколлимзтора 3 через призму 4 к контрольному элементу 7 и отсчет Датчика

6 угла поступает в систему 11. Затем следящий корпус грубо ориентирует чувствительный элемент 1 в направлении на север, при этом призма 4 выходит из промежутка между контрольным элементом 7 и иллюминатором 8 и контрольный элемент 7 не перекоывает оптический канал от призмы 4 к отражателю 10 гиромотора 9. Датчик 3 угла через призму 4 оптически согласовывается с отражателем и угол поворота датчика 6 угла и результаты обработки информации (обработкой части траектории чувствительного элемента, по точкам реверсии, компенсационный метод измерения и т. д.) о движении чувствительного элемента 1 под влиянием его взаимодействия с угловой скоростью вращения Земли преобразуются блоком 11 в угол азимута контрольного элемента 7.

1

Так как визирование автоколлимзтора 3 на контрольный элемент 7 и отражатель 10 производится через одну и ту же призму 4, то поправка базисной призмы 4 исключается иэ показаний прибора. Для получения азимута ориентирного направления суммируется угол, снятый по теодолиту 12 между направлением на ориентир(не показан) и на контрольный элемент 7, и угол азимута контрольного элемента 7.

Таким образом, в предлагаемом гирокомпасе в каждом приеме определения азимута происходит согласование оптических осей теодолита 12, автоколлимзтора 3 и нормалей к контрольному элементу 7 и отражателю 10, причем в визировании датчика 3 на контрольный элемент 7 и на отражатель 10 принимает участие призма 4. Это устраняет инструментальную поправку прибора. Тем самым, по сравнению с прототипом повышается точность, а также отпадает необходимость в создании и поддержании эталонной базы и проведении периодических эталонирований приборов. Упрощается также конструкция прибора, тзк как исключаются привод и направляющая призмы 4.

Формула изобретения

Гирокомпас, содержащий чувствительный элемент с гиромотором, на торце которого имеется отражатель, подвешенный в следящем корпусе, установленном с возможностью поворота в два положения и снабженном датчиком угла поворота, автоколлимационным датчиком угла и базисной призмой, соединенным с ротором датчика угла поворота и установленным в наружном корпусе, на котором закреплен статор датчика угла поворота следящего корпуса и onm ecweh контроЛьный элемент, при этом в первом положении следящего корпуса автоколлимационный датчик угла оптически сопряжен с отражателем на гиромоторе чувствительного элемента, через базисную призму, а во втором положении автоколлимзционный датчик угла оптически сопряжен с контрольным элементом, расположенным на следящем корпусе, от л и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повышения точности, удобства в эксплуатации и упрощения конструкции, базисная призма жестко закреплена на следящем корпусе и во втором положении автоколлимационного датчик угла сопряжен с контрольным элементом наружного корпуса гирокомпаса посредством базисной призмы.

Гирокомпас Гирокомпас 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при определении направления меридиана наземными гирокомпасами

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в маркшейдерском деле, при строительстве метро и туннелей, при топографической подготовке местности

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению, а именно к гидрокомпасам, предназначенным для определения географического меридиана

Изобретение относится к гироскопическому приборостроенш и может быть использовано при создании приборов , предназначенных дтп огурец с юния азимутов ориентирных направлений с высокой точностью, Цель изобретения - повышение точности о прел елспня азимутов ориентирных направлений

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при определении вредного момента подвеса чувствительного элемента маятникового наземного гирокомпаса

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в маркшейдерском деле при строительстве метро и туннелей, при топографической подготовке местности

Изобретение относится к приборостроению и монет быть использовано при определении азимута ориентиркь х направлений наземнымми маятниковыми гирокомпасами

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для определения плоскости меридиана наземными маятниковыми гирокомпасами

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК)

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов
Наверх